Литература эпохи Возрождения
Характеристика эпохи Возрождения (1)
Характеристика эпохи Возрождения (2)
Характеристика эпохи Возрождения (3)
Возникновение и распространение Возрождения
Периоды эпохи Возрождения
Творчество трех великих итальянских мастеров знаменует собой вершину Ренессанса.
Три великих мастера (2)
Итальянский ренессанс в Европе
Основные фигуры «Северного Возрождения»
Человек эпохи Возрождения
Развитие знаний
Развитие общественных наук
Литература эпохи Возрождения
Творчество писателей Возрождения
Жанры литературы Возрождения (1)
Жанры литературы Возрождения (2)
Данте Алигьери
Некоторые другие произведения Данте
Дантовские образы в наши дни
Джованни Боккаччо
Боккаччо и его «Декамерон»
Франсуа Рабле
Гаргантюа и Пантагрюэль
Франсуа Вийон
Жизнь и смерть поэта
Пьер де Ронсар
Мигель де Сервантес Сааведра
Лопе де Вега
Уильям Шекспир
Произведения Шекспира
Значение Возрождения
2.10M
Категория: ЛитератураЛитература

Литература эпохи Возрождения

1. Литература эпохи Возрождения

2. Характеристика эпохи Возрождения (1)

Возрождение, или Ренессанс — эпоха в истории
культуры Европы, пришедшая на смену культуре
Средних веков и предшествующая культуре нового
времени.
Примерные хронологические рамки эпохи — начало
XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых
случаях — первые десятилетия XVII века (например, в
Англии и, особенно, в Испании).
Отличительная черта эпохи Возрождения — светский
характер культуры и её антропоцентризм (то есть
интерес, в первую очередь, к человеку и его
деятельности).
Появляется интерес к античной культуре, происходит
как бы её «возрождение» — так и появился термин.

3. Характеристика эпохи Возрождения (2)

Рост городов-республик привёл к росту влияния
сословий, не участвовавших в феодальных
отношениях: мастеровых и ремесленников,
торговцев, банкиров. Всем им была чужда
иерархическая система ценностей, созданная
средневековой, во многом церковной культурой, и её
аскетичный, смиренный дух.
Это привело к появлению гуманизма —
общественно-философского движения,
рассматривавшего человека, его личность, его
свободу, его активную, созидающую деятельность
как высшую ценность и критерий оценки
общественных институтов.

4. Характеристика эпохи Возрождения (3)

Новое мировоззрение обратилось к
античности, видя в ней пример
гуманистических, неаскетичных
отношений.
Изобретение в середине XV века
книгопечатания сыграло огромную
роль в распространении античного
наследия и новых взглядов по всей
Европе.

5. Возникновение и распространение Возрождения

Возрождение возникло в Италии, где первые
его признаки были заметны ещё в XIII и XIV
веках, но оно твёрдо установилось только с
20-х годов XV века.
Во Франции, Германии и других странах это
движение началось значительно позже. К
концу XV века оно достигло своего
наивысшего расцвета.
В XVI веке назревает кризис идей
Возрождения, следствием чего является
возникновение маньеризма и барокко.

6. Периоды эпохи Возрождения

Проторенессанс (2-я половина XIII века
— XIV век)
Раннее Возрождение (начало XV века —
конец XV века)
Высокое Возрождение (конец XV —
первые 20 лет XVI века)
Позднее Возрождение (середина XVI —
90-е годы XVI века)

7. Творчество трех великих итальянских мастеров знаменует собой вершину Ренессанса.

Леонардо да Винчи (1452 1519),
Микеланджело Буонаротти
(1475 - 1564)
Рафаэль Санти (1483 - 1520).

8. Три великих мастера (2)

9. Итальянский ренессанс в Европе

Итальянский Ренессанс практически не имел
влияния на другие страны до 1450 г. После
1500 г. стиль распространился по континенту,
но многие позднеготические влияния
сохранялись даже до наступления эпохи
барокко.
Период Ренессанса на территории
Нидерландов, Германии и Франции принято
выделять в отдельное стилевое направление,
имеющее некоторые различия с
Возрождением в Италии, и называть
«Северное Возрождение».

10. Основные фигуры «Северного Возрождения»

Альбрехт Дюрер
Ганс Гольбейн
Младший
Лукас Кранах
Старший
Питер Брейгель
Старший

11. Человек эпохи Возрождения

Философы Возрождения преклонялись перед
разумом и его творческой мощью. Разум — это
бесценный дар природы, который отличает человека
от всего сущего, делает его богоподобным.
Для гуманиста мудрость являлась высшим благом,
доступным людям, и поэтому своей важнейшей
задачей они считали пропаганду классической
античной литературы.
В мудрости и познании, верили они, человек
обретает настоящее счастье — и в этом состояло его
подлинное благородство. Улучшение человеческой
природы через изучение античной литературы —
краеугольный камень ренессансного гуманизма.

12. Развитие знаний

в XIV—XVI веках существенно повлияло на
представления людей о мире и месте
человека в нём.
Великие географические открытия,
гелиоцентрическая система мира Николая
Коперника изменили представления о
размерах Земли и её месте во Вселенной.
Работы Парацельса и Везалия, в которых
впервые после античности были предприняты
попытки изучить строение человека и
процессы, происходящие в нём, положили
начало научной медицине и анатомии.

13. Развитие общественных наук

Крупные изменения произошли и в общественных
науках. В работах Никколо Макиавелли
исторические и политические процессы впервые стали
рассматриваться как результат взаимодействия
различных групп людей и их интересов.
Тогда же были предприняты попытки разработки
«идеального» общественного устройства: «Утопия»
Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо
Кампанеллы.
Благодаря интересу к античности были восстановлены,
выверены и напечатаны многие античные тексты.
Почти все гуманисты так или иначе занимались
изучением классической латыни и
древнегреческого языка.

14. Литература эпохи Возрождения

Крупное направление в литературе, составная часть
всей культуры эпохи Возрождения. Занимает период с
XIV по XVI век.
От средневековой литературы отличается тем, что
базируется на новых, прогрессивных идеях
гуманизма. Синонимом Возрождения является термин
«Ренессанс», французского происхождения.
Идеи гуманизма зарождаются впервые в Италии, а
затем распространяются по всей Европе. Также и
литература Возрождения распространилась по всей
Европе, но приобрела в каждой отдельной стране свой
национальный характер.
Термин Возрождение означает обновление,
обращение художников, писателей, мыслителей
к культуре и искусству античности, подражание ее
высоким идеалам.

15. Творчество писателей Возрождения

В творчестве таких авторов, как Петрарка, Рабле,
Шекспир, Сервантес выражено новое понимание
жизни человеком, отвергающим рабскую покорность,
которую проповедует церковь.
Человека они представляют, как высшее создание
природы, стараясь раскрыть красоту его
физического облика и богатство души и ума.
Для реализма Возрождения характерна
масштабность образов (Гамлет, король Лир),
поэтизация образа, способность к большому
чувству и одновременно высокий накал
трагического конфликта («Ромео и
Джульетта»), отражающего столкновение человека
с враждебными ему силами.

16. Жанры литературы Возрождения (1)

Для литературы Возрождения характерны
различные жанры. Но определенные
литературные формы преобладали.
Наиболее популярным был жанр новеллы,
который так и именуется новеллой
Возрождения. В поэзии становится наиболее
характерной формой сонет (строфа из 14
строк с определенной рифмовкой).
Большое развитие получает драматургия.
Наиболее выдающимися драматургами
Возрождения являются Лопе де Вега в
Испании и Шекспир в Англии.

17. Жанры литературы Возрождения (2)

Широко распространена публицистика и
философская проза.
В Италии Джордано Бруно создает свои
новые философские концепции.
В Англии Томас Мор высказывает идеи
утопического коммунизма в книге «Утопия».
Широко известны и такие авторы, как
Мишель де Монтень («Опыты») и Эразм
Роттердамский («Похвала глупости»).

18. Данте Алигьери

Полное имя Дуранте
дельи Алигьери (1265 —
1321) — итальянский
поэт, один из
основоположников
литературного
итальянского языка.
Создатель «Комедии»
(позднее получившей
эпитет «Божественной»,
введённый Боккаччо), в
которой был дан синтез
позднесредневековой
культуры.

19. Некоторые другие произведения Данте

«Пир»
«О народном красноречии»
«Эклоги»
«Послания»
«Цветок» (поэма из 232 сонетов)
«Вопрос о воде и земле»
«Новая жизнь»
«Стихи»

20. Дантовские образы в наши дни

21. Джованни Боккаччо

(1313, Париж, — 1375, Чертальдо, Италия) —
итальянский писатель и поэт, представитель
литературы эпохи раннего Возрождения.
Автор поэм на сюжеты античной мифологии,
психологической повести «Фьямметта» (1343,
опубликована в 1472), пасторалей, сонетов.
Главное произведение — «Декамерон» (1350 —1353,
опубликовано в 1470) — книга новелл, проникнутых
гуманистическими идеями, духом свободомыслия и
антиклерикализма, неприятием аскетической морали,
жизнерадостным юмором, многоцветная панорама
нравов итальянского общества

22. Боккаччо и его «Декамерон»

23. Франсуа Рабле

(1494, Шинон 1553,
Париж) —
французский
писатель, один из
величайших
европейских
сатириковгуманистов эпохи
Ренессанса.
Автор романа
«Гаргантюа и
Пантагрюэль».

24. Гаргантюа и Пантагрюэль

25. Франсуа Вийон

(настоящая
фамилия — де
Монкорбье), 1431
или 1432, Париж,
— год и место
смерти
неизвестны —
поэт
французского
средневековья.

26. Жизнь и смерть поэта

Я — Франсуа, чему не
рад,
Увы, ждет смерть
злодея,
И сколько весит этот
зад,
Узнает скоро шея.
(Перевод И. Эренбурга)

27. Пьер де Ронсар

(1524, замок ЛаПоссоньер, —1585,
аббатство Сен-Ком) —
знаменитый
французский поэт XVI
века.
Возглавлял
объединение
«Плеяда»,
проповедовавшее
обогащение
национальной поэзии
изучением греческой и
римской литератур.

28. Мигель де Сервантес Сааведра

(1547, Алькала-деЭнарес — 23 апреля
1616, Мадрид) —
всемирно известный
испанский писатель.
Прежде всего известен
как автор одного из
величайших
произведений мировой
литературы — романа
«Хитроумный
идальго Дон Кихот
Ламанчский».

29. Лопе де Вега

Полное имя —
Феликс Лопе де Вега
и Карпио, 1562,
Мадрид — 1635,там
же) — испанский
драматург, поэт и
прозаик.
Автор более чем
2000 пьес, из
которых 425 дошли
до наших дней.

30. Уильям Шекспир

(1564, Стратфорд-наЭйвоне, Англия —1616,
там же) — великий
английский драматург и
поэт, один из самых
знаменитых
драматургов мира.
Автор по крайней мере
12 трагедий, 16
комедий, 6
исторических хроник —
в том числе состоящих
из нескольких частей, 4
поэм и цикла из 154
сонетов.

31. Произведения Шекспира

Гамлет, принц датский
Буря (пьеса)
Король Лир
Отелло
Макбет (пьеса)
Ромео и Джульетта
Укрощение строптивой
Зимняя сказка
Сон в летнюю ночь
Двенадцатая ночь
Цимбелин
Виндзорские
насмешницы
Юлий Цезарь

32. Значение Возрождения

Главный результат и основное завоевание Возрождения —
утверждение
активной человеческой личности, ее оптимистического
потенциала творческих
начал, приведшее к множеству великих достижений
человечества удобствам,
комфорту и повышению качества жизни, — уже к концу
XV в. плохо согласуется
с традиционными основами средневековой культуры и
жизни, грозит вылиться в
острый конфликт с нею и в полный разрыв со
средневековым целым.
Все это еще больше усугубляло противоречия
ренессансной эпохи, превращая
их в острейший конфликт как внутри самой ренессансной
личности, так и между
культурными пластами эпохи, но в то же время Ренессанс
являлся толчком для
создания новой культуры – культуры Нового времени.
English     Русский Правила