Похожие презентации:
Вершина европейской схоластики: Фома Аквинский: жизнь и учение
1. Вершина европейской схоластики: Фома Аквинский: жизнь и учение (соотношение веры и разума, спор об универсалиях, доказательства
бытияБога)
Чиркова Дарья
Группа 221-ХМо
2.
Фома АквинскийРодился
1225
Замок Роккасекка, близ
Аквино
Умер
7 марта 1274(49 лет)
Аббатство Фоссанова,
Папская область
3.
Соотношение веры и разумаИсследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к следующим выводам:
• вера и разум – не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия;
• вера и разум одновременно участвуют в процессе познания;
• вера и разум дают истинное знание;
• если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание;
• все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом
непознаваемо;
• разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой
души и др.;
• не поддаются рациональному (разумному) познанию проблемы сотворения мира,
первородного греха, троичность Бога, а, следовательно, могут быть познаны через
Божественное откровение;
• философия и теология — разные науки;
• философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;
• все остальное (божественное откровение) может познать только теология.
4.
Доказательствабытия Бога
Разумная
душа
животные
“растительная душа"
неорганические стихии и
минералы
5.
Спор об универсалияхСуществуют 3 рода универсалий:
1. Во-первых, универсалии существуют в самих вещах. Эти универсалии,
существующие в вещах, и составляют сущность этих вещей. Это есть
непосредственная универсалия.
2. Универсалии существуют и в человеческом уме, который, т. е. ум, путем
абстракции извлекает при помощи активного ума универсалии из
конкретных вещей. Т. е. универсалии существуют и после вещей. Эти
универсалии Фома называет «мысленные универсалии».
3. Но, кроме того, универсалии существуют и в божественном Уме, до вещей.
Эти универсалии (“божественные универсалии”) – и есть идеи, или
первоначальные формы, содержащиеся в божественном Уме, и только лишь
Бог является первопричиной всего сущего, только Он мыслит в Себе образцы
всех вещей.