Символический характер художественного образа
Изоморфема
Метафора
Иероним Босх. Корабль дураков
Аллегория
Питер Пауль Рубенс. Союз Земли и Воды
Формальные компоненты живописного образа:
Линия
Форма
Свет
Цвет Пикассо. «Розовый период»
Поль Гоген. Желтый Христос
Мозаика церкви Сан-Витале
Перспектива
Обратная перспектива
Ортогональная перспектива
Параллельная перспектива
Развитие художественного моделирования
Взаимодействие образа и материала
Релятивистский характер художественного образа
34.82M
Категория: ИскусствоИскусство

Символический характер художественного образа

1. Символический характер художественного образа

Выполнила: Зорина Наталья
ИИиД, 4 курс, Пед. ИЗО и МХК

2.

Художественный
образ – это
закодированное
эмоциональное
отношение к
объекту

3.

Ипостаси
художественного
образа
Изоморфема
образ обозначает
вполне конкретный
объект и имеет
структурное сходство
с ним
Метафора
Аллегория
элементы образа
не совпадают со
структурой объекта
символ
абстрактного
объекта

4. Изоморфема

Жан Огюст
Доминик Энгр.
Портрет Бертена

5.

Энгр долго и мучительно искал наиболее
выразительную композицию портрета для точной
передачи тех чувств, которые вызывал в нем образ
могущественного главы французской политической
прессы эпохи Июльской монархии. Энгр нашел
сочетание всех элементов, в котором особую
выразительность образу придает сидячая поза
портретируемого (сидит как бы «на троне») и
расположение пальцев правой руки, напоминающее
когти орла, готовые вонзиться в очередную жертву.
Следовательно глубоко реалистический образ
Бертена оказался не копией реального человека, а
«удивительным синтезом строго продуманных и
отобранных наблюдений с ощущением свободы и
естественности в трактовке модели»

6.

Ян Вермеер.
Молочница
Вермеер изображает
только одну
фигуру сильной и
крепкой женщины,
которая
возвышается как
богиня, одетая
скромно и
опрятно.

7.

Поль Деларош.
Портрет Петра I
Пётр здесь – сильная
романтическая личность.
Мудрый, уверенный взгляд,
высокий лоб, свободная
величественная и гордая
поза. На картине –
воплощение мечты Петра о
величии и силе Российской
Империи: одна рука Петра
свободно лежит на карте –
России открыты все
горизонты; другая уверенно
сжимает шпагу и опирается
на пушку – символ военной
мощи и славы русского
оружия

8.

Томас Гейнсборо. Портрет супругов Эндрюс

9.

Художник через детали показал
атмосферу, царящую в этой семье.
Предполагается, что не дописанное пятно
на коленях у жены это петух. Она
ощипывает его. Петух символизирует
мужа. Скорее всего данный брак
заключен не по любви

10.

Густав
Климт.
Даная
В образе
золотого
дождя
выступает
Зевс

11. Метафора

Известный итальянский художник, один из первых художников
Возрождения, Джотто писал фрески и доски при дворах
многих государей. Особенно к нему благоволил король
Неаполя.
Кроме фресок и досок на религиозные сюжеты, неаполитанский
король однажды в шутку поручил Джотто изобразить целиком
его королевство.
А надо сказать, что в то время в Неаполе господствовали
республиканские настроения и жители королевства
помышляли сменить своего государя. Джотто изобразил
навьюченного осла, у ног которого лежит еще один тюк, к
которому тот тянется с явным желанием тоже взгромоздить
себе на спину. На первом тюке лежит корона, а на втором
скипетр.
— И что все это значит? — удивился король.
— Вот и подданные, и королевство. Каждый день эти ослы
желают посадить себе на шею нового властителя.

12. Иероним Босх. Корабль дураков

Корабль традиционно символизировал
Церковь, ведущую души верующих к
небесной пристани. У Босха на корабле
вместе с крестьянами беспутствуют
монахи две монахини — явный намёк на
упадок нравов как в Церкви, так и среди
мирян, а из гущи листвы выглядывает
сова. Монах и монахиня с упоением
распевают песни, не ведая, что Корабль
Церкви превратился в свой антипод —
Корабль Зла, без руля и ветрил влекущий
души в Ад. Корабль представляет собой
диковинное сооружение: мачтой ему
служит живое, покрытое листьями
дерево, сломанная ветка — рулём.
Высказывались мнения, что мачта в виде
дерева соотносится с так называемым
майским деревом, вокруг которого
происходят народные празднества в
честь прихода весны — времени года,
когда и миряне, и духовенство склонны
преступать моральные запреты

13.

Эжен Делакруа. Греция на
развалинах Миссолунги
На картине изображена
аллегорическая фигура
Греции. Она скорбно
распростерла руки над
свежей могилой греческого
патриота. Эта работа связана
с падением Миссолунги,
последнего очага
сопротивления, подавленного
турками в ходе
провалившегося восстания.

14. Аллегория

Ван Дейк. Портрет
леди Венеции
Дигби,
олицетворяющей
Благоразумие

15.

Это одна из самых интригующих картин ван Дейка. На
ней изображена Венеция Дигби, жена друга
художника сэра Дигби. 1 мая 1633 года
тридцатилетняя Венеция неожиданно умерла, и
убитый горем муж немедленно заказал ван Дейку ее
портрет. Поговаривали, что отличавшаяся красотой
женщина до свадьбы была неразборчива в связях.
Несомненно, ее муж знал об этом, однако попросил
ван Дейка изобразить Венецию как образец
добродетели и супружеской верности.
Змея в правой руке Венеции означает мудрость. У
левой руки Венеции мы видим пару голубей – символ
супружеского счастья. Правой ногой Венеция
подпирает Купидона, бога любви. Этот жест должен
означать ее супружескую верность. Человек с маской
на затылке – образ двуличия – символизирует обман
и ложь. На полотне эта аллегорическая фигура
трусливо отворачивается от Венеции, словно
сраженная ее добродетелями.

16.

Ян Вермеер.
Аллегория
Веры
Фигура Веры, помещенная
на приподнятую основу,
одной ногой опирается на
глобус. На столе около нее
помещена открытая
Библия, евхаристическая
чаша, распятие из черного
дерева. На полу
поверженное яблоко и
придавленная камнем
змея. На заднем плане
картина Распятие с
предстоящими работы
Якоба Йорданса

17.

Сандро Боттичелли.
Аллегория силы

18.

Жан-Леон
Жером. Истина,
выбирающаяся
из колодца

19.

Пьер Сесиль Пюви де
Шаванн. Надежда

20.

Надежда изображена в виде хрупкой
девочки с молодым деревцем в руке.
Неестественно угловатый контур
фигуры девочки подчеркивает
«хрупкость» Надежды.

21. Питер Пауль Рубенс. Союз Земли и Воды

Комбинированный
символический образ,
так как:
– Аллегория союза двух
стран (аллегория)
– Бог и богиня
представляют Фландрию
и Голландию (метафора)

22. Формальные компоненты живописного образа:

а) линия;
б) форма;
в) свет;
г) цвет;
д) перспектива

23. Линия

Сессю. Зима
На фоне зимнего пейзажа от
земли к небу поднимается
вертикальная
зигзагообразная линия - как
будто трещина на прозрачной
поверхности. Зритель словно
ощущает "трескучий мороз" в
неподвижном воздухе

24. Форма

Пабло Пикассо. Бидон и
миски
Для кубистов форма
была важнее цвета

25.

Казимир Малевич.
Супрематическая
композиция
Нужно дать формам
жизнь и право на
индивидуальное
существование.
Только
супрематические
фигуры делегируют
абсолютную власть
воле художника,
освобождая его от
необходимости
копировать видимую
действительность

26. Свет

Франсиско Сурбаран. Мученичество святого
Себастьяна

27.

Поднятая рука и уходящая нога создают
динамику в картине. Ярко освещенное
тело создает экспрессивность образа

28.

Микеланджело де Караваджо.
Призвание апостола Матфея

29.

Свет здесь не просто
источник освещения,
он несет в себе
определенную
символику. Это свет
божественный,
который вырывает из
тьмы, из невежества

30.

Поленов В. Д. Больная

31.

Тьма, наплывающая со всех сторон и
символизирующая смерть, почти
навязчива – она поглощает все живое,
втягивая в себя, подобно воронке,
лежащую девушку

32. Цвет Пикассо. «Розовый период»

33.

Внезапная любовь и романтические настроения
окрасили полотна Пикассо в новые цвета.
Постепенно угрюмых нищих и стариков
сменили жизнерадостные циркачи, арлекины
и акробаты. Теперь главным цветом его
картин стал выразительный жемчужнорозовый.
Смысловой подтекст тоже поменялся: в
сюжетах появились нежность, трогательность
сопереживания и «неуловимая хрупкость
момента».

34. Поль Гоген. Желтый Христос

Красные деревья
как окровавленные
сердца: «Не была
ли напрасна жертва
Христа?»

35. Мозаика церкви Сан-Витале

36.

Главной особенностью византийских мозаик
был золотой фон, он имел особый смысл.
Византийцы любили золото как символ
праздничности, великолепия, богатства и
роскоши, и как символ сияющего неба,
создающего ощущение отрешенности от
реальной жизни, невозможности разумом
постичь божественную сущность. А также
золотой фон, как один из самых ярких цветов,
создавал вокруг изображенных фигур эффект
немеркнущего священного сияния

37.

Санти Рафаэль.
Прекрасная садовница
Красный цвет символизирует
в данном случае царскую
власть, а синий божественное начало
(«небесная сила»).
Сочетание красного и
синего становится таким
образом символом
божественного могущества,
которое требует
благоговейного отношения.

38.

Врубель М. А.
Гамлет и Офелия
Золотистокоричневые и
черные тона
придают картине
ощущение тяжести,
настороженности
атмосферы

39.

Анри Матисс. Танец

40.

И вот Мы видим танец как неистовый
хоровод. Мы словно переносимся в
мифические дали первобытной эпохи,
где танцы были проявлением магии,
воплощением торжества жизнью над
смертью. Ощущение первобытности
Матисс подчеркивает и глиняным,
красно-коричневым цветом фигур

41. Перспектива

Линейная перспектива
Дельво

42.

Здесь линейная перспектива лишь
кодирует эмоциональное отношение
художника к сновидению или
навязчивой идее.

43.

Андреа Мантенья.
Мертвый Христос

44.

Экспрессивность и напряжённость
композиции передана с помощью
линейной перспективы

45. Обратная перспектива

Пьетро Каваллини. Благовещение

46.

Жорж Брак. Скрипка и
палитра
Рассмотрение объекта с
разных сторон необходимо для
познания его истинной сути

47. Ортогональная перспектива

Для воплощения идеи
вечного в образесуществительном
применялся метод
ортогональных
проекций. Каждый
объект изображения
осмысливался в отрыве
от окружающего
пространства, творец
вникал в суть объекта,
отбрасывая все
сиюминутное и
незначительное,
оставляя лишь вечные
и подлинные образы,
независимые от
времени и
пространства - образысуществительные.

48. Параллельная перспектива

Китайская
живопись.
Горы и воды

49.

Искусство восточного пейзажа
представляло собой взгляд из
бесконечности, который проходил
сквозь картину и устремлялся дальше в
бесконечность.

50. Развитие художественного моделирования

Древнегреческая легенда о том, как
зародилась живопись, была записана
римским философом Плинием Старшим,
который поведал о ней в трактате
«Естественная история».
В Коринфе жил гончар по имени Бутад с
дочерью Филией. Девушка была беззаветно
влюблена в коринфского юношу Аристона и
это чувство было взаимным. Однажды
вечером, когда уже во всех жилищах Коринфа
зажигали лампы, он пришел в ее дом, чтобы
проститься. Его ждал долгий военный поход,
из которого он мог и не вернуться.
Безутешная девушка попросила юношу
повернуться в профиль, чтобы обвести тень
его лица на стене абрисом. Так образ
возлюбленного остался с ней, хотя сам
юноша был далеко.

51.

Но не любая тень – это
художественное
произведение, а только
та которая кодирует
эмоциональное
отношение к ней.
Джорджо де Кирико.
Пророк
тень становится
навязчивым образом
тьмы ночи, любой тьмы
навязчивых
страхов, тьмы душевной

52.

В мифах древней
Индии первое
художественное
произведение –
портрет прекрасной
девушки, с которой
никто не мог
сравниться.
Изображение Урваши
это не копия, это
символ
эмоционального
отношения бога Вишну
к роскошному
творению его мощной
фантазии

53. Взаимодействие образа и материала

Разница материалов для одной скульптуры

54.

В мраморе (в котором голова задумана)
голова мальчика характеризуется мягкими
линиями, нежной, но ясной моделировкой. В
бронзовом отливе у той же головы острые,
подчеркнутые черты, улыбка натянутая,
словно ироническая, внезапные блики света
отнимают у форм ясную структуру. Кроме
того, вследствие темного, острого силуэта
бронзовый бюст кажется относительно
меньшего размера.

55.

Фреска
Микеланджело.
Страшный суд
Фреска хорошо
передает
возвышенные
чувства,
«неземной»
характер
происходящего

56.

Христос Пантократор. Мозаика храма Спасителя
монастыря Хора в Константинополе

57.

Ни одна из техник живописи: темперная,
акварельная и даже масляная, а тем
более фреска, не могут дать такой
насыщенности цвета, какое даёт
цветное стекло. Силуэты насыщенных
цветов выразительно выделялись на
золотом фоне. Эти глубокие
насыщенные цвета вызывали у зрителя
ощущение совершающегося на его
глазах чуда.

58.

Масляная живопись
Франс Снайдерс. Рыбная лавка

59.

Масляная живопись позволяет
прописать все детали, а также передать
материальность предмета

60.

Пастель. С
помощью пастели
можно добиться
такой свежести и
сияния, которые
никогда не удастся
создать маслом
Розальба
Каррьера. Нимфа
из свиты
Аполлона

61.

Импрессионизм
Клод Моне. Дама
в саду

62.

Пуантилизм
Жорж Сёра.
Эйфелева башня

63.

Фовизм. Главенство цвета над формой
Анри Матисс. Радость жизни

64.

Кубизм.
Появление
коллажа
Пабло Пикассо.
Гитара

65.

Фроттаж
Макс Эрнст

66.

Граттаж
Алена Мартьянова. Амстердам

67.

Отказ от
накладывания
краски с помощью
кисти
Абстрактные
полотна Таринаны
фон Анхальт
Двигатели
самолета в
качестве кисти
для картин

68.

Оп-арт. заменяет краску цветными плитками
разного тона, а роль кисти теперь играет
компьютер.

69.

70. Релятивистский характер художественного образа

Можно ли считать художественным
произведением то, что создала природа
или независимый от людей случай?

71.

Женщина в белом,
также называемая
«Cascada La Novia»,
находится в Перу.

72.

73.

И да и нет. «Случайное» художественное произведение
при его возникновении не является воплощением
художественного образа, но становится таковым
после его оценки зрителем.
Благодаря участию ценителя материальное
образование, так сказать, «раздваивается» на знак и
значение. Но в этом отношении нет разницы между
«случайным» и «необходимым» произведением. И
«необходимое» произведение становится
художественным только после того, как художник
оценивает результаты своей работы. Разница
заключается только в том, что момент создания и
оценки у «необходимого» произведения совпадают, а
у «случайного» нет.
English     Русский Правила