Похожие презентации:
Эпоха Возрождения в жизни народов Средней Азии. Расцвет науки и культуры
1.
Презентация лекции натему: «Эпоха
Возрождения в жизни
народов Средней Азии.
Расцвет науки и
культуры»
Автор – З.Хайдаров.
2.
Тема 4: «Эпоха Возрождения в жизнинародов Средней Азии. Расцвет науки и
культуры»
План
• Великие ученые и мыслители Средней
Азии IX-XII вв. и их вклад в развитие
мировой цивилизации.
• Развитие литературы, архитектуры и
религии в IX-XII вв.
• Культура и наука эпохи А. Темура и
Темуридов.
3.
Идеологияэпохи
Возрождения
4.
Характерные черты:светский, антиклерикальный характер
гуманистическое мировоззрение
обращение к культурному наследию античности, как бы
«возрождение» его
5.
Исторические условия и предпосылкирасцвета науки и культуры в IX-XII в.в.
существование древнейших очагов цивилизации в Средней
Азии
выгодное географическое положение среднеазиатского региона,
способствовавшее развитию экономических и культурных связей
с другими странами
возрастающие потребности Арабского халифата в практических
знаниях и организация в этих целях научных исследований
активное распространение арабского языка как языка науки
освобождение от господства Арабского халифата и
образование независимых централизованных государств
покровительство местных правителей развитию науки,
литературы и искусства
6.
Этапы среднеазиатскогоРенессанса
I этап
IX – XII вв.
II этап
XIV – XV вв.
7.
Расцвет науки в эпоху ВозрожденияМуса Ал -Хорезми
Области научной деятельности:
руководитель Багдадской академии
«Байт ал-хикма»
автор более 20 научных трудов
математика, астрономия, география,
история, этнография, медицина и др.
главные научные труды:
«Астрономические таблицы», «Книга
описания земель», «Книга сложения и
вычитания», «Книга восстановлений и
противопоставлений»
783 - 850 гг.
8.
Муса Ал-ХорезмиГлавные научные открытия:
Памятник Ал-Хорезми в
Хорезме
определил длину дуги земного
меридиана
внес огромный вклад в
картографию, обозначив
географическое положение 537
главнейших местностей – городов по
7 климатическим зонам, 209 гор,
описав моря, острова и реки,
участвовал в составлении
знаменитой карты ал-Маъмуна
создал современную арифметику,
основанную на индийской
десятичной позиционной системе
исчисления
изложил основы элементарной
алгебры, превратил ее в
самостоятельную науку
9.
Муса Ал-Хорезми«Книга
восстановлений и
противопоставлений»
- изложение основ
элементарной
алгебры
10.
Ахмад Ал-ФерганиАстроном, географ и математик, известный в
Европе под именем Ал Фраганус, автор 11 научных
трудов, среди которых - «Книга о построении
астролябии», «Книга о действиях с астролябией»,
«Таблицы ал-Фергани», «Книга о построении
солнечных часов» и др.
Главный труд: «Книга об элементах астрономии
и принципы небесных движений» - подлинная
астрономическая энциклопедия своего времени.
Руководил строительством обсерваторий близ
Багдада и Дамаска, в Багдаде возглавлял
астрономическую школу
Научные открытия:
установил величину градуса земного
меридиана
доказал шарообразность земли
создал измеритель уровня воды в Ниле
797 – 865 гг.
11.
«Ниломер» Ал-Фергани• Уникальное
гидротехническое
сооружение –
измеритель уровня
воды в Ниле; создан в
861 г. в Фустате
(Каире)
12.
Памятник Ахмаду АлФергани в г.Фергане1998 г. под
эгидой
ЮНЕСКО
отмечался
1200-летний
юбилей АлФергани
13.
Абу Наср Ал-ФарабиФилософ, ученый-энциклопедист, автор более 160 научных
трудов на арабском языке. «Второй учитель» («Аристотель
Востока»)
Главные научные труды: комментарии к «Метафизике»
Аристотеля, «Гелемы премудрости», «Введение в логику», «О
происхождении наук», «О взглядах жителей добродетельного
города» и др.
Области научных интересов:
философия, языкознание, музыка, математика, астрономия,
физика, ботаника, минералогия, география, медицина.
«Цель науки – познание тайн щедрой и мудрой природы»
(Ал-Фараби).
доказал объективное существование
материального мира и возможность познания
его человеком
разработал классификацию наук
исследовал проблемы происхождения
государства, причины социального
неравенства и др.
873 – 950 гг.
14.
Абу Райхан БеруниНаучное наследие составляет
более 150 трудов по истории,
математике, истории, астрономии,
географии, топографии, физике,
медицине, геологии и др.наукам
Основные произведения:
«Книга об основных началах астрономии»
(«Канон Маъсуда»), «Уточнение границ
населенного мира для определения
расстояний между населенными
пунктами», «Минералогия», «Индия»,
«Памятники минувших поколений»
973 – 1048 гг.
15.
Абу РейханБеруни
С 1010 г. руководил
работой Академии
хорезмшаха
Маъмуна
16.
Научные достижения БеруниАстрономия
География
Геология
Минералогия
Медицина и
ботаника
создал учение о звездах
выдвинул гипотезу о возможности
вращения Земли вокруг Солнца и
земном тяготении
определил радиус Земли и создал глобус
разработал метод вычисления
географических координат
(широты и долготы)
выдвинул идею об изменении рельефа
местности и движении земной коры
разработал проблемы водного
календаря в земледельческих оазисах
Египта, Индии, Средней Азии
создал теорию минералов (драгоценных
камней) и металлов
превратил минералогию из чисто
описательной в точную науку
изучил большое число лекарственных
растений
вплотную приблизился к теории
естественного отбора Ч.Дарвина
17.
Абу Рейхан БеруниАбу Рeйхан
Беруни.
«Китоб аттафхимли
авоил
синоат аттанжим»,
XIII в.
18.
Вершина творчества Беруни - труды«Памятники минувших
« Индия»,
поколений» , в котором
представлены достижения
человечества почти во всех
отраслях наук – истории и
культуре, астрономии и
математике, географии и
геологии, философии и
филологии, физике и
медицине, является подлинной
энциклопедией средневековой
науки.
где описываются научные
открытия,
астрономические и
математические познания
индийцев,
рассматриваются вопросы,
относящиеся к культуре,
истории, географии,
этнографии, религиозным
верованиям, философии
Индии.
19.
Абу Али ибн-СинаНаучное наследие
насчитывает более 450
трудов по медицине, философии, логике,
психологии, этике, математике,
астрономии, физике, химии,
государственном управлении и военном
устройстве, о браке и семье, классификации
наук и музыке, поэтические произведения.
В Европе известен под именем Авиценна.
первый научный труд написал в
возрасте 17 лет
плодотворно работал в Академии
хорезмшаха Маъмуна (1002-1017 гг.)
занимался врачеванием при дворе
саманидского эмира Нуха ибн
Мансура
980 – 1037 гг.
20.
Труды Ибн Сины из коллекцииинститута востоковедения
Академии наук Узбекистана
21.
Главные научные труды АвиценныПо медицине:
«Канон врачебной
науки» - с XIIв.
настольная книга
всех врачей в Европе
По философии:
«Книга исцеления»,
«Книга знания»,
«Книга спасения»,
«Книга
справедливости»
медицинская энциклопедия, в
которой излагается общая
теория медицины, анатомия ,
физиология, хирургия,
диагностика, способы
лечения, лекарственные и
профилактические средства,
рассматриваются острые и
хронические заболевания
энциклопедические труды,
в которых
рассматриваются вопросы
философии, логики,
математики, астрономии
и естественных наук;
большинство не дошло до
нас
22.
Ибн Сина «Канон врачебнойнауки» (1020 г.)
23.
Медицинские инструменты X-XII вв.24.
Академия хорезмшаха МаъмунаВ 1000 г. хорезмшахом
Маъмуном (999-1017) в Куня
Ургенче была создана первая в
Средней Азии библиотека «Дар
ал-Илм» («Академия»)
«…Наука
царит
над всем и
ничто в мире не
может быть
превыше нее»
Хорезмшах
Маъмун
Создание «Академии» Маъмуна было обусловлено влиянием
древней хорезмийской цивилизации и ее органичным
соединением с наукой и культурой ислама посредством
арабского языка
25.
В «Академии» Маъмуна работали выдающиеся ученыеэнциклопедисты Абу Рейхан Беруни, Абу Али ибн Сина,философ Абу Сахл Масихи, ученый и врач Абу-л Хайр
Хаммар, математик - астроном Абу Наср ибн Ирак,
математик и философ Абу Абдуллах Натими и др.
С 1010 г.
деятельностью
«Академии»
Маъмуна
руководил Абу
Рейхан Беруни
26.
«Академия Маъмуна»Академия Маъмуна – блестящее собрание ученых из
различных областей Средней Азии, крупнейший
научный центр всего мусульманского мира, 1000летие которого отмечалось в Узбекистане в 2006 г.
27.
Открытие Академии Маъмуна вУргенче в ноябре 2006 г.
28.
Гуманитарные наукиАбу-Бакр Наршахи
(899 – 959 гг.)
Абу Абдаллах
ал-Хорезми
(X – XI вв.)
историк, автор «Истории
Бухары»
«Ключи наук» - история
развития наук и их
классификация
Известные историки эпохи Саманидов – Мадани, Белазури,
Табари, Байхаки, Кубави и др.
Выдающиеся исторические труды: Гардизи – «Украшение
известий», Байхаки – 30-томная летопись «Тарихи Байхаки»,
Наршахи - «История Бухары» и др.
Классическое сочинение по географии (конец X в.) – «Области
мира», написанное на фарси
29.
Имам ал- Бухари(810 – 870)
Абу-Мансур ал-Матуриди
( 870- 944)
Махмуд Абу-л Касым
Замахшари (1075-1144)
Бурхан ад-дин Маргилани
(1118-1197)
30.
Имам Ал-Бухари (810-870 )Выдающийся ученый - богослов
мусульманского мира, автор
более 20 произведений,
содержащих призыв к добру,
благородству, милосердию,
справедливости, трудолюбию,
честности, взаимопониманию,
любви к Родине. Главный труд –
«Ал-Джами ас-Сахих».
В 1998 г. под эгидой ЮНЕСКО отмечался 1225-летний
юбилей Имама Ал-Бухари
31.
Имам Ал-Бухари«Ал-Джами ас-Сахих» вторая священная
книга после Корана, в
которой собрано
7400 «безупречных»
хадисов из 800 тысяч,
собранных и
исследованных
автором, ценнейший
источник исламского
учения
32.
Абу Мансур ал-Матуриди(870- 944 гг.)
основатель религиознофилософской школы «алМатуридийа», автор
многих трудов,
посвященных
толкованию
религиозно-этических
норм ислама
33.
Махмуд Абу-л КасымЗамахшари
(1075 – 1144 гг.)
лингвист, знаток
лексики и арабской
грамматики, известный
комментатор Корана;
автор более 50 трудов,
наиболее известные из
них : «Ал-Муфассал» и
«Ал-Кашшаф»
Рукопись Замахшари
34.
Бурхан ад-дин Маргилани(1118 – 1197 гг.)
законовед - факих,
исследователь хадисов и
комментатор Корана,
разработал правила шариата;
главные труды – «Вступление к
изучению закона», «Китаб алХидая»
35.
Памятник Бурхан ад-дину Маргилани вг. Маргилане
36.
зародился в Ираке и Сирии в конце VIII – начале IX вв.; распространениев Средней Азии связано с именами религиозных мыслителей Хакима
Термези, Абу Халика Гиждувани, Ахмада Яссави
Цель -
Суфизм –
мистикоаскетическое
течение в исламе
Социальное содержание:
рассматривает частную
собственность,
богатство и роскошь как результат
несправедливости, отражает
стремление
угнетенных к избавлению от тяжелого
социального положения
постижение бога путем
религиозно-нравственного
совершенствования и в конечном итоге –
уничтожение своих личностных качеств
и замена их божественными, либо
прямое соединение с божественной
«истиной»
Путь религиозно-нравственного
совершенствования (тарикат):
покаяние;
терпение;
страх перед Аллахом;
равнодушие к бедности, аскетизм;
надежда на спасение;
любовь к Аллаху;
отречение от собственной воли и др.
37.
Имам Ат-Термези(середина VIII в.)
Знаменитый суфийский мыслитель, автор более 80
трудов, среди которых: «Печать святых», первая история
суфизма и сборник биографий суфиев, которые в
дальнейшем были признаны классическими в
восточноиранском суфизме
Мемориальный комплекс
захоронения Ат - Термези
в Термезе
38.
Абдулхалик Гиждувани (1118-1180)великий суфийский философ и
мыслитель, разработавший ряд
правил по вопросам морали и
этики;
автор ряда трудов, в которых
идет речь о науке, человеке и
его месте в обществе, религии и
светских отношениях;
наиболее известным его
сочинением является
«Завещание»; в этой книге
Абдулхалик Гиждувани не только
описал суть своего учения, но и
дал рекомендации, как вести
себя в обществе, семье.
«Завещание» стало настольной
книгой по воспитанию
молодежи;
философское учение
Гиждувани имеет и по сей день
большое нравственное
значение.
Мемориал Абдулхалика Гиждувани
В ноябре 2003 года в Узбекистане был торжественно отмечен
900-летний юбилей Абдулхалика Гиждувани.
39.
Представители суфизма- АхмадЯссави, Нажмиддин Кубро, Бахауддин
Накшбанди
Ахмад Яссави
(? - 1166/1167 гг.)
Мавзолей
Нажмиддина Кубро
Комплекс Бахауддина Накшбанди
в Бухаре
40.
Основные направления всуфизме
«Яссавия»
• путь к совершенствованию
лежит через аскетизм и
отречение от мира и
земных наслаждений
«Кубравия»
• к совершенствованию
ведет неустанный труд, что
не исключает пользования
жизненными благами
«Накшбандия»
• духовное
совершенствование
достигается путем труда и
богослужения
41.
Суфизм в произведенияхминиатюры
42.
Этапы РенессансаII этап
XIV – XV вв.
43.
Улугбек (1394 – 1449 гг.)«Ученый на троне»:
покровительствовал развитию науки и
культуры;
построил три медресе – в Бухаре (1417
г.),Самарканде (1417-1420 гг.) и Гиждуване
(1433 г.);
в 1424-1429 гг. построил обсерваторию близ
Самарканда;
создал библиотеку, в которой хранилось 15
тысяч томов книг;
автор ряда научных трудов по астрономии,
математике, истории, музыкальному
искусству, знаток поэзии.
«Религии
рассеиваются как
туман. Царства
разрушаются, но труды
ученых остаются на
вечные времена»
М.Улугбек
44.
Медресе Улугбека в Самарканде,Бухаре и Гиждуване
«Стремление к знанию
является обязанностью каждого
мусульманина и мусульманки»
М.УЛУГБЕК
45.
Астрономическая школа УлугбекаВершиной научного творчества
Улугбека были знаменитые
«Астрономические таблицы» («Зидж-и-Гургани») – звездный каталог, в
котором установлены точные координаты 1018 звезд и 683 населенных
пунктов Востока (завершен в 1437 г.) В
Улугбека
астрономической школе
работали: Кази-заде Руми, Гияс ад-дин Джамшид, Ала ад-дин
Али Кушчи («Птолемей своей эпохи»), Мирим Челеби и другие известные
ученые.
46.
«Астрономические таблицы»Улугбека
«Зидж-иГургани»,
1437 г.
47.
Памятник Улугбеку вТашкенте
«Жизнь Улугбека –
символ
величайшего
духовного
подвига».
И.Каримов
48.
Культурные центры эпохиВозрождения
БУХАРА
САМАРКАНД
ГЕРАТ
49.
Развитие литературыПоэзия
известны около 30
поэтов саманидской
эпохи, живших в Бухаре,
Самарканде, Мерве,
Нишапуре
Основные жанры:
касыда (хвалебная ода в
честь покровителя)),
поэмы, элегии,
лирические
четверостишия (рубаи)
Абдулла Джафар Рудаки,
Шахид Балхи, Рабия,
Дакики и другие поэты
создали таджикско-персидскую
поэзию и в основных чертах
определили на многие века
направление развития поэзии
стран мусульманского Востока
50.
Абдулла Джафар Рудаки? – 940/941 гг.
Мастер касыды и автор
нескольких поэм: «Камила и
Димна», «Синдбад-намэ»,
«Вращение солнца»,
«Редкостные ростки» и др.
Замечательный певец,
исполнявший свои
произведения под
аккомпанемент руда струнного музыкального
инструмента.
Воспевает в своих стихах
знания и разум, обращается к
теме протеста против
социальной несправедливости.
Характерные черты
творчества – выразительность
и совершенство языка,
живость образов
51.
Абулькасим ФирдоусиВыдающийся персидский и
таджикский поэт,
собиратель легенд, сказок,
народных преданий и
мифов.
Автор поэмы «Шах-намэ»
(«Книга о царях») –
героизированной истории
народов Ирана и Средней
Азии, ценнейшего источника
по истории средневекового
Востока, написанию которой
Фирдоуси посвятил 34 года
своей жизни.
1008 двустиший поэмы
принадлежит перу Дакики.
Другие поэтические
произведения: поэма «Юсуф
и Зулайхо»
(940 – 1030 гг.)
«Шах-намэ»
52.
Тюркоязычная литератураМахмуд Кашгари
XI в.
Юсуф Хас Хаджиб
XI в.
Ахмад Югнаки
XII в.
«Диван лугат ат-тюрк»словарь тюркского
языка, в котором
приводится толкование
7500 тюркских слов и
выражений
«Наука о том, как быть
счастливым» - дидактическая
поэма, ценный
памятник тюркского
языка и важный
исторический источник
«Подарки истины» поэма, посвященная
вопросам нравственности
и прославлению науки
и знания
53.
Поэзия XIV- XV вв.Абд-ар Рахман Джами (14141492) – автор около 100
литературных произведений
(«Семь престолов»)
Лутфи – автор поэм
«Зафарнамэ» и «Цветок и
навруз» на тюркском языке
Алишер Навои (1441-1501) –
классик узбекской литературы
54.
Алишер НавоиГениальный поэт, автор более 30 крупных литературных
произведений, среди которых всемирно известная «Хамса»
(пять поэм – «Смятение праведных», «Лейли и Меджнун»,
«Фархад и Ширин», «Семь планет», «Стена Искандера» на
тюркском языке), «Сокровища знаний», «Возлюбленные
сердец», «Книга суждения о достоинствах двух языков».
Ученый, известный множеством научных трудов в области
языкознания, литературы, музыки, истории, философии,
астрономии и педагогики.
Государственный деятель, служивший первым везирем при
дворе Султана Хусейна Байкары в Герате.
Покровитель развития науки, литературы и искусства, на
личные средства которого было построено более 300
общественных зданий и содержалось 12 тысяч студентов,
поэтов, художников, ученых.
55.
Основные идеи творчестваАлишера Навои
воспевается любовь и
преданность, честность и
дружба, героизм и
благородство, мир,
сотрудничество и разум;
обличаются несправедливость,
тирания, ложь и лицемерие;
содержится призыв к
человеколюбию и познанию
истории;
прославляется труд простых
людей, творчество поэтов и
ученых, музыкантов и
художников, приносящие пользу
людям, обществу, стране
56.
Памятник А.Навоив Ташкенте
Алишер Навои оказал
воздействие на развитие
не только узбекской,
но и уйгурской, туркменской,
азербайджанской, турецкой,
татарской
и др. тюркоязычных
литератур.
Алишер Навои – « личность,
составившая целую эпоху
в сознании узбекского народа,
в истории художественной
культуры».
И.Каримов
57.
Архитектураиспользование новых видов строительных
материалов
строительство монументальных зданий дворцов, мечетей, минаретов, медресе,
мавзолеев
применение новых приемов зодчества
(каркасных конструкций)
использование архитектурных украшений
58.
АРХИТЕКТУРАМавзолей
Исмаила
Самани ,
Бухара, X в.
Минарет
Калян, Бухара ,
XII в.
59.
АРХИТЕКТУРАМавзолей в
группе
Шахи-Зинда,
XIV в.
Соборная
мечеть Бибиханум, XV в.
60.
АРХИТЕКТУРАСамарканд,
Гур-Эмир,
XIV в.
61.
АРХИТЕКТУРАШахрисабз,
Ак-Сарай,
XIV в.
62.
АРХИТЕКТУРАТашкент,
Мавзолей
Шейха Ховенди
ат-Тахура,
XIV- XV вв.,
XIX в.
63.
Изобразительноеискусство
Живопись
Прикладное
искусство
резьба по дереву,
настенные росписи,
ювелирное дело,
производство
керамики, чеканка
по меди
расцвет орнаментального
искусства; возникновение
гератской школы
миниатюристов
Каллиграфия
Книжное
дело
64.
Камалиддин Бехзад - Рафаэль Востокавыдающийся художник,
основатель гератской
школы миниатюристов и
нового художественного
стиля – гератского.
автор живописных
произведений в
лирическом, бытовом и
портретных жанрах
(портреты А.Навои,
А.Джами, Султана Хусейна
Байкары, Шейбани-хана).
Автор миниатюры
– К.Бехзад (1455-1536)
произведения К.Бехзада
отличает реалистическое
изображение внешности и
духовного мира человека,
природы.
65.
Живопись К.Бехзада66.
Живопись К.Бехзада67.
Музыкальное искусствоИзвестные музыканты:
Абу Бакр Рубаби, Абдукадыр
Найи, Кулмухаммад
Шейхи, Шахкули Гиджаки
Касым Раббани, Ахмад
Кануни и другие
Главное достижение музыкального
искусства – формирование
классического народного
музыкально-вокального цикла
«Шашмаком»
Особенности развития музыкального искусства в эпоху Возрождения:
создание новых (шахруд) и совершенствование существующих
музыкальных инструментов;
возникновение новых центров музыкальной культуры (Бухара, Хива, Балх,
Кабул и др.);
появление новых музыкальных жанров и расширение сферы
инструментального и вокального исполнительского искусства;
расцвет теории музыки: Ходжа Абдукадыр Мараги (1340 - 1435) - автор
более 200 трудов по теории музыки.