Тема: Ислам в Вятско-Камском регионе: XIX – начало XXI вв.
Основные периоды распространения ислама в Вятско-Камском регионе
Основные периоды распространения ислама в Вятско-Камском регионе
Эпоха Оренбургского Магометанского духовного собрания (1788–1917 гг.)
Эпоха ОМДС (1788–1917 гг.)
Численность мусульман в Вятской губернии
Мечеть г. Вятка. Начало XX в.
Строительство мечетей (1788–1917 гг.)
Строительство мечетей (1788–1917 гг.)
Строительство мечетей (1788–1917 гг.)
Семья муллы из д. Карино Слободского уезда. Начало XX в.
Подвеска – исламский амулет. Начало XX в. (д. Кестым Глазовского уезда Вятской губернии)
Внутреннее убранство мечети в г. Кирове (2008 г.)
Мусульманское духовенство (1788–1917 гг.)
Требования к мусульманскому духовенству
Мусульманское духовенство: иерархия
Исламская система образования
Джадидизм
Итоги деятельности ОМДС
Ислам в начале XX в.
Ислам в начале XX в.
Ислам в современной России
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
1.54M
Категории: ИсторияИстория РелигияРелигия

Ислам в Вятско-Камском регионе: XIX – начало XXI вв. Лекция 6.Часть 2

1. Тема: Ислам в Вятско-Камском регионе: XIX – начало XXI вв.

2. Основные периоды распространения ислама в Вятско-Камском регионе

1. XIV – середина XVI вв. – период
независимых тюркских государств
2. середина XVI – конец XVIII вв. – эпоха
абызов как неофициальных лидеров в
период отсутствия
общегосударственного статуса ислама
3. 1788–1917 гг. – эпоха Оренбургского
Магометанского духовного собрания

3. Основные периоды распространения ислама в Вятско-Камском регионе

4. 1917–1980-е гг. – советский период –
период борьбы с религиозными
течениями, выступления мусульман
против политики государства
5. 1990-е гг. – настоящее время современный период – возрождение
мусульманской инфраструктуры

4. Эпоха Оренбургского Магометанского духовного собрания (1788–1917 гг.)

конец XVIII в. – начало консолидации
всех социальных слоев татаробашкирского общества
оформление идеи единства народа как
мусульман
1788 г. – образование Оренбургского
Магометанского духовного собрания
(ОМДС)

5. Эпоха ОМДС (1788–1917 гг.)

1. увеличение количества
мусульман в губернии
2. активизация общественнополитической жизни мусульман
Поволжья
3. усиление контроля государства за
деятельностью мусульманского
духовенства и конфессиональных
школ

6. Численность мусульман в Вятской губернии

1782 г. – около 13 000 чел.
1854 г. – 73 944 чел.
1870 г. – 100 173 чел.
1897 г. – 129 528 чел.
1910 г. – 177 831 чел.

7. Мечеть г. Вятка. Начало XX в.

8. Строительство мечетей (1788–1917 гг.)

1. количество мечетей изменялось
поступательно в сторону
увеличения
2. основные уезды распространения
ислама – Елабужский и
Малмыжский уезды
3. cуществовал государственный
контроль за постройкой мечетей

9. Строительство мечетей (1788–1917 гг.)

1. ст. 1073 Уложения о наказаниях –
наказание за самовольную
постройку мусульманских
культовых зданий
2. Устав строительного Свода 1857 г.
– строительство мечетей с
согласия местных и губернских
властей

10. Строительство мечетей (1788–1917 гг.)

3. Указ, запрещающий строить мечети
в деревнях с населением менее
200 душ, действовал с 1756 г. до
1905 г.
4. ГЛАВНОЕ ТРЕБОВАНИЕ: мечеть
не должна служить «соблазном в
вере для христиан и новокрещен»

11. Семья муллы из д. Карино Слободского уезда. Начало XX в.

12. Подвеска – исламский амулет. Начало XX в. (д. Кестым Глазовского уезда Вятской губернии)

13. Внутреннее убранство мечети в г. Кирове (2008 г.)

14. Мусульманское духовенство (1788–1917 гг.)

1. мусульманское духовенство
Вятской губернии имело особую
правовую базу своей
деятельности
2. порядок назначения
мусульманского духовенства
регламентировался основами
светского законодательства

15. Требования к мусульманскому духовенству

1. Политическая благонадёжность
(конец 1891 г. – введена
специальная присяга на
верность службе)
2. 1890 г. – обязательное владение
русским языков

16. Мусульманское духовенство: иерархия

1. Высшее духовное лиц –
оренбургский муфтий
2. Среднее духовное лицо – ахун
(старший ахун), уездные кади и
члены губернского духовного
меджлиса
3. Низшее лицо – хатибы, имамы,
муллы и муэдзины

17. Исламская система образования

Мектебе – начальная школа
2. 1870 г. - создание русскотатарских и русско-башкирских
школ
Активное противодействие местного
мусульманского духовенства
открытию подобных школ из-за
изучения русского языка
1.

18. Джадидизм

1.
Общественное движение российских
мусульман на преобразования
второй половины XIX в.
1880-е гг. – 1905 г. – реформа
традиционного конфессионального
образования
1905–1917 гг. – формирование тюркотатарской нации по европейскому типу

19. Итоги деятельности ОМДС

1788 г. – определён юридический
статус ислама в России
начало XIX в. – рост мечетей и
учебных заведений при мечетях
вторая половина XIX в. – новации в
развитии сельских мусульманских
общин
формирование двух идеологических
течений: кадимизма и джадидизма

20. Ислам в начале XX в.

конец XIX в. – отделение веры от
культуры
культурное реформирование
затронуло школьное дело и
социально-политическую сферу
август 1906 г. – III Всероссийский
мусульманский съезд, принятие
программы «Иттифака»

21. Ислам в начале XX в.

после Февральской революции создание Шуро как органа
мусульманской общины Нового
времени по принятию правовых
решений
складывание новой политической
культуры

22. Ислам в современной России

Ислам распространяется среди
молодых людей
согласно обычаям ислама
следует жить в этом мире
классическая высокая культура
ислама близка к политике
более распространенным
является народный ислам

23. БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

English     Русский Правила