Похожие презентации:
Чуваши
1.
Презентация учеников 8В класса школы №19Макарова Андрея Денисовича и Лыфарь Льва
Петровича
2.
Чуваши — уникальнаянародность, которая смогла
сквозь века пронести свою
аутентичность. Это пятая по
численности нация России,
большая часть представителей
которой владеет чувашским
языком — единственным
живым из исчезнувшей
булгарской группы. Их
считают потомками древних
шумеров и гуннов, однако и
современной истории чуваши
подарили многое. Как
минимум, родину символу
революции Василию
Ивановичу Чапаеву.
3.
Более половины представителей чувашской народности — 67,7%,проживает на территории Чувашской Республики. Она является
субъектом Российской Федерации и располагается на территории
Приволжского федерального округа. Республика граничит с
Ульяновской и Нижегородской областями, Татарстаном,
Мордовией и Республикой Марий Эл. Столица Чувашской
Республики — город Чебоксары.
За пределами Республики чуваши живут преимущественно в
соседних регионах и в Сибири, незначительная часть — за
пределами РФ. Одна из наиболее крупных чувашских диаспор на
Украине — порядка 10 тысяч человек. Кроме того, представители
народности проживают в Узбекистане и Казахстане.
На территории Республики Чувашия выделяется три
этнографических групп. Среди них:
Верховые чуваши. Проживают в северо-западной части региона,
имеют местные названия тури́ или вирья́л.
Средненизовые чуваши. Их локация — северо-восток Республики,
диалектное наименование ана́т енчи́.
Низовые чуваши. Живут в южной части региона, на чувашском
языке имеют название анатри́.
4.
5.
Мужчины носили холстяные туникообразные рубахи длинойдо колен. Здесь грудной разрез располагался справа
и завязывался тесьмой. Рубахи низовой группы чувашей
отличались цветным клетчатым узором в красную или синюю
клетку. Простые рабочие рубахи ничем не украшались,
а праздничные — имели вышивку на грудном разрезе, рукавах
и подоле.
Считалось, чем богаче узор, тем праздничнее одеяние. Однако
мужской наряд орнаментировался скромнее женского. К примеру,
на рубахе в области плеч вышивали узоры-символы неба,
в области груди — узоры-символы огня, которые, по верованиям
древних чувашей, обозначали мужественность.
Кроме того, мужчины носили штаны и однотонную безрукавку.
На праздники парни надевали кожаные сапоги
Весной и осенью представители верховой группы носили
в повседневности холстяной кафтан или шерстяной кафтан ,
а низовой — суконный халат . Так же, как и женщины, зимой
мужчины ходили в штанах из домашнего сукна и шубе из овчины
с 2−3 сборками на талии. В дорогу поверх шубы или кафтана
состоятельные чуваши надевали черный овчинный тулуп.
Одежда мальчиков была схожа со взрослой, но она не имела
вышивки с ритуальной символикой. Ворот рубахи мальчикаподростка украшал однотонный узор.
6.
7.
В гардеробе каждой чувашки была холстяная рубаха, котораяниспадала до щиколоток. В отличие от мужских рубах женские
часто имели нагрудные узоры-обереги в виде солнца. Поверх
рубахи надевали вышитый передник, а представительницы
верховой группы вместо него в основном носили белый
вышитый фартук.
Композиции чувашской нагрудной вышивки, мотивы и техники
исполнения, имея единую этническую основу, варьируются
у разных этнографических групп. Согласно народным
поверьям, узоры защищали владелицу рубашки от злых духов.
Со временем сакральное значение вышивки было утеряно,
и нагрудные символы стали просто украшением.
Весной и осенью женщины спасались от прохлады легким
кафтан-халатом или суконным кафтаном. Зимой чуваши
надевали штаны из домашнего сукна и приталенную шубу
из овчины со сборками на талии (кĕрĕк). Женская одежда
отличалась от мужской большим числом сборок. Как правило,
их было около пяти. Они подчеркивали состоятельность
владельца шубы. Ведь если много сборок, значит и немало
овчин ушло на ее изготовление.
Одежда девочек была проще, но выглядела не менее нарядно.
Платья украшались несложным узором или тесьмой на подоле.
На нагрудной части рубахи обычно вышивали две аккуратные
косые полосы, а одну — только для сирот.
8.
9.
Чувашская кухня формировалась на протяжениимногих сотен лет. Основу хозяйственной
деятельности чуваш издавна составляло
земледелие, в качестве дополнительного занятия
– овощеводство. Поэтому основной пищей этого
народа были продукты растительного
происхождения: зерновые (рожь, полба),
картофель и овощи, причем совсем немногих
видов: репа, лук, редька и несколько других. У
чувашей, как и у многих других народов,
характер питания зависел от природы и от
местонахождения. Конечно же современные
чуваши значительно пересмотрели свой рацион
питания: произошло сокращение, а иногда и
полный отказ от некоторых блюд, между тем
появились и абсолютно новые блюда.
Национальные блюда сохранились больше в
гостевой трапезе и на предприятиях общепита.
Некоторые «древние» блюда так и остались в
прошлом, так как они не соответствуют нормам
современного питания.
И все-таки современная чувашская кухня
занимает прочное место среди разнообразия
экзотических и традиционных кушаний.
10.
Окрошка по-чувашскиВ жаркий день нет ничего лучше окрошки. Попробуйте её приготовить
по чувашскому рецепту.
Перечень ингредиентов:
простокваша или кефир — 200 миллилитров;
говядина отварная — 50 грамм;
огурцы свежие — 100 грамм;
вода — 1 стакан;
зелёный лук — 1 пучок;
укроп — 2 веточки;
соль поваренная — 2 чайные ложки;
сахар-песок — 1 чайная ложка.
Приготовление
Огурцы нарезать соломкой, говядину и лук - маленькими кубиками.
Простоквашу разбавить охлаждённой кипячёной водой, добавить
подготовленные ингредиенты, сахар и соль. Окрошку тщательно
перемешать, посыпать сверху зеленью укропа - и можно подавать на
стол.
11.
Шартан по-чувашскиДля приготовления этого своеобразного мясного
блюда понадобятся:
бараний желудок — 500 грамм;
мякоть баранины — 2 килограмма;
чеснок — 2 зубчика;
перец чёрный молотый — 1 чайная ложка;
соль поваренная — 2 столовые ложки;
лавровый лист — 1 штука.
Процесс приготовления
Баранину нужно нарезать небольшими кусочками
(примерно 2 х 2 см). Желудок тщательно промыть,
посыпать снаружи солью и заполнить подготовленным
мясом, посолить, выдавить чеснок, добавить лавровый
лист, а затем отверстие нужно зашить нитками,
положить на промасленный противень и поставить
запекаться в русской печи примерно на 4 часа.
Подаётся шартан по-чувашски на стол горячим.
12.
13.
Год для чувашей начинается со старинного народного новогоднегопраздника - Сурхури, который обычно празднуют целую неделю. После
принятия христианства, этот национальный праздник нового года
совпал по времени со Святками – неделей от Рождества и продолжается
до Крещения. В одних районах Чувашии Сурхури называют ночь под
Рождество, в других - ночь под новый год, в третьих - ночь под
Крещенье. Во время празднования Сурхури устраивают новогодние
гадания, песни, танцы, игры. Важной частью Сурхури также считается
проведение обрядов для получения хорошего урожая и приплода скота в
новом году.
Само слово сурхури образовалось, в свою очередь, из двух слов:
сурǎх ури «овечья нога» и связано со старинным чувашским обычаем. В
этот зимний праздник в тёмном хлеву парни и девушки ловили за
ноги овец и завязывали на них веревочки. А утром снова шли в хлев и
смотрели: если была повязана нога белой овцы, то жених (невеста) будет
светловолосым, если веревка была на ноге пестрой овцы, то будущий
жених (невеста) будет некрасивым, если черной - суженый будет
темноволосым. Или же молодые люди в темноте выдирали у пойманной в
хлеву овцы клок шерсти с ноги, а дома смотрели, какого он цвета.
Девушки в эту ночь собираются и гадают на суженого. Будущие невесты
вносят в дом курицу и опускают на пол. Если курица клюнет зерно,
монету или соль - то быть в будущем богатой, если курица клюнет уголь
- быть бедной, если песок - то муж будет плешивым.
14.
Накануне сурхури все в деревне замачивают и жарят горох. Молодыхженщин и девушек обсыпают этим горохом. Во время празднования
Сурхури по вечерам в одном из домов будущей невесты устраивался
«девичий пир», куда приходили молодые и взрослые. Старшие
присматривали за поведением молодежи, помогали, если нужно,
выбирали для своих сыновей невест. Девушки к приходу гостей варили
пиво и гороховую кашу. Каждый приносили понемногу дров и свои ложки.
Будущие невесты в первую очередь угощали пивом пожилых людей. Те,
получив ковшик пива, поздравляли всех молодых с Новым годом, желали
счастья и благополучия в наступившем году. В новогоднюю ночь спать не
полагалось. Поэтому молодёжь веселилась до утра. Утром Нового года
для чувашей важно, какой человек зайдет в дом. Если первым зайдет
хороший человек - то год будет удачным, с хорошим приплодом гусят и
цыплят. А если плохой - то гусят и цыплят будет мало.
Обязательной частью праздника Сурхури были новогодние катания
на запряженных нарядно украшенными конями санях. Утром парни
развозили своих новых подруг из соседних деревень. А днем уже каталась
вся деревня. Все больше молодых людей стремится отойти от приевшейся
встречи Нового года у телевизора, в ночных клубах или развлекательных
центрах. Сегодня «в тренде» - праздник в народном стиле. Уже через
неделю в чувашских деревнях молодежь соберется, чтобы отметить
новогодние праздники на старинный манер. Наверняка многие попросят
бабушек и дедушек вспомнить народные развлечения, обряды и гадания,
которыми традиционно встречали Новый год и праздновали Сурхури.