Скопинская керамика
Город Скопин
Герб города Скопина
Реконструкция технологии промысла
На гончарном круге выполняют основную форму
Отдельно лепят сказочные фигуры и прикрепляют их к основной форме при помощи жидкой глины
При помощи деревянного гребешка или палочки процарапывают волнистые линии, спиральки, ломаные линии, дуги, кружочки
После просушки обжигают изделия при температуре 600 градусов
Покрывают изделия глазурью (далее обжигают при температуре 1000 градусов)
Творческое задание : выполнить рисунок Скопинской керамики
Используемые интернет-ресурсы
1.54M
Категория: КультурологияКультурология

Скопинская керамика. 5 класс

1. Скопинская керамика

Урок в 5 классе

2. Город Скопин

•Город Скопин
Рязанская обл.)
известен своим
гончарным
художественным
промыслом.
А развился он
потому, что в
окрестностях
города в больших
количествах
залегала глина.

3. Герб города Скопина

• «В лазоревом (синем, голубом) поле — серебряная, летящая скопа. В
золотой вольной части со скруглённым углом старинная
зелёная княжеская шапка, отороченная черным мехом.
• В современном русском языке «скопа» означает хищную птицу ), из
отряда Соколообразные , которая охотится преимущественно на
рыб и другую водную живность.
• Однако, в некоторых славянских языках слово «скопа», с точностью
до современного произношения в этом языке, - шире и означает
просто сокола.
• Известно, что в эпоху язычества сокол был солнечным символомтотемом у многих народов. И у славянских племен сокол был одним
из древнейших и популярнейших тотемов, причем традиция
сохранилась даже до христианского времени.

4.

Кера́мика (др.-греч. κέραμος — глина) — изделия из
неорганических материалов (например, глины) и их
смесей с минеральными добавками, изготавливаемые
под воздействием высокой температуры с последующим
охлаждением.

5.

• Глиняная посуда в местах, где позднее появился город Скопин,
делалась еще во времена Киевской Руси. В этой посуде сбивали
масло, заквашивали тесто, хранили молоко, воду, квас. Из глины
делались печные трубы, кирпич, черепица.

6.

• Годом рождения скопинского гончарного промысласчитается 1640.

7.

• Во второй половине XIX века в Скопине появилась отрасль,
прославившая его далеко за его пределами, - производство
глазурованных фигурных сосудов и подсвечников.

8.


Во второй половине XIX века в Скопине появилась отрасль, прославившая
его далеко за его пределами, - производство глазурованных фигурных
сосудов и подсвечников.

9.


Скопинский промысел всегда отличался буйством фантазии и
оригинальностью. Наряду с лаконичными гончарными формами делались
сосуды с богатой лепниной, с изображением различных птиц, рыб, животных,
сказочных и былинных персонажей.

10.


Особенно любимы в скопинской керамике драконы, львы, медведи, птица скопа,
сказочные сирены. Орнамент, растительный или геометрический, наносился
всевозможными штампиками и стеками по сырой глине в виде оттисков. Изделия
глазуровались цветными поливами различных оттенков коричневого, желтого,
зеленого, серо-синего цвета.

11.

• Спрос на декоративные изделия поощрял мастеров делать их на
продажу. Керамику возили на праздничные базары в Москву, Рязань,
Липецк, а также в города южной России и на Украину.

12.

• Изделиями скопинских гончаров стали пополняться крупнейшие
музеи России: Исторический в Москве, Русский и Этнографии в
Петербурге. Там собраны прекрасные коллекции скопинских работ
конца XIX - начала XX века.

13.

• В 1900 году скопинские изделия были представлены на
выставке в Париже.

14.

• В начале XX века в городе насчитывалось около 50 мастерских.
Позднее на базе артели "Керамик" была создана Скопинская фабрика
художественной керамики. Среди мастеров есть заслуженные
художники, заслуженные работники культуры. 10 человек являются
членами Союза художников России.

15. Реконструкция технологии промысла

1. При помощи деревянного гребешка или палочки
процарапывают волнистые линии, спиральки,
ломаные линии, дуги, кружочки;
2. Отдельно лепят сказочные фигуры и
прикрепляют их к основной форме при помощи
жидкой глины
3. На гончарном круге выполняют основную форму;
4. Обжигают изделия при температуре 600 градусов;
5. Сушат изделия;
6. Покрывают изделия глазурью (далее обжигают
при температуре 1000 градусов).

16. На гончарном круге выполняют основную форму

17. Отдельно лепят сказочные фигуры и прикрепляют их к основной форме при помощи жидкой глины

18. При помощи деревянного гребешка или палочки процарапывают волнистые линии, спиральки, ломаные линии, дуги, кружочки

19. После просушки обжигают изделия при температуре 600 градусов

20. Покрывают изделия глазурью (далее обжигают при температуре 1000 градусов)

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27. Творческое задание : выполнить рисунок Скопинской керамики

1.
Определить положение формата, согласно
задумке;
2. Найти середину листа и провести
вертикальную линию.
3. Построить симметричную форму сосуда
4. Придумать и дополнить рисунок
сказочными образами в виде носика или
ручки.
5. Дополнить изображение геометрическим
орнаментом

28. Используемые интернет-ресурсы

• kefa.r ›article/kefa/mate/ckopinckaa…keramik
a.htm
• vesta-ceramica.ru›skopi-ceramics/
• ru.wikipedia.org ›Скопинская керамика
English     Русский Правила