11.41M
Категория: КультурологияКультурология

Культура и искусство Китая

1.

2.

Искусство Китая создавалось под влиянием
искусства
народов Месопотамии, Персии, буддийской Индии
азиатских кочевых народов, ближневосточных
племен, китайских традиций, их философских и
религиозных воззрений.

3.

Особенностью классического китайского искусства
является то, что его предметом является не
человек, с его духовными идеалами, а жизнь
природы.
На территории Китая впервые в мире создали
звёздные карты, лунный календарь, компас,
сейсмограф, бумага и чернила и т. д.
Китайская цивилизация лежит в основе таких
культурных традиций таких Восточных стран как
Япония, Корея, Индокитай, Монголия.

4.

Самые старые находки
китайского искусства
датируются 3000 г. до н. э.
Это керамика,
геометрический
орнамент, соединённые
кости, полированные
каменные инструменты.
В 3000 до н. э. находили
чёрную неорнаментовоя
керамику.

5.

6.

Зарождение
Китайской
Живописи традиция
приписывает
создания китайской
живописи четырём
отцам основателям:
Гу Кайчжи (344 —
406 гг.) Лу Таньвэй
(сер. V века) Чжан
Сэнъяо (ок. 500 - ок.
550гг.) У Даоцзы ( 680
— 740 гг.)

7.

Гу Кайчжи: шесть законов - «люфа» Шэньцы —
одухотворённость, Тяньцюй — естественность,
Гоуту — композиция живописного произведения,
Гусян — постоянная основа, то есть структура
произведения, Мосе — следование традиции,
памятникам древности, Юнби — высокая техника
письма тушью и кистью.

8.

9.

Основные жанры
китайской живописи
Жанр живописи
растений, в частности
живопись бамбука.
Основателем живописи
бамбука стал Вэнь Тун.
Живопись Цветов и
птиц. Горные пейзажи.
Анималистический
жанр Жанр портрета.

10.

11.

12.

13.

Китайская
каллиграфия и
живопись
взаимосвязаны,
берут начало от
древней китайской
письменности,
используют
одинаковые
предметы для
работы — кисть,
тушь, бумага,
тонкий шелк. На
китайских
картинах
присутствуют
надписи.

14.

Будучи изобретателями
шелковых тканей, китайцы
делали из неё знамена и
зонтики, шили одежду.
Имел значение цвет ткани:
желтый цвет
предназначался императору
и императрице, лиловый —
членам семьи императора,
голубой — высшим
военным чинам, красный —
средним, черный —
низшим чиновникам. В
эпоху Тан в Китае началось
производство расписных и
вышитых шелковых тканей.

15.

Найденные при
раскопках бронзовые
сосуды свидетельствуют
о наличии уже во 2-м
тысячелетии до н. э. в
Китае скульптурного
искусства. Сосуды имеют
разные формы, украшены
изображениями зверей,
птиц, чудовищ,
фантастических узоров.
Узор заполнял всю
поверхность сосуда, не
оставляя пустых мест.

16.

К середине 1-го
тысячелетия до н. э.
формы бронзовых сосудов
становятся более
простыми. Рельефные
узоры заменяются
инкрустацией. В
орнаменте — жанровые
сцены (охота, жатва),
сцены ритуальных
обрядов. В период
Хань появились
гравированные по
кирпичу и камню
рельефы, в
период династии Шань в
погребения стали
складывать деревянные, а
позже — глиняные
фигурки.

17.

В период династии Цинь в
захоронениях складывали
керамические погребальные
фигурки, терракотовые
цинские погребальные статуи
воина с конём высотой около в
185 сантиметров, скульптуры
лошадей. Известно
захоронение 8099
полноразмерных
терракотовых статуй
китайских воинов и их
лошадей у мавзолея
императора Цинь Шихуанди в
Сиане (210—209 гг. до н. э.) —
Терракотовая армия.

18.

19.

20.

Особое внимание уделялось извилистым дорожкам
в саду, которые инкрустировали камешками,
цветным песком в форме иероглифов, сюжетов из
народных сказок и легенд. В древности в Китае
считали, что духи не могут передвигаться по
извилистым тропинкам и коридорам, а двигаются
только прямолинейно или под прямым углом.

21.

Пагода - это тип
монументального
буддийского
культового
сооружения,
зародившегося в
Индии Буддизм
проник в Китай в годы
правления ханьского
императора Минди (58
- 75 гг.), в 68 г. был
построен первый
буддийский храм Баймасы (в Лояне), а в
эпоху Троецарствия
(220 - 265 гг.) - первая
пагода.

22.

Формы пагод Пагоды в
Китае бывают самых
многообразных форм квадратные,
шестиугольные,
восьмиугольные, обычно с
четным числом углов и
многоярусные.
Строительным материалом
им служит дерево, кирпич,
камень, глазурованная
черепица, железо. По своей
конструкции они имеют
вид башен или павильонов
с многочисленными
карнизами.

23.

Самый обширный дворцовый комплекс в мире
(961 x 753 метров, 720 тыс. м², 980
зданий)Находится в центре Пекина, к северу от
главной площади Тяньаньмэнь. Главный
дворцовый комплекс китайских императоров
начиная с династии Мин и до конца династии Цин,
то есть с 1420 по 1912 годы; на протяжении всего
этого времени служил как местом жительства
императоров и членов их семей, так и
церемониальным и политическим центром
китайского правительства.

24.

25.

26.

Национальным видом
искусства в Китае
считается
художественная резьба
по нефриту. С древности
из нефрита в Китае
изготовляли украшения и
ритуальные
принадлежности,
талисманы, четки.
Китайцы верили, что
нефрит является
символом благородства и
снимает с них влияние
злых сил.

27.

28.

Популярна также
резьба по дереву.
Многие древние
памятники
архитектуры Китая
выстроены из дерева
и декорированы
резьбой по дереву,
которая является
значительной частью
культурного наследия
Китая. Видами
резьбы является
резьба по
позолоченному
дереву, резьба по
самшиту.

29.

30.

31.

Китайская керамика
насчитывает несколько
тысячелетий. В эпоху
неолита заложилась
технология производства
керамики. Китай богат
глинами и каждый его
регион имел особенности
в производстве и
декорировании
керамики. Китайские
мастера были
создателями фарфора.

32.

33.

Изобретение бумаги
Великим
изобретением было
изготовление бумаги,
производство которой
началось в 105 г. н.э. Её
варили из древесной
коры, тряпья, конопли.
Автором этого
крупнейшего в
истории человечества
открытия был
чиновник Цай Лунь.
Примерно тогда же
была создана тушь.

34.

Строительство первой
стены началось в III веке
до н. э. во время правления
императора Цинь Шихуанди для защиты
государства от набегов
кочевого народа хунну. В
строительстве участвовала
пятая часть тогдашнего
населения страны, то есть
около миллиона человек.
Длина стены со всеми
ответвлениями составляет 8
тысяч 851 километр и 800
метров. Ширина Великой
стены 5-8 метров, а высота
6.6 метров.

35.

36.

Музыка — древнейшее из искусств в Китае. В
китайских исторических памятниках описаны
песенно-плясовые представления, посвященные
сбору урожая и жертвоприношения духам.
Китайцам издавна были известны ударные и
духовые инструменты. Древнейшими
музыкальными инструментами, найденными на
территории Китая (VII—IV тыс. до н. э.) были
свистульки, костяные дудочки. Известны
шаровидные глиняные окарины, литофоны (цин),
бронзовые колокола (чжун) и другие музыкальные
инструменты.

37.

Опера —
популярный жанр
китайского
искусства. Оперы
выступают и в
качестве источника
материала для
написания картин.
Опера возникла со
времен династии
Тан, в правление
императора Сюаньцзуна (712—755).
Первой оперой была
«Грушевый сад».

38.

Несут смысловую нагрузку
также маски, грим, бороды,
костюмы героев и
используемые предметы.
Так атрибутами военного
командира в китайской
опере являются треугольные
флажки, крепящиеся к
доспехам. Строго
регламентировались
бороды. Разделенные на три
части бороды
свидетельствовали об их
носителе, как интеллигенте;
плотная щетина на обеих
щеках — могучий герой из
высшего общества; борода,
не закрывавшая рот —
драчливый нрав героя; три
жидких пряди — актёркомик; две коротких
пряди — слуга.

39.

Китайский парк
обычно разделяли на
три символичные
зоны: дикую с
развалами камней и
скалами; солнечную,
засаженную
цветниками и другими
растениями;
умиротворенную
плодовыми деревьями
и сиренью спокойную
зону. Этим зонам
соответствовали три
пейзажных типа:
угрожающий,
смеющийся и
идиллический.
English     Русский Правила