Похожие презентации:
Семиотика культуры
1.
ЛЕКЦИЯ № 3СЕМИОТИКА КУЛЬТУРЫ
ЛЕКЦИЯ ПО КУРСУ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
2.
ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ1. СТРУКТУРАЛИСТСКИЕ, СЕМИОТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К
ИССЛЕДОВАНИЯМ КУЛЬТУРЫ
2. ПОНЯТИЕ «КУЛЬТУРНОГО КОДА»
3. КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЕ ЗНАКИ. ПОНЯТИЕ СИМВОЛА
КУЛЬТУРЫ.
3.
1. СТРУКТУРАЛИСТСКИЕ,СЕМИОТИЧЕСКИЕ
ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЯМ КУЛЬТУРЫ
СТРУКТУРАЛИЗМ - НАПРАВЛЕНИЕ, КОТОРОЕ СТАВИЛО СВОЕЙ
ЗАДАЧЕЙ ВЫЯВЛЕНИЕ СТРУКТУРЫ РАЗЛИЧНЫХ СФЕР КУЛЬТУРЫ. В
НАЧАЛЕ СТРУКТУРАЛИЗМ СУЩЕСТВОВАЛ КАК КОНКРЕТНО
НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО В ЛИНГВИСТИКЕ.
ЗАРОЖДЕНИЕ СТРУКТУРАЛИЗМА СВЯЗАНО С ИССЛЕДОВАНИЯМИ
ШВЕЙЦАРСКОГО ЛИНГВИСТА Ф. ДЕ СОССЮРА, КОТОРЫЙ
РАССМАТРИВАЛ ЯЗЫК КАК ЗНАКОВУЮ СИСТЕМУ, В РЕЗУЛЬТАТЕ
ЧЕГО ЛИНГВИСТИКА СТАНОВИЛАСЬ ЧАСТЬЮ НОВОЙ НАУКИ
СЕМИОТИКИ, ИЗУЧАЮЩЕЙ ЖИЗНЬ ЗНАКОВ.
4.
ПОНЯТИЕ СЕМИОТИКИ КУЛЬТУРЫСЕМИОТИКА КУЛЬТУРЫ – ЭТО РАЗДЕЛ СЕМИОТИКИ, КОТОРЫЙ
ПРЕДСТАВЛЯЕТ КУЛЬТУРУ В ВИДЕ СИСТЕМЫ ЗНАКОВ И ТЕКСТОВ. ПОД
ТЕКСТОМ В ДАННОМ СЛУЧАЕ ПОДРАЗУМЕВАЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО РУКОПИСИ
ИЛИ ПИСЬМЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ, НО И ЛЮБЫЕ ПРЕДМЕТЫ ИЛИ
АРТЕФАКТЫ, НОСЯЩИЕ ИНФОРМАЦИЮ. САМА КУЛЬТУРА СОСТОИТ ИЗ
СЕМИОТИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, КОТОРЫЕ СПОСОБНЫ ИЗМЕНЯТЬ
СОХРАНИВШИЕСЯ ЗНАКИ И ТЕКСТЫ, ЦИРКУЛИРОВАТЬ ИХ, А ТАКЖЕ
СОЗДАВАТЬ НОВЫЕ ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ И ИНФОРМАЦИЮ.
5.
ТЕРМИН «СЕМИОТИКА» В ПЕРЕВОДЕ С ГРЕЧЕСКОГООЗНАЧАЕТ ЗНАК. САМО ПОНЯТИЕ ПРИШЛО ИЗ ДРЕВНЕЙ
ГРЕЦИИ,
ГДЕ
ФИЛОСОФЫ,
ТАКИЕ
КАК,
НАПРИМЕР, СТОИКИ, СОЗДАВАЛИ ТЕОРИЮ ЗНАКОВ,
ОТКУДА И ПОЛУЧИЛОСЬ НАЗВАНИЕ «СЕМИОТИКА».
КУЛЬТУРА ЗДЕСЬ ВЫСТУПАЕТ КАК ГЕНЕРАТОР
СТРУКТУРНОСТИ, И ЭТИМ ОНА СОЗДАЕТ ВОКРУГ
ЧЕЛОВЕКА СОЦИАЛЬНУЮ СФЕРУ[
6.
ПОНЯТИЕСЕМИОТИКИ
ПОНЯТИЕ
СЕМИОТИКИ
КУЛЬТУРЫ ПРИХОДИТ К НАМ В XX
ВЕКЕ БЛАГОДАРЯ Ю. М. ЛОТМАНУ.
ВМЕСТЕ
С
КОЛЛЕГАМИ
И
УЧЕНИКАМИ ОН СОЗДАЛ НОВОЕ
НАУЧНОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ
–
СЕМИОТИКУ
КУЛЬТУРЫ,
ГДЕ
КУЛЬТУРНЫЕ
ФЕНОМЕНЫ
АНАЛИЗИРУЮТСЯ КАК ТЕКСТЫ
(ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ)[
7.
ЛОТМАН И ЕГО КОЛЛЕГИ С ПОЗИЦИЙ СЕМИОТИКИРАССМАТРИВАЮТ КУЛЬТУРУ КАК ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ. ПО МНЕНИЮ
ЛОТМАНА, КУЛЬТУРА – ЭТО УНАСЛЕДОВАННАЯ ИНФОРМАЦИЯ,
КОТОРУЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА НАКАПЛИВАЮТ, СОХРАНЯЮТ И
ПЕРЕДАЮТ ДАЛЬШЕ. ПОНЯТИЕ «ТЕКСТ» ЛОТМАН ОПИСЫВАЛ, КАК
НЕЧТО ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ В СЕМИОТИКЕ, ЧТО ЕМУ И ПОМОГЛО
ПЕРЕЙТИ К СЕМИОТИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ СЕГМЕНТОВ КУЛЬТУРЫ.
ЛОТМАН ГОВОРИЛ О КУЛЬТУРЕ, КАК О БОЛЬШОМ ТЕКСТЕ, В КОТОРОМ
ПРИСУТСТВУЕТ НЕВИДИМАЯ ГЛАЗУ СИСТЕМА ПРАВИЛ «ЯЗЫКА».
ИСХОДЯ ИЗ ЭТОГО, СУЩЕСТВУЮТ «КОДЫ», ЗНАНИЕ КОТОРЫХ
ПОЗВОЛЯЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ В РАМКАХ ОБЩЕСТВА, ПОСКОЛЬКУ ЕСТЬ
ОПРЕДЕЛЁННЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ ЯЗЫК, ПОД КОТОРЫЙ ПОДСТРАИВАЕТСЯ
ЛЮБОЕ ДЕЙСТВИЕ ИЛИ ЛЮБОЙ АКТ ПОВЕДЕНИЯ ОБЩЕСТВА.
8.
ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕНАПРАВЛЕНИЕ
СЕМИОТИКИ
ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ БЫЛО ВВЕДЕНО
ЛИНГВИСТОМ ФЕРДИНАНДОМ
ДЕ СОССЮРОМ, БЛАГОДАРЯ
КОТОРОМУ ТАКЖЕ РОДИЛИСЬ
ОСНОВЫ СЕМИОТИКИ.
9.
В СВОЕЙ РАБОТЕ «КУРС ОБЩЕЙ ЛИНГВИСТИКИ» (1916) СОССЮРНАЗЫВАЕТ СЕМИОТИКУ НАУКОЙ, ИЗУЧАЮЩЕЙ ЖИЗНЬ ЗНАКОВ В
РАМКАХ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. СОГЛАСНО СОССЮРУ, ПРОИЗВОЛЬНО
ВЫБРАННЫЕ ЗНАКИ – ЭТО И ЕСТЬ СЛОВА. ТО, ЧТО ОТОБРАЖАЕТСЯ В
ЗНАКЕ, СОССЮР НАЗВАЛ «ОБОЗНАЧАЕМЫМ», А АКУСТИЧЕСКИЙ
ОБРАЗ ЗНАКА – «ОБОЗНАЧАЮЩИМ». СОССЮР ПРОТИВОПОСТАВЛЯЛ
ДВА ТЕРМИНА (А ЗНАЧИТ И ДВА ПОДХОДА) «ДИАХРОНИЯ» И
«СИНХРОНИЯ». СИНХРОНИЧНО
ВСЕ, ЧТО ОТНОСИТСЯ К
СТАТИЧЕСКОМУ АСПЕКТУ НАШЕЙ НАУКИ, ДИАХРОНИЧНО ВСЕ, ЧТО
КАСАЕТСЯ ЭВОЛЮЦИИ. СОССЮР РАЗДЕЛИЛ ДВА ПОНЯТИЯ «ЯЗЫК» И
«РЕЧЬ» И НА ОСНОВЕ ЭТОГО СДЕЛАЛ ВЫВОД, ЧТО ЛИНГВИСТИКА
ДОЛЖНА ВХОДИТЬ В СЕМИОЛОГИЮ, КАК В НАУКУ.
10.
СТРУКТУРАЛИЗМ КАКДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РАБОТА ФРАНЦУЗСКОГО
ФИЛОСОФА РОЛАНА БАРТА,
ОПУБЛИКОВАННАЯ В 1963,
В
КОТОРОЙ
ОН
РАССМАТРИВАЕТ ОСНОВНЫЕ
ЧЕРТЫ
СТРУКТУРАЛИЗМА,
ЕГО
ИСТОКИ,
ЛОГИКУ
РАЗВИТИЯ
И
РОЛЬ
В
СОВРЕМЕННОМ ЕМУ МИРЕ
11.
БАРТ НАЗЫВАЕТ СТРУКТУРАЛИЗМ СПОСОБОМ МЫШЛЕНИЯ,КОТОРЫЙ МОЖНО ИДЕНТИФИЦИРОВАТЬ ПО ОТЛИЧИТЕЛЬНЫМ
ПРИЗНАКАМ. ЭТО ДВЕ ПАРЫ ПОНЯТИЙ: ОЗНАЧАЮЩЕЕ ОЗНАЧАЕМОЕ И СИНХРОНИЯ - ДИАХРОНИЯ. «СТРУКТУРАЛЬНЫЙ
ЧЕЛОВЕК», ПО БАРТУ, РАССМАТРИВАЕТ САМО ОПЕРИРОВАНИЕ
СТРУКТУРОЙ КАК «ОСОБЫЙ ВИД ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ» И ПРИ
АНАЛИТИЧЕСКОЙ, И ПРИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. БАРТ
ЗАКЛЮЧАЕТ, ЧТО ЦЕЛЬЮ СТРУКТУРАЛИЗМА ЯВЛЯЕТСЯ ОБНАРУЖЕНИЕ
ПРАВИЛ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕЁ ОБЪЕКТА В ХОДЕ ЕГО МЫСЛЕННОЙ
РЕКОНСТРУКЦИИ
12.
ЛИТЕРАТУРНЫЙСЕМАНАЛИЗ
Ю.КРИСТЕВОЙ
ЮЛИЯ
КРИСТЕВА
ИЗВЕСТНЫЙ
ФИЛОСОФ,
ПИСАТЕЛЬ,
ИССЛЕДОВАТЕЛЬ,
УЧАСТНИЦА
ФЕМИНИСТСКОГО
ДВИЖЕНИЯ ВО ФРАНЦИИ. АВТОР
ТРУДОВ
«СЕМИОТИКА»,
«РЕВОЛЮЦИЯ
ПОЭТИЧЕСКОГО
ЯЗЫКА», «ПОЛИЛОГ»
13.
ВПЕРВЫЕ ТЕРМИН "СЕМАНАЛИЗ" БЫЛ ИСПОЛЬЗОВАН Ю. КРИСТЕВОЙ ВРАБОТЕ "СЕМИОТИКА". СЕМАНАЛИЗ ЕСТЬ ТЕОРИЯ ТЕКСТОВОГО ЗНАЧЕНИЯ,
ИЗУЧАЮЩАЯ ОЗНАЧИВАЮЩУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ТИПЫ В ТЕКСТЕ, КОТОРАЯ
БЫЛА РАЗРАБОТАНА Ю. КРИСТЕВОЙ В КАЧЕСТВЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ СЕМИОЛОГИИ
Ф. ДЕ СОССЮРА.
Ю. КРИСТЕВА ОТРИЦАЕТ ГОСПОДСТВО ЗНАКА, ПРЕДЛАГАЯ ПЕРЕСМОТР
САМОГО ПОНЯТИЯ ЗНАК, ЕГО ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ЕГО ОТНОШЕНИЯ К
РАЗЛИЧНЫМ ТИПАМ ОЗНАЧИВАЮЩИХ ПРАКТИК И ЕГО РОЛИ В НИХ. ЭТА НАУКА
ДОЛЖНА БЫТЬ ПОСТРОЕНА НЕ КАК "СЕМИОЛОГИЯ" ИЛИ "СЕМИОТИКА", А
СКОРЕЕ КАК КРИТИКА СМЫСЛА, ЕГО ЭЛЕМЕНТОВ И ЗАКОНОВ - КАК СЕМАНАЛИЗ,
КОТОРЫЙ БУДЕТ СТРОИТЬСЯ НА НАУЧНОЙ ТЕОРИИ СИСТЕМЫ ЗНАКОВ В
ИСТОРИИ И ИСТОРИИ КАК СИСТЕМЫ ЗНАКОВ« И БУДЕТ ИМЕТЬ КРИТИЧЕСКУЮ
НАПРАВЛЕННОСТЬ.
14.
2. ПОНЯТИЕ «КУЛЬТУРНОГО КОДА»КУЛЬТУ́РНЫЙ КОД - КЛЮЧ К ПОНИМАНИЮ
ДАННОГО
ТИПА
КУЛЬТУРЫ,
УНИКАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ,
ДОСТАВШИЕСЯ НАРОДАМ ОТ ПРЕДКОВ, ЭТО
ЗАКОДИРОВАННАЯ
В
НЕКОЙ
ФОРМЕ
ИНФОРМАЦИЯ,
ПОЗВОЛЯЮЩАЯ
ИДЕНТИФИЦИРОВАТЬ КУЛЬТУРУ.
15.
КУЛЬТУРНЫЙ КОД ОПРЕДЕЛЯЕТ НАБОР ОБРАЗОВ,КОТОРЫЕ
СВЯЗАНЫ
С
КАКИМ-ЛИБО
КОМПЛЕКСОМ СТЕРЕОТИПОВ В СОЗНАНИИ. ЭТО
КУЛЬТУРНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – НЕ ТО, ЧТО ГОВОРИТСЯ
ИЛИ ЧЁТКО ОСОЗНАЕТСЯ, А ТО, ЧТО СКРЫТО ОТ
ПОНИМАНИЯ, НО ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ПОСТУПКАХ.
КУЛЬТУРНЫЙ КОД НАЦИИ ПОМОГАЕТ ПОНИМАТЬ ЕЁ
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ, ОПРЕДЕЛЯЕТ НАРОДНУЮ
ПСИХОЛОГИЮ
16.
ЭТОС КУЛЬТУРЫ«ЭТОС» В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ ОБОЗНАЧАЛ ПРИВЫЧКИ, НРАВЫ,
ХАРАКТЕР, ОБЫЧАИ. ПРЕДМЕТНУЮ ОБЛАСТЬ ЭТОСА СОСТАВЛЯЛ ОСОБЫЙ СРЕЗ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ (ОПРЕДЕЛЁННЫЙ КЛАСС ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
КАЧЕСТВ,
СООТНЕСЁННЫХ
С
ОПРЕДЕЛЁННЫМИ
ПРИВЫЧНЫМИ ФОРМАМИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ).
ЭТОС СЧИТАЛСЯ ПОДВЕРЖЕННЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ И ПРОТИВОПОСТАВЛЯЛСЯ
ФИЗИСУ, ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРАЯ ПОЛАГАЛАСЬ НЕПОДВЛАСТНОЙ ЕМУ,
НЕИЗМЕННОЙ.
СЕГОДНЯ ПОД «ЭТОСОМ» ЧАСТО ПОНИМАЮТ СТИЛЬ ЖИЗНИ КАКОЙ-ЛИБО
ОБЩЕСТВЕННОЙ ГРУППЫ, ОРИЕНТАЦИЮ ЕЁ КУЛЬТУРЫ, ПРИНЯТУЮ В
НЕЙ ИЕРАРХИЮ ЦЕННОСТЕЙ
17.
ТИПЫ ГЛОБАЛЬНЫХ КУЛЬТУРНЫХКОДОВ
1) ДОПИСЬМЕННЫЙ (ТРАДИЦИОННЫЙ)
2) ПИСЬМЕННЫЙ (КНИЖНЫЙ)
3) ЭКРАННЫЙ
18.
ДОПИСЬМЕННЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ КОДОН ЗАРОДИЛСЯ ЕЩЕ В ПЕРВОБЫТНООБЩИННОМ СТРОЕ.
КАЗАЛОСЬ, КАКАЯ КУЛЬТУРА МОГЛА БЫТЬ У ДИКИХ ЛЮДЕЙ?
ОДНАКО УЖЕ С ГЛУБОКОЙ ДРЕВНОСТИ ЧЕЛОВЕК ВЫСТУПАЕТ КАК
КУЛЬТУРНЫЙ ДЕЯТЕЛЬ В ПРЕОБРАЗОВАНИИ И ОСВОЕНИИ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ПО ЗАКОНАМ КРАСОТЫ. ТРУДНО ПОВЕРИТЬ В
ТО, ЧТО В ДРЕВНОСТИ В МИРЕ СУЩЕСТВОВАЛО ИСКУССТВО,
ДОСТОЙНОЕ ВОСХИЩЕНИЯ. ОНО СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О ТОМ, ЧТО
ПЕРВОБЫТНЫЕ ОХОТНИКИ, СОВРЕМЕННИКИ МАМОНТОВ И
НОСОРОГОВ БЫЛИ НЕ ТАКИМИ УЖ И ПРИМИТИВНЫМИ.
19.
ПЕЩЕРА АЛЬТАМИРА, ИСПАНИЯ20.
ПИКТОГРАФИЯПИКТОГРАФИЯ – «РИСУНОЧНОЕ ПИСЬМО» – ВНЕЯЗЫКОВАЯ
ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА, ЗАРОДИВШАЯСЯ В ДРЕВНОСТИ, ОНА НАПРЯМУЮ
ВЫРАЖАЕТ МЫСЛИ, А НЕ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. КОДОМ ДАННОГО
КУЛЬТУРНОГО ТИПА СЛУЖАТ И ПРЕДМЕТЫ БЫТА, ОХОТЫ, ОДЕЖДА,
ЖИЛИЩА, ОРУДИЯ ТРУДА И Т.Д.
КОГДА ЧЕЛОВЕК СООРУДИЛ СЕБЕ ЖИЛИЩЕ, ПРИКРЫВ ВЕТВЯМИ
ЯМУ, ПЫТАЛСЯ УКРЫТЬСЯ НЕ ТОЛЬКО ОТ ВЕТРА, ДОЖДЯ И СНЕГА, УЖЕ
ТОГДА (ВОЗМОЖНО, ПОДСОЗНАТЕЛЬНО) ОН ПЫТАЛСЯ СОЗДАТЬ УЮТ. А
УЮТ – ЭТО СТРЕМЛЕНИЕ К КРАСОТЕ, А ЗНАЧИТ, И К КУЛЬТУРЕ.
21.
РИСУНОЧНОЕ ПИСЬМО22.
ГЕРОДОТ (V В. Н.Э.) РАССКАЗЫВАЛ, ЧТО КОГДА ПЕРСИДСКИЙЦАРЬ ДАРИЙ I ВЕЛ ПРОТИВ САКОВ
ВОЙНУ, КОТОРАЯ
«ЗАТЯГИВАЛАСЬ И КОНЦА ЕЙ НЕ БЫЛО ВИДНО», САКСКИЕ ЦАРИ
ОТПРАВИЛИ К ДАРИЮ ВЕСТНИКА С ДАРАМИ. ЭТО БЫЛИ ПТИЦА,
МЫШЬ, ЛЯГУШКА И ПЯТЬ СТРЕЛ. ПЕРСЫ СПРОСИЛИ ПОСЛАНЦА, ЧТО
ОЗНАЧАЮТ ЭТИ ПОДНОШЕНИЯ, ТОТ ОТВЕТИЛ, ЧТО ЕМУ ПРИКАЗАНО
ТОЛЬКО ВРУЧИТЬ ДАРЫ И КАК МОЖНО СКОРЕЕ ВОЗВРАЩАТЬСЯ.
ПЕРСАМ ПРЕДСТОЯЛО САМИМ ПОНЯТЬ ЗНАЧЕНИЕ ЭТИХ ДАРОВ.
23.
ДАРИЙ ПОЛАГАЛ, ЧТО САКИ ОТДАЮТ СЕБЯ В ЕГО ВЛАСТЬ И ПОТОМУПРИНЕСЛИ ЕМУ В ЗНАК ПОКОРНОСТИ ЗЕМЛЮ И ВОДУ, ИБО МЫШЬ ЖИВЕТ В
ЗЕМЛЕ, ЛЯГУШКА ОБИТАЕТ В ВОДЕ, ПТИЦА БЫСТРАЯ, КАК КОНЬ, – ЗНАК БЕГСТВА,
А СТРЕЛЫ ОЗНАЧАЮТ, ЧТО САКИ ОТКАЗЫВАЮТСЯ ОТ СОПРОТИВЛЕНИЯ. ОДИН ИЗ
МУДРЫХ МУЖЕЙ, СОПРОВОЖДАВШИХ ЦАРЯ, С НИМ НЕ СОГЛАСИЛСЯ. ОН
ИСТОЛКОВАЛ ПОСЛАНИЕ САКОВ ИНАЧЕ: «ЕСЛИ ВЫ, ПЕРСЫ, КАК ПТИЦЫ, НЕ
УЛЕТИТЕ В НЕБО, ИЛИ, КАК МЫШИ, НЕ ЗАРОЕТЕСЬ В ЗЕМЛЮ, ИЛИ, КАК
ЛЯГУШКИ, НЕ ПОСКАЧЕТЕ В БОЛОТО, ТО НЕ ВЕРНЕТЕСЬ НАЗАД, ПОРАЖЕННЫЕ
ЭТИМИ СТРЕЛАМИ». ДАЛЬНЕЙШИЕ СОБЫТИЯ ПОКАЗАЛИ, ЧТО ПРАВ БЫЛ
ИМЕННО ЭТОТ МУДРЕЦ: ДАРИЙ ПОТЕРПЕЛ ПОРАЖЕНИЕ.
РАССКАЗ ГЕРОДОТА ДОНОСИТ ДО НАС СВЕДЕНИЕ НЕ ТОЛЬКО ОБ ОДНОМ ИЗ
ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ, НО И О ДРЕВНЕЙШЕМ ПРЕДКЕ ПИСЬМЕННОСТИ.
ДАРЫ САКОВ БЫЛИ СВОЕОБРАЗНЫМ СПОСОБОМ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ,
КОТОРЫЙ УЧЕНЫЕ НАЗЫВАЮТ ПРЕДМЕТНЫМ ПИСЬМОМ.
24.
25.
ПИСЬМЕННЫЙ (КНИЖНЫЙ)КУЛЬТУРНЫЙ КОД
ДАННЫЙ ТИП БОЛЕЕ, ЧЕМ ПРЕДЫДУЩИЙ, СПОСОБСТВУЕТ
НАКОПЛЕНИЮ КУЛЬТУРНОГО ОПЫТА, А ЗНАЧИТ, И РАЗВИТИЮ
ЗНАНИЯ, И ФОРМИРОВАНИЮ РАЗУМНОГО ЧЕЛОВЕКА.
РОДИНА ПИСЬМА – ДРЕВНИЙ ВОСТОК. НАИБОЛЕЕ ДРЕВНЕЙ
СЧИТАЕТСЯ ПИСЬМЕННОСТЬ ШУМЕРОВ (НАРОДА, ЖИВШЕГО В
МЕЖДУРЕЧЬЕ В ПЕРЕДНЕЙ АЗИИ). ШУМЕРСКОЕ ПИСЬМО ВОЗНИКЛО
БОЛЕЕ 5 ТЫС. ЛЕТ НАЗАД.
26.
27.
ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯПИСЬМЕННОСТИ
1) ИДЕОГРАФИЯ - «ПИСЬМО ПОНЯТИЯМИ» ЧЕРЕЗ ИЕРОГЛИФЫ –
УСЛОВНЫЕ ЗНАЧКИ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЕ БОЛЕЕ ЕМКУЮ, ПРОСТУЮ
СХЕМАТИЗАЦИЮ РИСУНКА
2) КЛИНОПИСЬ
3) ФОНЕТИЗАЦИЯ И СЛОГОВАЯ СИСТЕМА - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ЗНАКОВ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ЗВУКОВОЙ ОБОЛОЧКИ СЛОВ
4) АЛФАВИТНОЕ ПИСЬМО
28.
ЭКРАННЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫСФОРМИРОВАЛСЯ В НАЧАЛЕ XX В. ЕГО КУЛЬТУРНЫМ КОДОМ
ЯВЛЯЮТСЯ
КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ,
КИНЕМАТОГРАФ,
РАДИО,
ТЕЛЕВИДЕНИЕ. ЭКРАННАЯ КУЛЬТУРА СКЛАДЫВАЛАСЬ НА ОСНОВЕ
КОМПЬЮТЕРА С ВИДЕОТЕХНИКОЙ. КОМПЬЮТЕРЫ НЕСУТ С СОБОЙ
НОВЫЙ ТИП МЫШЛЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЕМЫЙ
БЫСТРОТОЙ И РЕАКТИВНОСТЬЮ. МНОГИЕ УЧЕНЫЕ СЕГОДНЯ СЧИТАЮТ,
ЧТО ЭКРАННОЙ КУЛЬТУРЕ ПРИНАДЛЕЖИТ БУДУЩЕЕ. СЕЙЧАС
ПРОГНОЗИРУЕТСЯ ПРЕВРАЩЕНИЕ ВСЕГО МИРОВОГО ПРОСТРАНСТВА В
ЕДИНОЕ КОМПЬЮТЕРИЗОВАННОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
ЛЮДЕЙ, ЧТО ТАИТ В СЕБЕ НЕМАЛО НЕГАТИВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ.
29.
30.
3. КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЕ ЗНАКИ.ПОНЯТИЕ СИМВОЛА КУЛЬТУРЫ.
КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЕ ЗНАКИ – ЭТО ИСКУССТВЕННО СОЗДАННЫЕ
ЗНАКИ,
КОТОРЫМ
ЛЮДИ
«ДОГОВОРИЛИСЬ»
ПРИПИСЫВАТЬ
ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ЗНАЧЕНИЯ.
КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЙ
ЗНАК
ОБОЗНАЧАЕТ
ОПРЕДЕЛЕННЫЙ
ПРЕДМЕТ НЕ ПОТОМУ, ЧТО КАКИМ-ТО ОБРАЗОМ СВЯЗАН С НИМ,
ПОДОБНО ЕСТЕСТВЕННЫМ ИЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ ЗНАКАМ, И НЕ
ПОТОМУ, ЧТО ПОХОЖ НА НЕГО, КАК ЭТО СВОЙСТВЕННО ИКОНИЧЕСКИМ
ЗНАКАМ (ХОТЯ ЭТО И НЕ ИСКЛЮЧЕНО), ОН СЛУЖИТ ОБОЗНАЧЕНИЕМ
ПРЕДМЕТА «ПО УСЛОВИЮ» - ПОТОМУ, ЧТО ЛЮДИ УСЛОВИЛИСЬ
СЧИТАТЬ ЕГО ЗНАКОМ ЭТОГО ПРЕДМЕТА.
31.
32.
СИМВОЛ КУЛЬТУРЫСИМВОЛ КАК ЭЛЕМЕНТ И ИНСТРУМЕНТ КУЛЬТУРЫ СТАНОВИТСЯ
СПЕЦИАЛЬНЫМ ПРЕДМЕТОМ ВНИМАНИЯ И НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В СВЯЗИ
С ФОРМИРОВАНИЕМ НОВОЙ ГУМАНИТАРНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ – КУЛЬТУРОЛОГИИ.
В ОДНИХ СЛУЧАЯХ КУЛЬТУРА В ЦЕЛОМ ТРАКТУЕТСЯ КАК СИМВОЛИЧЕСКАЯ
РЕАЛЬНОСТЬ, В ДРУГИХ – ВЫРАБАТЫВАЕТСЯ МЕТОДОЛОГИЯ «РАСШИФРОВКИ»
ТОГО СМЫСЛА, КОТОРЫЙ БЕССОЗНАТЕЛЬНО (ИЛИ ВО ВСЯКОМ СЛУЧАЕ
НЕЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО) БЫЛ ПРИДАН ОБЪЕКТУ КУЛЬТУРЫ, В ТРЕТЬИХ – СИМВОЛ
ИЗУЧАЕТСЯ КАК СОЗНАТЕЛЬНО ТВОРИМОЕ СООБЩЕНИЕ КУЛЬТУРЫ, И В ЭТОМ
СЛУЧАЕ ИНТЕРЕС ПРЕДСТАВЛЯЕТ КАК ПОЭТИКА ЕГО СОЗДАНИЯ, ТАК И
МЕХАНИЗМЫ ЕГО ВОСПРИЯТИЯ.
33.
ПРИМЕРЫОБЩЕИЗВЕСТНЫХ
СИМВОЛОВ В
ИСТОРИИ
МИФОЛОГИЧЕСКИЕ СОЗНАНИЕ
КОСМОС – КРУГ
ПЛОДОРОДИЕ – ТРЕУГОЛЬНИК
МИРОВОЕ ДРЕВО – КРЕСТ
МАТЕРИАЛЬНЫЙ МИР (ЧЕТЫРЕ
СТИХИИ) – КВАДРАТ
ВЕЧНОСТЬ – ЗМЕЯ, КУСАЮЩАЙ
ХВОСТ
34.
СИМВОЛЫ В РЕЛИГИИ35.
СИМВОЛЫ ТРЕХ ВИДОВ ИСКУССТВА36.
СИМВОЛЫ В ПОЛИТИКЕ37.
СПАСИБОЗА ВНИМАНИЕ