Похожие презентации:
Философские идеи Фомы Аквинского
1. Философские идеи Фомы Аквинского
ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ ФОМЫАКВИНСКОГО
Работу подготовила:
Руководитель:
студентка группы УКБ-18 Головкина О.В.
к.э.н., доцент Сидоров Л.Г.
2. Введение
ВВЕДЕНИЕФилософия явилась на свет в результате
осознания человечеством самого себя.
Желаешь познать себя — философствуй, это
справедливо как для отдельного человека, так
и для любой эпохи.
3. Основные черты философии средневековья
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ФИЛОСОФИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯПод «средневековьем» обычно понимают период
развития общества, охватывающее ряд столетий
от древнего мира до Нового времени. Для
Западной Европы его начало приходится на V
век нашей эры, и оно связано с распадом
Римской империи, а завершение относится к XIV
веку, к возникновению эпохи Возрождения. В
социально-экономическом плане он соотносится
с эпохой феодализма, с распространением и
укреплением общественного строя, более
прогрессивного, чем рабовладельческая
организация общества.
4. Биография фомы аквинского
БИОГРАФИЯ ФОМЫ АКВИНСКОГОФома Аквинский - крупнейший
средневековый философ и теолог,
получивший титул "ангельского доктора",
причисленный 18 июля 1323 г. к лику святых
Иоанном XXII и считающийся покровителем
католических университетов, колледжей и
школ. Папа Лев XIII в энциклике Aеterni Patris
(4 августа 1879) объявил его наиболее
авторитетным католическим ученым.
5. Фома аквинский
ФОМА АКВИНСКИЙ6. Учение о бытии
УЧЕНИЕ О БЫТИИСогласно Аквинату, материя - только
восприемница сменяющих друг друга форм,
"чистая потенциальность", ибо лишь благодаря
форме вещь является вещью определенного
рода и вида. Кроме того, форма выступает в
роли целевой причины образования вещи. А
причиной индивидуального своеобразия вещей
(принципом индивидуации) является
"получившая напечатление" материя того или
иного индивида.
7. Пять доказательств бытия бога
ПЯТЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ БЫТИЯ БОГА1. Первое доказательство состоит в том, что дается в опыте каждому человеку -- в движении. Одно
сообщает движение другому, другое третьему и т.д. Но невозможно, чтобы так продолжалось до
бесконечности. Необходимо помыслить некий перводвигатель, который сам не движим ничем.
Это и есть Бог.
2. Второй путь, также основанный на чувственных данных, обращается к производящим
причинам, которые имеют свои следствия. Цепь причин и следствий также не может уходить в
бесконечность, поэтому «есть первая производящая причина, каковую все именуют Богом».
3. Третье доказательство исходит из понятий возможности и необходимости. Человеческий разум
находит среди вещей такие, которые могут быть, а могут не быть. Для всех вещей такого рода
невозможно вечное бытие, но также невозможно, чтобы все вещи были случайны. Должно быть
нечто необходимое. И это необходимое должно иметь свои причины, которые не могут уходить в
бесконечность, что ясно из предыдущего доказательства. Поэтому надо предположить некую
необходимую сущность, которая не имеет внешней причины своей необходимости, но сама
составляет причину необходимости для всех иных. Это есть Бог.
4. Четвертое доказательство касается степеней совершенства, истинности и благородства разных
вещей. Чтобы определить эту степень, необходимо иметь некую сущность, которая будет
предельной степенью всех благ и совершенств. И это, по мнению Аквината, Бог.
5. Пятое доказательство исходит из «распорядка природы». Все вещи в природе, лишенные
разума, тем не менее устроены целесообразно. Отсюда следует, что их деятельность направляет
«некто одаренный разумом и пониманием, как стрелок направляет стрелу». Следовательно, есть
разумное существо, которое предусматривает цели для всего, что происходит в природе. Это
разумное существо -- Бог.
8. Учение о человеке и его душе
УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ И ЕГО ДУШЕКак первопричина, Бог создает многочисленные
роды и виды вещей, наделенных различной
степенью совершенства, требуемых для полноты
универсуума, имеющего иерархическую
структуру. Особое место в творении занимает
человек, заключающий в себе два мира —
материальный и духовный, являющийся
единством материального тела и души как
формы тела
9.
10. Теория познания
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯОсновополагающий принцип познания, по
Аквинату, - реальное существование всеобщего.
В споре об универсалиях Аквинат отстаивал
позиции умеренного реализма, т.е. всеобщее
существует трояко: "до вещей" (в разуме Бога
как идеи будущих вещей, как вечные идеальные
прообразы сущего), "в вещах", получив
конкретное осуществление, и "после вещей" - в
мышлении человека в результате операций
абстрагирования и обобщения. Человеку
присущи две способности познания - чувство и
интеллект.
11. этика
ЭТИКАБудучи первопричиной всех вещей, Бог, вместе с тем,
является конечной целью их устремлений; конечной
целью морально благих человеческих действий
является достижение блаженства, состоящее в
созерцании Бога (невозможного, согласно Фоме, в
пределах настоящей жизни), все остальные цели
оцениваются в зависимости от их упоряченной
направленности на конечную цель, уклонение от
которой представляет собой зло, коренящееся в
недостатке существования и не являющееся
некоторой самостоятельной сущностью. Вместе с тем
Фома отдавал должное деятельности, направленной
на достижение земных, конечных форм блаженства.
12. Политика и право
ПОЛИТИКА И ПРАВОЗакон определяется как "любое повеление разума, которое
провозглашается ради общего блага тем, кто печется об
общественности". Вечный закон посредством которого
божественное провидение управляет миром, не делает излишним
другие виды закона, проистекающие от него: естественный закон,
принципом которого является основной постулат томистской этики
- "надлежит стремиться к благу и совершать благое, зло же
надлежит избегать", известен в достаточной мере каждому
человеку, и человеческий закон, конкретизирующий постулаты
естественного закона (определяя, например, конкретную форму
наказания за совершенное зло), который необходим, поскольку
совершенство в добродетели зависит от упражнения и удержания
от недобродетельных наклонностей, и силу которого Фома
ограничивает совестью, противящийся несправедливому закону.
13. заключение
ЗАКЛЮЧЕНИЕФома Аквинский - крупнейший средневековый философ и теолог,
получивший титул "ангельского доктора", причисленный 18 июля 1323 г.
к лику святых Иоанном XXII и считающийся покровителем католических
университетов, колледжей и школ.
Важнейшей чертой философии Средневековья, отличающей ее от
античной философии, а тем более от философии Нового времени, была
ее тесная связь с монотеистической религией. В своей теодицее
(оправдании Бога) Фома снимает с него ответственность за зло и
возлагает эту тяжелую ношу на плечи несовершенного человека.
Аквинат рассматривал Бога как первопричину и конечную цель сущего.
Сущность всего телесного заключается в единстве формы и материи.
Именно они суть реальные сверхчувственные внутренние принципы,
образующие всякую реальную вещь, все телесное вообще. Согласно
Аквинату, материя - только восприемница сменяющих друг друга форм,
ибо лишь благодаря форме вещь является вещью определенного рода и
вида.