Литература эпохи Возрождения Лекция 2
Эпоха Возрождения и гуманизм
Гуманизм и Реформация
Мартин Лютер
Тема глупости в гуманистической литературе Северного Возрождения
Тема глупости в гуманистической литературе Северного Возрождения
Народная книга (Volksbuch)
Мейстерзанг. Ганс Сакс (1494-1576).
Вопросы к семинарскому занятию по лекции 2
Вопросы к семинарскому занятию по лекции 2
1.48M
Категория: ЛитератураЛитература

Литература эпохи Возрождения. Лекция 2

1. Литература эпохи Возрождения Лекция 2

Возрождения
Лекция 2
Альбрехт
Дюрер
«Двенадцатилетний Христос
среди книжников»

2. Эпоха Возрождения и гуманизм

Смысловым центром эпохи становится слово «человек» в его латинском
звучании - homo.
Если в Средние века вершиной знания было богословие – теология, а его
целью – познание Божественного (studia divina), то теперь вершиной
мудрости признается познание земного и человеческого – studia
humanitatis. Это латинское понятие принято переводить как «гуманизм»
Считается, что первым слово гуманист употребил в начале XV века
ученый и политик Леонардо Бруни, соединив в нем представление об
учености с идеей воспитанности и нравственного достоинства. Гуманист
– это человек знания и добродетели (лат. virtus, итал. virtu), это
деятельный человек.
Человек способен творить сам себя, облагораживать собственную
природу и тем самым определять свое место в мире. При этом творя себя,
человек обновляет и мир, в котором живет, делает его достойным своего
человеческого достоинства.

3. Гуманизм и Реформация

Гуманистическая образованность открывает новые возможности
для богословия. Бывшая в ходу латинская Библия изобиловала
ошибками, дурным наследием средневекового непонимания
текста. За новый перевод и комментарий взялись гуманисты. Не
желая того, они подготовили приход тех, для кого возвращение к
древнееврейскому и греческому тексту Священного Писания стало
поводом реформировать веру, уйти из-под власти католического
Рима и тем самым разрушить единство христианской Европы.
Традиционно начало Реформации связывают со следующим
событием: 31 октября 1517 года немецкий священник Мартин
Лютер (1483-1546) прибил к дверям церкви в Виттенберге 95
тезисов против торговли индульгенциями, которые прозвучали
вызовом Риму.
Принципиальное расхождение реформаторов и гуманистов
заключалось в том, что первые отстаивали право человека на
свободу и верили в его разум, вторые полностью отдали разум
человека во власть Божественной воли.

4. Мартин Лютер

Перу Лютера принадлежит перевод Нового и Ветхого Завета, который был воспринят как
знамение новой веры. В своем труде Лютер исходил из отстаиваемого им права личности на
самостоятельное толкование Священного Писания. В переводе Лютер опирался не на
латинский текст Вульгаты, а на древнееврейский и греческий тексты. Кроме того, перевод был
осуществлен на том общем диалектном языковом варианте, который «одинаково понимали и
южане и северяне». Посредством текста Библии Лютером были утверждены нормы
общенемецкого языка, который лег в основу немецкого литературного языка.

5. Тема глупости в гуманистической литературе Северного Возрождения

Первым произведением литературы о дураках считается «Корабль
дураков» Себастьяна Бранта (1494)
Томас Мурнер «Заклятие дураков» (1512), «Цех
плутов» (1512)

6. Тема глупости в гуманистической литературе Северного Возрождения

Лидер общеевропейского гуманистического движения - нидерландский
гуманист – Эразм Роттердамский (1469-1535). Самое известное сочинение
Эразма Роттердамского – сатира «Похвальное слово Глупости» (1509)

7. Народная книга (Volksbuch)

Народная книга – уникальный литературно-издательский жанр.
Первые отпечатанные типографским способом книги получили
широкое распространение и стали очень популярными. Отсюда и
их название – народные книги.
Впервые «История о докторе Иоганне Фаусте» была опубликована
книгоиздателем И. Шписом в 1587г. Публикации предшествовала
устная и рукописная традиции. Сразу же вслед за ней начинается
литературная судьба образа Фауста, впервые обработанного в
Англии Кристофером Марло, спустя два-три года написавшим
трагедию на этот сюжет.
Вечный сюжет о человеческом стремлении за границы доступного
и дозволенного приобретает особое значение на историческом
стыке гуманизма и Реформации. С гуманистической точки зрения
человек свободен в своем дерзании, ограниченном благочестивым
разумом. А если сам разум не ограничивает, а толкает следовать
далее и далее, жаждет выведать все тайны бытия, как это делает
Фауст в первой и второй частях народной книги?

8. Мейстерзанг. Ганс Сакс (1494-1576).

Мейстерзанг (Meistersang, или Meistergesang) - поэзия цеховых ремесленников
Германии, культивировавшаяся в специальных литературно-певческих обществах
(школах). Период наиболее интенсивного развития М. - XIV-XVI вв. - эпоха подъема
немецких городов на основе расцвета торговли и цехового ремесла. Крупнейшие
центры складывающейся бюргерской культуры (Майнц, Страсбург, Вормс, Ульм,
Аугсбург, Нюренберг, Мюнхен и др.) становятся очагами М., откуда поэзия
«мастеров» распространяется (с некоторым запозданием) также на более отсталые
области восточной Германии.

9. Вопросы к семинарскому занятию по лекции 2

1. Что подразумевают под словом «гуманизм», когда говорят об эпохе Возрождения?
Каким был гуманистический стиль жизни и мысли?
Особенности культуры Возрождения http://media.ls.urfu.ru/420/1090/2254/2206/1337/
Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.
Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: Стиль жизни, стиль мышления. М., 1978. Северное
Возрождение в живописиhttp://www.youtube.com/watch?v=smCF_xluDOA
2. Что такое критика текста как принцип гуманистического мышления? Как критика
текста связана с европейской Реформацией? Деятельность Мартина Лютера.
Очерки по истории Реформации. Мартин Лютер.http://
www.youtube.com/watch?v=Ndnq04xk3x0
Алексеев М.П., Жирмунский В.М. и др. История зарубежной литературы. Средние века и
Возрождение. М., 1987.
Мартынова О.С. История немецкой литературы. Средние века – эпоха Просвещения. М.,
2004.
3. Почему тема глупости становится популярной в эпоху Возрождения. Что такое
литература о дураках?
Мартынова О.С. История немецкой литературы. Средние века – эпоха Просвещения. М.,
2004.
Алексеев М.П., Жирмунский В.М. и др. История зарубежной литературы. Средние века и
Возрождение. М., 1987.
История немецкой литературы. Под ред. Н.А. Гуляева. М., 1975.
История немецкой литературы: В 5 т., М., 1962. – Т.1.

10. Вопросы к семинарскому занятию по лекции 2

4. В чем заключается различие между гуманистами и
реформаторами? Литературное наследие Эразма Роттердамского.
Эразм Роттердамский – Вольтер XVI века http://rideo.tv/video/42027/
Erasmus and More https://www.youtube.com/watch?v=-yLerAsDNs4
5. Народные книги эпохи Северного Возрождения.
Мартынова О.С. История немецкой литературы. Средние века – эпоха
Просвещения. М., 2004.
Алексеев М.П., Жирмунский В.М. и др. История зарубежной
литературы. Средние века и Возрождение. М., 1987.
История немецкой литературы. Под ред. Н.А. Гуляева. М., 1975.
История немецкой литературы: В 5 т., М., 1962. – Т.1.
6. Расцвет мейстерзанга в немецкой литературе. Творчество Ганса
Сакса.
Нюрнберг Ганс Сакс http://my.mail.ru/mail/alex__
odin/video/19725/19732.html
English     Русский Правила