14.14M
Категория: КультурологияКультурология

«Экспедиция в прошлое». II этап «Каждому дереву- своя честь». 3 класс

1.

Республиканский заочный творческо-исследовательский
проект по краеведению «Экспедиция в прошлое»
«Экспедиция в прошлое»
II этап «Каждому дереву- своя честь»
Творческий отчет
Ученики: 3-В класса МОУ «Ломоносовская гимназия»
г. Петрозаводск Республика Карелия
Куратор: Волкова Надежда Николаевна,
классный руководитель

2.

Наша команда «Искатели»
(16 смекалистых, находчивых, заинтересованных, умных, разумных одноклассников)))
Наш девиз: «Искатель», вперёд!
Открытие нас ждет!
Бороться и идти!
Все лучшее впереди!
Цель : найти разнообразную(природоведческую, этническую)информацию о
деревьях карельского леса
Наши задачи:
1) Найти новую информацию о деревьях в Карелии.
2) Узнать, какие обряды, легенды, поверья есть у древесных пород в
Карелии.
3) Определить места произрастания некоторых деревьев. Постараться
увидеть их.
4) Изучить материал в краеведческом музее, в литературе, в беседах со
взрослыми.

3.

«Искатели» действуют…
Объект исследования: предназначения древесных пород Карелии
Предмет исследования: деревья карельского леса.
Методы: наблюдение, сбор информации и её анализ, практическая работа.
Гипотеза: Предположим, что определенные древесные породы имеют свое предназначение
для жизни карел
План работы:
1) Выбрать вопрос по интересам;
2) Найти единомышленников и вместе искать ответ;
3) Найти источник информации(Интернет, книга, фотоальбом, взрослый
человек);
4) Придумать и нарисовать дерево.
5) Обобщить материал, сделать выводы;
6) Подготовить представление своего материала.

4.

Исследование
началось….
В решении новых задач мы стали СЛЕДОПЫТАМИ.

5.

Удивительно?!
К дереву карелы относились «по правилам»
Особое отношение к деревьям у карел прослеживался на двух уровнях: бытовом и сакральном. На бытовом уровне он
заключался в убеждении, что любое дерево в лесу, подобно человеку, обладает душой, что эта душа, если дерево будет
срублено "не по правилам", вполне способна отомстить людям, отнять здоровье и саму человеческую жизнь. Неудивительно,
что существовал ритуал срубания деревьев.
В старину перед отправлением на лесозаготовки лесоруб обращался к колдунам за заговором, записанным на бумагу, ношение
которого, по поверьям, уберегало его от ушиба деревом. На лесной делянке человек спрашивал разрешения у "хозяев леса"
срубить деревья. Очень старые деревья не рубили, считалось, что они должны умирать естественной смертью. К каждому
срубаемому дереву человек прикасался свободной от топора рукой, мысленно прося у него прощения. У русских в верховьях
Водлы (Пудожье) человек, если брал деревья для жилого сруба, прикасался правой рукой к дереву и произносил: "Прости, Борбатюшка. Ты вырос, дай и моим деткам вырасти". У всех трех народов топор, воткнутым в дерево, не оставляли. Верили, что
потом руки болеть будут. Бревна в деревню транспортировали всегда комлем вперед . Первые 40 дней бревна можно было
очистить от коры, но дом из них сразу не рубили. Говорили: "Деревья 40 дней о своей смерти плачут" (ср.: "Первые 40 дней
душа умершего на земле пребывает"). Готовый сруб в деревне выстаивался год, прежде чем из него начинали строить дом (ср.:
"Душа человека последний раз к людям на годовщину смерти является"). При строительстве дома и даже при расколке дров
топор в бревнах или в плахе тоже не оставляли, а клали рядом, лезвием к дереву ("Мы отдыхать пошли, пусть и топор
отдохнет"). Даже не догоревшую головню из печи на улицу не выкидывали, а тушили в воде и дожигали потом при следующей
топке печи ("Головня угаром накажет, голова болеть будет"). Окончательная смерть дерева, как и человека, виделась народам
Карелии как полное сгорание дерева или истлении его в сырой земле.
(Сообщение подготовил Макаров Павел)

6.

Ель - праздничный символ веселого Нового года
( Сообщения подготовили Пименков Тимофей и Попов Егор)

7.

Ель?!
Отношение к дереву наших предков в Карелии
Сообщение подготовил Филатов Матвей

8.

«Дерево стариков»-лекарь
Ива, или верба защищает от нечистой силы,
излечивает многие болезни, делает обильным урожай
и приплод скотины. Она может прекратить бурю и
потушить пожар, защитить посевы от града, если в
поле воткнуть крестик из вербовых веточек.
Народные целители были убеждены, что ива является
проводником целительного волшебства. Больного
лихорадкой, например, знахари опоясывали
соломенным жгутом, который после при чтении
нужных заклинаний повязывали на ствол молодой
вербы. Так недуг переходил от человека к дереву.
Сообщение подготовила Паньшина Анна

9.

«Детское дерево»
Сообщение подготовил Барамохин Илья

10.

«Дерево колдунов»
Сообщение
подготовил Бедер Марк

11.

«Святое дерево»
Сообщение подготовил Комадей Михаил

12.

Карсикко.
Что это такое?
Сообщение подготовил Кашин Петр

13.

Сообщение подготовил Попов Олег

14.

«Карел кору ел»
Известно, что в Карелии наши предки с древнейших времен и вплоть
до начала ХХ в. употребляли в пищу хлеб из сосновой коры.
Одним из важнейших источников из «глубины веков», в котором
упоминается суррогатный хлеб из коры деревьев, является
карело-финский эпос «Калевала». В нем мы видим, насколько
разнообразны добавки и виды хлеба, но пшеничные мучные изделия
были предпочтительнее:
Хорошо и так хозяйке –
Хлеб пшеничный уплетает,
Лакомится пирожками,
Масла сверху нарезает.
Черствый хлеб пастух глотает,
Корочку жует сухую,
Давится овсяным хлебом,
Режет черный хлеб с половой,
С примесью соломы тертой,
Пополам с корой сосновой.[1]
Сообщение подготовила Брыксина София

15.

Сообщение
подготовил
Григорьев Михаил

16.

Карельская береза символ Карелии
В первый раз это дерево описал в 1857 г. русский ученыйботаник Карл Мерклин. Владимир Даль тоже упоминал
дерево как издавна ценившееся у русского народа. Он
называл дерево «березовой свилью», «сувойчатой березой».
Древесина выступала в качестве дани — ею карелы
оплачивали налоги в казну. Начиная с XVIII века, березу
широко использовали ремесленники, изготавливали бытовую
утварь, художественные изделия, а затем и мебель.
Березу нередко использовали в интерьерах правителей и
вельмож, благодаря этому она получила название
«царское дерево».
Сообщение подготовил Штурмин Матвей

17.

Ареал карельской березы
Карельская береза считается аномалией, и
поэтому в природе встречается относительно
редко.
Распространена на северо-западной части России,
включая Карелию, Ленинградскую, Ярославскую
области. Наибольшее количество этого дерева
растет в Норвегии и Швеции, Белоруссии. Реже
встречается в Польше и Германии, на Дальнем
Востоке России. Замечено, что «карелка» лучше
всего распространяется поблизости от деревень и
в местах, подверженных влиянию человека.
Кондопога
Сортавала
Петрозаводск
Сообщения подготовили Макаров Павел, Хлыстова Екатерина

18.

Ценность карельской березы.
Версии аномального строения
Внешние и внутренние отклонения от нормы (обычной березы повислой) прекрасно
изучены. Но ученые до сих пор не могут однозначно сказать, что привело к такой
аномалии.
воздействия бактерий и вирусов.
Другие связывают происхождение дерева с химическим составом почв.
Одни считают это результатом
Еще одна группа ученых говорит о генетических мутациях, обращая внимание,
что далеко не все признаки карельской березы наследуют потомки.
Есть еще одна версия о том, что отклонения от нормы у карельской березы — результат
влияния заморозков на обычное дерево в раннем
возрасте.
Пятая версия о мутациях дерева звучит так: на породу воздействует
радиоактивный газ радон, поступающий из литосферы.
Эту гипотезу предложили карельские ученые Б. Белашев и В. Болондинский.

19.

Численность карельской березы
Карельская береза – большая редкость .Эти деревья не образуют
лесов, растут по одному или небольшими группами. А разводить их
в питомниках совсем непросто.
Начиная с ХIХ века число деревьев в Карелии сокращается. В
1920—1930 годах автор первой инвентаризации карельской березы
профессор Николай Соколов оценивал ее запасы примерно в 7
тысяч стволов. Но после бездумных рубок 1941—1944 гг. во время
оккупации республики запасы резко уменьшились и продолжают
сокращаться.
Сегодня в природе насчитывается около трёх тысяч
деревьев.
В 1984 году в Карелии были учреждены 4 заказника карельской
берёзы: «Утуки» в Кондопожском районе, «Коккорево» и «Царевичи»
в Прионежском районе, «Анисимовщина» в Медвежьегорском
районе. В республике Карелия утверждена региональная целевая
программа по сохранению генофонда карельской берёзы

20.

Применение карельской березы
Карельскую березу используют в дорогих отделках, для
создания эксклюзивной мебели. В последние годы из-за
дефицита в основном в ходу шпон из дерева. Также
«карелка» встречается в виде ударных частей музыкальных
инструментов, бильярдных киев.
Хороши и богаты подарки из карельской березы: шкатулки,
украшения, портсигары, ручки, магниты часы, картины,
шахматы. Подарок это действительно царский, так
стоимость шахмат - порядка 70 тысяч рублей!
Интересно, что в 1900 году финский художник А.В.ГалленКаллела участвовал во Всемирной выставке в Париже.
Мебель и другие произведения искусства из карельской
березы, которые художник создал для декорирования
павильона Российской империи, получили золотую и
серебряную медали.
Сообщение подготовила украинец Ксении

21.

Карельская береза
особое дерево
Карельская береза — экологическая форма березы
повислой. Это дерево до 25 м высотой. На стволе утолщения в виде вздутий или крупных образований,
наплывов. Главный признак карельской березы — плотная
узорчатая древесина, в распиле напоминает мрамор. По
красоте рисунка ей нет равных! В текстуре древесины видны
темные «завитки». Годичные кольца дерева необычно
изгибаются.
Отыскать дерево в природе непросто. Оно ниже обычной
березы, крона редкая, а кора — грубая. Обычно дерево
обнаруживают по выпуклостям на стволе. Живет дерево
недолго: от 40 до 60 лет. Рисунок появляется к пяти годам.
Стихотворение читала Украинец Ксения

22.

Выводы:
1) Мы узнали, какие предназначения были у
распространенных карельских деревьях.
2) Открытием стало то, что живут в карельском
лесу «дерево стариков», «детское дерево», «дерево
колдунов», «святое дерево».
3)Мы постарались оставить свой след в поиске
ответа «Что такое карсикко?». Эврика!!! Мы нашли
ответ!
4) Мы поняли, что находки среди деревьев в
карельском лесу были хлебом. Это спасало жителей
нашего края от голода.
5)Мы с гордостью говорили о необычном дереве
Карелии –карельской березе.
По-настоящему говорят, лес полон сказок и чудес.

23.

Наша «Экспедиция в прошлое» продолжается
Нам это интересно)))))
Исследуем
Творим
Пробуем
Идем дальше...
English     Русский Правила