Похожие презентации:
Культура народов Средней Азии во II половине XIX – в начале XX века (семинар № 3)
1.
Предмет: История УзбекистанаКафедра: История
Факультет: История и языки
Группа: TO ’M 18/2 Rus
Студент: Асобединов Зайниддин
Преподаватель: Раимова Айгуль
Семинар № 3. Культура народов Средней Азии во II половине XIX – в начале XX века: Развитие науки в Туркестане.
Система образования. Печать
Вопросы и задания:
1. Типы и виды учебных заведений Туркестанского края в конце ХIХ - начале ХХ вв. Составьте кластер.
2. Сделайте сравнительный анализ русско-туземных и новометодных школ Туркестанского края.
3. Сделайте таблицу деятелей науки Туркестанского края. По следующей схеме:
№
Ф.И.О.
Годы жизни
Вклад в
Основные
учёного
науку
труды
4. Сделайте таблицу печатных изданий в Туркестанском крае. По следующей схеме:
№
Название
Год начала
По чьей
Краткое
печатного
издания
редакцией
описание
издания
Ответы:
1. Типы и виды учебных заведений Туркестанского края в конце ХIХ - начале ХХ вв. Составьте кластер.
До завоевания Россией Туркестана единственными типами школ на его территории были мактабы и медресе, которые сыграли определенную роль
в развитии национальных культур народов Центральной Азии и переобращения их к древней и высокоразвитой культуре народов Ближнего Востока,
Индии и Китая.
В конце XIX –в начале XX в. на территории Центральной Азии сложилась система образования, в которую входили:
1. Мусульманские старометодные и новометодные мактабы и медресе;
2. Русско-туземные школы для коренного населения (аульные и старшинские школы первоначального обучения с курсом обучения 2-3 года,
одноклассные и двуклассные русско-туземные школы для мальчиков и девочек и совместного обучения);
3. Средние учебные заведения (мужские и женские прогимназии и гимназии, реальные училища);
2.
4. Профессиональные учебные заведения (сельскохозяйственные, ремесленные, педагогические).В среде интеллигенции тюркоязычных народов Крыма, Поволжья, Казахстана и Центральной Азии, в конце XIX появляются реформистское
течение джадидистов. Джадидисты (И. Гаспринский, Д. Кильдеев и др.) выступили с критикой старометодных мактабов и медресе, в которых
господствовали религиозное содержание образования и схоластические методы обучения.
Мактабы
Аульные и
старшинские школы
Мактабы
Одноклассные и
двуклассные
Мусульманские
новометодные
Медресе
Русско-туземные
школы для
коренного населения
Мусульманские
старометодны
е и медресе
Типы и виды
учебных заведений
Мужские и женские
прогимназии
Средние учебные
заведения
Мужские и женские
гимназии
Реальные училища
Профессиональн
ые учебные
заведения
Сельскохозяйс
твенные
Педагогические
Ремесленные
3.
Дополнительная информация к ответу на вопрос: Наиболее распространенным типом школ были обычные мактабы. Программа мактабовбыла несложной. Сначала изучали буквы арабской азбуки. Потом последовательно заучивали наизусть: “Хафтьяк”, который содержал избранные
части из Корана, посвященные основным положениям ислама; “Чоркитоб” (“Четверокнижие”), в котором описывались мусульманские обряды;
“Суфи Аллаёр”, составленный в стихотворной форме на узбекском языке и представлявший собой мусульманское “житие святых” с рассказами о
жизни святых и пророков; “Ходжа Хафиз” — стихи персидского поэта Хафиза, посвященные различным сторонам религиозной жизни. В заключение
сверх программы заучивали еще несколько религиозных книг. Обучение в мактабах занимало 5—6 лет.
Кроме мактабов, существовали медресе, которые являлись следующей ступенью после мактабов. В них готовили чиновников для государственной
службы, служителей культа — богословов и знатоков мусульманского права — шариата. Обучение здесь длилось до 10 лет. В некоторых медресе
преподавался элементарный курс математики. Окончившие медресе молодые люди должны были уметь толковать самые сложные положения Корана.
Были и специальные школы — корихона, где готовили чтецов Корана — кори.
Для девочек существовали школы, в которых они, после обучения, получали звание отын-биби — грамотных женщин. Они изучали Коран и
традиционные обряды, обучались нормам и правилам поведения в семье, изучали одоб — нормы приличия.
Всего по данным исследования, проведенного в начале 1890-х гг., в Туркестане (Самаркандской, Сырдарьинской и Ферганской областях)
насчитывалось 189 медресе, в том числе в Коканде — 34, Маргилане — 25, Самарканде — 22 и т.д. В 1911 г. было уже 328 медресе1. Около 200
медресе функционировали в Бухарском и Хивинском ханствах2. Количество мактабов не поддается учету, но они были практически при каждой
мечети, т.е. их насчитывалось несколько тысяч, число учеников — несколько десятков тысяч. По неполным данным к 1916 г. в Туркестане было 7,5
тыс. мактабов и 449 медресе3.
Хотя система мусульманского образования охватывала большую часть населения и каждый ребенок получал определенные навыки и знания, в
целом массовый уровень грамотности в Центральной Азии оставался очень низким, ограничиваясь простыми умениями и информацией об основных
молитвах и положениях ислама.
Старо мусульманская школа
Русско-туземная школа. Ташкент.
4.
2. Сделайте сравнительный анализ русско-туземных и новометодных школ Туркестанского края.Русско-туземные школы
Новометодные школы
Это школы начального образования, открытые русской администрацией
Туркестанского края для обучения детей местного населения нерусских
национальностей в XIX веке.
Местная интеллигенция и представители джадидского движения
открывали в крае школы на основе национальной культуры, веры,
местных обычаев и традиций. В подобных новометодных школах
преподавались также, такие предметы, как история, математика,
география и родной язык..
Отличие новометодных школ от религиозных школ и медресе состояло
в том, что в новых школах преподавались не только ислам и его
история, но и история тюркских народов. Первые джадидские школы в
крае открылись в Бухаре, Ташкенте, Коканде, Андижане и Хиве
Новометодные школы служили для укрепления джадидского движения,
освещали деятельность лидеров движения, а также обеспечивали
единение общенациональной идеи и национальной духовности
тюркского народа.
Также существовали русско-туземные школы, с вечерними курсами при
них для взрослых. Эти школы являлись первыми школами европейского
типа, в которых получали светское образование представители местного
населения в Туркестане.
Целью этих школ являлось обучение детей местного
населения русскому языку и приобщение к ценностям европейской и
русской культуры, имея в виду подготовку из них в
последующем чиновников низового звена администрации края.
Обучение русскому языку в этих школах начиналось с первого года
обучения.
Первая русско-туземная школа была открыта в
декабре 1884 года в Ташкенте. Позже их число было доведено да
четырёх. Финансирование этих школ осуществлялось по смешанному
принципу: частично за счёт средств администрации края, частично за
счёт пожертвований. В этой школе предусматривался четырехлетний
срок обучения. Имелись в некоторых случаях также и приготовительные
классы. Возраст учащихся, обучавшихся в русско-туземной школе, был
от 7 до 17 лет. В школе обучались мальчики и юноши. Позже были
открыты двухклассные женские русско-туземные школы.
Учащиеся в этих школах делились по классам — русский и туземный.
В школе работали русские преподаватели, как правило, это были
выпускники Ташкентской учительской семинарии, которые
преподавали в школе русский язык и арифметику, и учителя местной
национальности, как правило мулла, который обучал местному языку,
арабскому языку и письменности и преподавал основы мусульманского
вероучения. Как правило, первые два часа занятия проводил русский
преподаватель, который занимался чтением, письмом и просто
В их образовательной системе основное внимание было уделено
воспитанию у учеников любви к Родине, развивались идейные основы
для формирования чувства национальной государственности и
культуры, ответственности перед народом, взращивались ростки
сознания, призывающие к труду во имя благополучия Родины и борьбе
за ее независимость.
Новометодные школы в Туркестане значительный акцент — до 80%
всех часов — делали на религиозном образовании с включением в него
элементов светских предметов и знания местных языков. Например, в
школе упомянутого Мунаввар-кары в пятом классе 11 часов (44%
времени) в неделю уходило на изучение религиозных текстов — чтение
Корана, освоение догматов и т.д., 9 часов — на изучение книг,
посвященных правилам этики, и чтение стихов мистического поэта
Суфи-Аллаяра, оставшиеся 5 часов — на светские предметы (2 часа на
5.
беседовал с учащимися на русском языке, а вторые два часа велисьзанятия на местном языке.
В городах работали также вечерние русско-туземные школы, в которых
могли обучаться (три раза в неделю) взрослые слушатели основам
русского языка и письменности на русском языке.
Всего в Туркестанском крае насчитывалось в 1901 году — 45 таких
школ, в 1905 году — 82, в 1912 году — 89 школ
арифметику, 2 — на географию, 1 — на естествознание)1. В некоторых
школах, зарегистрированных властью, преподавался русский язык.
Программа новометодных школах не была, впрочем, стандартной и
зависела от желания и подготовки тех преподавателей, которые в этих
школах работали.
Обучение в новометодных школах было чаще всего 4-лстним, реже 6лстним, только школа, которую организовал в Ташкенте в начале XX
столетия Мунаввар-кары Абдурашидханов, перешла на 7-лстний план.
Само обучение было организовано по классно-урочной системе, были
установлены твердые сроки приема в школу, перевода в следующий
класс и выпуска, применялись оценки и проводились экзамены,
учащиеся сидели за партами, нс применялись физические наказания.
Новометодные учебные заведения возникали прежде всего в крупных
городских центрах Средней Азии, где концентрация переселенцев из
татар была довольно высокой. В Ферганской области в 1910 г. было
учтено 28 новометодных школ, в Самаркандской области — 5, в
Сырдарьинской — 40, из них в Ташкенте 15, в Семиречснской — 7, в
Бухарском эмирате насчитывалось 57 таких школ. Эти данные явно
неполные, тем не менее новометодные школы значительно уступали по
числу, значению и популярности старой мусульманской школе, хотя в
последней тоже происходили некоторые изменения и заимствовались
элементы новометодной школы.
Дополнительная информация к ответу на вопрос: В новометодных джадидских школах получили свое образование знаменитые ученые,
литературоведы, художники, поэты, деятели искусства и культуры своего времени, а также специалисты сферы просвещения и государственные
деятели, среди которых можно указать академика Гафура Гуляма, поэта и драматурга Уйгуна и деятеля культуры Айбека.
Население Средней Азии относилось к новометодным школам с подозрением. Многие представители консервативной элиты видели в них
влияние русской (европейской) традиции и считали их несоответствующими исламу. Российская власть также со временем стала относиться к
новометодным школам с опаской. Многие российские политики видели в этих школах воплощение идеологии «пантюркизма» и «панисламизма»,
которую проводили татары и казахи в пользу Османской империи. После долгих дебатов в 1912 г. туркестанский генерал- губернатор А. В. Самсонов
утвердил правила открытия новометодных школ, которые были направлены на то, чтобы поставить их деятельность под контроль власти. Новый
порядок предполагал, чтобы учителями в этих школах работали «туземцы одного племени с учащимися», что фактически ставило под запрет
учитслям-татарам преподавать местному населения, обучение русскому языку становилось обязательным, программам и учебники, используемые в
школах, должны были утверждаться и одобряться российскими чиновниками. А также российские чиновники начали поддерживать мусульманские
старометодные школы. Такой неожиданный взгляд российских чиновников и идеологов империи на традиционное мусульманское образование
отражает тупик, в котором оказалась образовательная политика власти в Туркестане. Стремление просвещать покоренные народы и нести им
«цивилизацию», что в первые десятилетия управления определяло эту политику в начале XX в. обернулось глубоким разочарованием. Оказалось, что
6.
мусульманское общество не готово и не хочет принимать просвещение в той форме, которую ему предлагает официальная власть, и ищет собственныепути трансформации, которые приводят к формированию оппозиционных и сепаратистских настроений. Просвещение, дарованное государством,
оборачивается против интересов того же государства. Неизбежный вывод из этого тот, что сделал Остроумов, — патриархальная, непросвещенная
среда лучше соответствует задаче империи сохранить стабильность и продолжительное российское влияние в регионе.
Джадидская школа в Бухаре
Русско-туземная школа в Самарканде
7.
№Ф.И.О. учёного
3. Сделайте таблицу деятелей науки Туркестанского края. По следующей схеме:
Годы жизни
Вклад в науку
Основные труды
1.
Ахмад Дониш
(1827-1897)
Был ученым и мыслителем, вложившим свой
вклад в развитие исторической и философской
мысли. Он досконально изучил восточную и
западную культуру.
2.
Закирджан
ХолмухамедовФуркат
(1858-1908)
3.
Мухаммад
Аминходжа
Мукими
(1850-1903)
4.
Завки Убайдулла
Салих оглы
(1853-1926)
Был поборником просвещения народа,
осуждал схоластический метод обучения
детей в мусульманских школах и медресе,
стоял на позициях реформы образования.
Фуркат был первым публицистом среди
узбекских поэтов, писал о необходимости
изучения русского языка, русской науки и
техники. Фуркат стремился к просвещению
для народа, чтобы через русский язык
приобщиться к мировой культуре.
Узбекский писатель, поэт, сатирик. Один из
Поэтом создано более 100 стихотворений в различных
основоположников узбекского реализма.
жанрах поэзии. Мукими также создал около 30
Выражал поддержку общественным
юмористических произведений. Наиболее известные: «О
событиям, способствовавшим прогрессу и
коне», «О грязи», «О арбе».
безжалостно критиковал пережитки во всех
формах проявления, критиковал
корыстолюбцев, обманщиков и кровопийцев
народа.
Канадский, российский и советский узбекский
Начал с любовных газелей, но прославился как автор
поэт, писавший на узбекском и таджикском
сатирич. стихов социального содержания. В стихотворении
языках. Большую часть его творческого
«Демиш хан» (1874—75) З. сатирически изобразил
наследия составляют сатирические
тиранию Худаярхана. Вместе с Мукими написал стих.
произведения на злободневные политические
«Вексель», зло высмеивающее нравы местной буржуазии.
темы, хотя есть и лирические стихотворения, а
Ранние сатирич. произв. З. разоблачают аферистов,
также любовные газели (раннее творчество).
взяточников, невежеств. духовенство: «Происшествие с
Для его творчества также характерно
Виктором» («Воқиа Виктор»), «Абдурахман шайтан»,
человеколюбие, сострадание к простому
«Сатира на Шахинаята-курбаши» («Дар ҳаҗви шоҳ Иноят
труженику. Он верил, что его народ
қурбоши») и др. Одно из лучших произв. З. «Сатира на
приобретет свободу.
торговцев» («Аҳли раста хаҗви», 1905—06), «Сатира на
Дукчи-ишана» («Ҳажви Йигчи эшон») В стих. «Господа»
«Исторический трактат»,
«Редкостные события»,
«Рисола дар назми тамадун ва таовун»,
«Меъёр-ут-тадаюн»,
«Рисола -фи- аъмол- ул- кура»,
«Таодули хамсаи мутахайира»
«Гимназия», «О науке», «О театре», «Рояль», «Суворов»,
«О назначении поэта и возвышенности поэзии»,
«О музыкальном собрании, состоявшемся в городе
Ташкенте»,
«О выставке в городе Ташкенте», «Обращение к ветру».
8.
5.Мунаввар-Кары
Абдурашидхонов
(1878 – 1931)
6.
Махмудходжа
Бехбуди
(1875-1919)
7.
Абдурауф
Фитрат
(1885—1938)
После Октябрьской революции и начала
Гражданской войны поддержал установление
в Узбекистане советской власти, в СССР
считался одним из основателей советской
узбекской литературы.
Узбекский просветитель, один из лидеров
«джадидов». Основатель национальнопросветительского движения джадидов и
руководитель организации Шура-и-Ислам в
Туркестане. Неустанный борец, политический
деятель и просветитель беспощадно
разоблачавший царскую колониальную
политику и советский строй. Пропагандист
джадидского театра, основатель газет и
журналов джадидского направления, ведущий
редактор, инициатор внедрения в жизнь идей
джадидского просвещения занял достойное
место в истории Узбекистана. Он один из
основателей Ташкентского Национального
Университета.
Известный просветитель, один из идеологов и
лидеров джадидизма, издатель и политик,
один из выдающихся деятелей узбекской
литературы и драматургии, также таджикской
литературы. Много сил и внимания он уделил
вопросам печати и издательства джадидской
литературы
Узбекский и советский историк, филолог,
переводчик, писатель, драматург и поэт, один
из основоположников современной узбекской
литературы, один из известных
представителей среднеазиатского джадидизма,
(«Афандилар», 1916) и «Разбойник Эргаш» («Роҳзан
Эргаш», 1918)
«Адиби аввал» (1907), «Адиб ус-соний» (1907), «Усули
ҳисоб», «Тарихи қавм турк», «Тажвид» (1911), «Ҳавойижи
диния», «Тарихи анбиё», «Тарихи исломия» (1912), «Ер
юзи» (1916—17), 4 главый «Ўзбекча тил сабоқлиги»
(Шорасул Зуннун ва Қаюм Рамазон билан бирга)
«Сабзавор».
Махмудходжа Бехбудий был автором более 200
публикаций, которые вышли как на узбекском, так и на
таджикском языках. В частности, “Мунтахаби жугрофияи
умумий” - “Кискача умумий жугрофия” (1903), “Китоб-улатфол” - “Болалар учун китоб” (1904) и мн. др. Вершиной
писательского мастерства Бехбуди является драма на
узбекском языке.“Падаркуш” (Отцеубийца) вышедшая в
Самарканде в 1911 году, в 1912 году ее напечатали в
бухарской газете «Турон» на узбекском языке. Пьеса
Бехбуди была поставлена на сценах театров Самарканда,
Бухары, Ташкента. Являясь первым произведением
узбекской драматургии, пьеса оказала большое влияние на
создание последующих произведений.
Перу Фитрата принадлежат драмы «Гробница Тимура»,
«Огузхан», научные произведения: «Тилимиз», «Узбек
тили сарф китоби», «Узбек тили нахв китоби», «Шеър ва
шоирлик», «Адабиёт коидалари», «Аруз хакида», научные
трактаты посвящённые «Девону луготит турк»,
9.
первый узбек, получивший учёное званиепрофессор (1926). Сторонник национальнопросветительского движения джадидов.
Образование получил в Турции. До
революции принимал участие в движении за
независимость от России
8.
Абдул Хамид
Чулпан
(1897-1938)
Узбекский советский поэт, писатель,
драматург и публицист, один из
основоположников новой узбекской поэзии.
Он внёс определенный вклад в развитие
современного узбекского языка, истории,
философии.
«Мукаддимат ул-адаб», «Кутадгу билиг», «Хибат улхакоик». Фитрат — автор статей о жизни и творчестве
Ахмеда Яссави, Алишера Навои, Бабура, Мухаммеда
Салиха, Машраба, Умар хана, Турды, Фирдоуси, Омара
Хайяма, Бедила, книги об истории ислама «Мухтасар
ислом тарихи», трудов по истории узбекской литературы.
В его рассказах и стихах, таких как «Мунозара» (Спор),
«Рахбари нажат» (Путеводитель спасения), «Ойла»
(Семья), «Баёнати саёхи хинди» (Рассказы индийского
путешественника) и др. уничтожающей критике
подвергалось невежество мулл, с фанатизмом
выступающих против новометодных школ. В них
пропагандировалось преимущество европейской системы
образования, светской культуры для прогресса страны.
Собрал ценнейшую коллекцию старинных восточных
рукописей, которая в 1934 году поступила в
Государственную публичную библиотеку в г. Ташкенте.
ворческий путь писателя начинается с публикации
стихотворения «Родственникам туркестанцам» в газете
«Садои Туркистон», позднее в этой-же газете публикуется
статья Чулпона «Что такое литература?» и рассказ «Доктор
Мухаммадиёр». Многогранный талант Чулпана
раскрывается в полную силу, в 1917 году он пишет драму
«Халил — искусник», в 1920 году пьесу «Яркиной», один
за другим выходят поэтические сборники «Пробуждение»
(1922), «Источники» (1923), «Утренние очарования»
(1926), «Соз» (1935). В 1924 году некоторые
стихотворения Чулпана были изданы на русском языке, в
переводе А. Самойловича. В 1936 году выходит роман
писателя «Ночь и день». Это произведение Чулпана,
вершина его творчества, оказало огромное влияние на
формирование традиций узбекского романа.
Чулпан проявляет также яркий талант драматурга, десятки
пьес его авторства не сходят с подмостков театров.
Талантливый переводчик, Чулпан перерабатывает на
узбекский язык «Путешествие по Европе» Лахути,
10.
9.Абдулла Авлони
(1878-1934)
Известный узбекский писатель, писавший для
детей, драматург, просветитель и педагог,
много сделавший для развития узбекской
школы современного типа.
10.
Ташмухамед
Ниязович КарыНиязов
(1897- 1970)
Советский узбекский математик и историк
науки, академик (1943) и первый президент
АН УзССР (1943—1947). Доктор физикоматематических наук. Узбек. Член ВКП(б) с
1931 года.
11.
Гафур Гулям
(1903-1966)
Узбекский, советский поэт и публицист.
Народный поэт Узбекской ССР (1963).
Лауреат Ленинской (1970 — посмертно) и
Сталинской премии второй степени (1946).
Член ВКП(б) с 1946 года. Известен тем, что
заложил основы нового узбекского
стихосложения вместе с Хамзой.
«Дубровского» и «Бориса Годунова» Пушкина, «Мать» и
«Егора Булычова» Горького, «Гамлета» Шекспира
В период с 1909 по 1917 годы написал такие учебники, как
«Биринчи муаллим» («Первый учитель»), «Иккинчи
муаллим» («Второй учитель»), состоящий из 6-ти частей
«Адабиёт ёхуд миллий шеърлар» («Литературные или
национальные стихотворения»), «Туркий гулистон ёхуд
ахлок» («Туркский цветник или нравственность»). Эти
произведения имеют важное значение по сегодняшний
день в формировании у учащихся национального
самосознания и нравственности.
Автор курсов по высшей математике на узбекском
языке:
o «Основной курс математического анализа» (1937)
o «Основы аналитической геометрии» (1937)
Труды по истории науки и культуры Узбекистана:
o монография «Астрономическая школа Улугбека»
(1950) на основе изучения трудов Улугбека и
других ученых XV—XVII веков (Сталинская
премия, 1952)
o «Очерки истории культуры Советского
Узбекистана» (1955)
Мемуары «Размышления о пройденном пути» (1970).
В 1923 году Гафур Гулям написал стихотворение "Дети
Феликса", отобразив в нем свою жизнь - жизнь сироты,
рассказав о детях-сиротах, а в журнале "Маориф ва
укитувчи" было опубликовано второе стихотворение "В
чем красота?" Один за другим выходят сборники его
стихов: "Динамо", "Китайские картины", "Это мы с вами
живые люди", "Живые песни", "Вам", "Подарок", "Песни
рассвета", поэма "Кукан" и другие.
"Динамо" (1931), "Живые песни" (1932) - первые
поэтические сборники, в которых ярко выражен стиль
молодого поэта.
Общечеловеческие, гуманистические мотивы нашли
отражение в таких стихах, как "Зима и снег" (1929), "Хлеб"
11.
12.Айбек (Муса
Ташмухамедов)
(1905-1968)
Узбекский, советский писатель, поэт и
переводчик, работавший под псевдонимом
Айбе́к (узб. Oybek). Народный писатель
Узбекской ССР (1965). Академик АН УзССР
(1943). Лауреат Сталинской премии первой
степени (1946). Член ВКП(б) с 1948 года .
(1931), "Ташкент" (1933), "Выборы на Северном полюсе"
(1937), "Я еврей" (1941), "Зима" (1941), "Женщина" (1942),
"К сожалению, сожаления не похоронили" (1945), "Сад"
(1934), "Тоска" (1942), "Осень пришла" (1945), "Осенние
саженцы" (1948) и другие стихотворения о вечности
жизни, о вечно зеленом дереве.
Во многих стихотворениях присутствует образ восточного
мудреца - ота (отца): "Сен етим эмассан" («Ты не сирота»)
(1942), "Тоска" (1942), "Кто учится, кто учит" (1950), "Вам
- молодым" (1947), "Мелодии весны" (1948) и др.
В повестях "Нетай" (1930), "Ядгар"(1936), "Озорник"
(1936-1962) и рассказах "Хитрости в шариате"(1930), "Мой
сыночек воришка"(1965) изображены истинно народные
персонажи, отражен национальный колорит.
Повесть "Нетай"
"Навои и наша эпоха" (1948), "Фольклор - неиссякаемый
источник"(1939), статьи "Драма о Джалалиддине"(1945),
"Мукими"(1941).
Свои воспоминания об этой школе писатель отразил в
повести «Детство» (1962) Труд Айбека многогранен. Как и
многие узбекские писатели, Айбек начал свой
литературный путь с поэзии. В 1923 году было напечатано
первое его стихотворение «Чья земля?». Он является
одним из первых узбекских романистов. Его перу
принадлежат такие произведения, как: «Священная кровь»,
«Навои», «Ветер золотой долины», «Солнце не
померкнет», «Великий путь».
Айбек автор ряда исследований, научных статей, рецензий:
«Творческий путь Абдулла Кадыри» (1936), «Узбекская
поэзия последних лет» (1933), «Узбекская литература»
(1943), «Литература, история, современность» (1966).
Айбек известен также и как переводчик с русского на
узбекский язык. Им переведены на узбекский язык такие
произведения, как: «Евгений Онегин» А. С. Пушкина,
«Фауст» И. В. Гёте, «Маскарад» М. Ю. Лермонтова, М.
Горького, Гомера (отрывки из «Илиады»), эпос «Давыд
Сасунский», В. Г. Белинского и других.
12.
№1.
2.
4. Сделайте таблицу печатных изданий в Туркестанском крае. По следующей схеме:
Год
Название печатного
По чьей
Краткое описание
начала
издания
редакцией
«Туркестанские
ведомости» и его
приложение на узбекском
языке — «Туркистон
вилоятининг газети»
Узбекская национальная
газета «Тараккий»
(«Прогресс»)
издания
1870
Н. Остроумов.
Освещение событий в России и за рубежом, но в особенности в Туркестанском
крае, печать официальных документов канцелярии Туркестанского генералгубернатора, освещение событий политической, культурной и экономической
жизни края.
1906
Исмаил Абидов
Основной целью газеты было обновление общества, о чем редакция в своем
первом номере писала следующее: «газета не зря называется «Тараккий»
(«Прогресс»), мы не можем смотреть, как наша нация идет назад. Мы по мере
возможности постараемся найти путь достичь высшей степени развития нации, и
чтобы в предпринимательстве, в профессиональном отношении нация достигала
развития (прогресса)». На страницах газеты неоднократно помещались статьи о
необходимости просвещения народа, пропагандировалась деятельность
новометодных школ по введению таких учебных предметов как: математика,
история, география и др. Однако вскоре за антиправительственное направление,
«за призыв к участию коренного населения в революционном движении»
деятельность газеты была приостановлена, а Исмоил Обидий оштрафован и
депортирован из края.
Газета джадидидов.. По архивным данным, она имела 300 подписчиков . Как и
другие национальные газеты она подвергалась гонениям со стороны правительства
Российской империи. Газета выходила раз в неделю. Была посвящена в основном
общественно-политическим темам, зарубежным и отечественным новостям,
национальным и бытовым проблемам и темам.
Национальная, литературная, научная и общественно-политическая газета на
узбекском языке. Фактически газетой руководил просветитель и джадидист —
Мунавваркары Абдурашидханов. Название газеты Шухрат с узбекского языка
переводится как Сла́ва.
Газета издавалась в Ташкенте, выходила на свет два раза в неделю. Была закрыта
спустя несколько лет. Газета была посвящена национальным идеям, литературе и
науке, а также освещала общественно-политическую жизнь. Основными авторами
газеты являлись Махмудходжа Бехбуди, Мунавваркары Абдурашидханов,
Турсунходжа Хамиджоджа огли, Мискин Тошканди и другие.
Джидидистская газета на узбекском языке. Всего вышли 5 выпусков газеты и,
вскоре после основания, газета была закрыта властями Российской империи.
3.
«Хуршид»
1906
Мунавар-Кары
4.
«Шухрат»
1907
Абдуллы
Авлони
5.
«Осиё» («Азия»)
1908
Ахмаджон
Бектемиров
13.
6.«Самарканд»
1913
Махмудходжа
Бехбуди
7.
«Садои Туркистон»
(«Голос Туркестана»)
1914
8.
«Садои Фаргона» («Голос
Ферганы»)
1910
Убайдуллой
Ходжой и
Ассадуллой
Ходжа-оглы
А.Махмудов
9.
«Турон» («Туран»)
1917
Абдулла
Авлани
Газета «Азия» сотрудничала с газетами «Хуршид» и «Шухрат. Газета была
посвящена национальным идеям, светскому обучению, литературе и поэзии,
поднимала общественные, политические и экономические проблемы. В газете
печатались тогдашние деятели джадидизма.
Общественно-политическая и литературная газета в Российской империи, которая
издавалась джадидами. Газета выходила на узбекском (на арабо-персидской
письменности), персидском (фактически на таджикском языке, но только на арабоперсидской письменности) и русском языках два раза в неделю. Тираж газеты
составлял от 400 до 600 экземпляров. Главный офис располагался в городе
Самарканд. В газете освещалась общественно-политическая обстановка в Средней
Азии и Российской империи, печатались статьи посвященные литературе и поэзии,
небольшие рассказы и стихотворения различных авторов, статьи о необходимых
общественно-политических реформах в Туркестанском генерал-губернаторстве.
Также в газете печатались некоторые статьи из газет стран Европы и США,
произведения Ходжи Муина, Мунавваркори, Фитрата, Камия, Саидреза Ализаде,
Сыддыки Аджзи, Нусратилла Кудратилла оглы, Раджи и других.
На страницах газеты обсуждались насущные проблемы общества, подвергались
жесткой критике такие общественные пороки, как курение анаши, пьянство,
разврат. На страницах печатались сообщения и статьи по вопросам социальноэкономической и политической жизни.
Публикации лучших поэтических и прозаических произведений Чулпана, Тавалло,
Авлони, театральные спектакли по пьесам М.Бехбуди, Ходжи Муина, Нусратуллы
Кудратуллы, митинги и демонстрации в связи с восстанием 1916 г. На страницах
газеты обсуждались насущные проблемы общества, подвергались жесткой критике
такие общественные пороки, как курение анаши, пьянство, разврат.
Газеты издавалась в Ташкенте, на территории Туркестанского края Российской
империи. Во втором выпуске газеты, один из авторов газеты Мирмухсин
Шермухамедов опубликовал свою статью с критикой улемов соседнего
Бухарского эмирата. Также именно в газете «Туран» впервые прозвучал лозунг
«Да здравствует народная республика!» («Яшасин халк жумхурияти!»). Были
выдвинуты идеи «остановить продолжающийся многолетний гнет, подготовить
народ к будущему управлению республикой».
После этого вышел еще один выпуск газеты, и в июле того же года газета была
закрыта властями Российской империи из-за давления Бухарского эмирата. Кроме
Абдуллы Авлани и Мирмухсина Шермухамедова, в газете работали Мунавваркары
Абдурашидханов, Шакир Рахими и Мухаммад Амин Афандизаде. В сентябре того
же года, газета была возрождена по инициативе интеллектуалов и джадидистов
14.
10.Журнал «Ойна»
(«Зеркало»)
1913
Махмудходжой
Бехбуди
11.
«Хуррият» («Свобода»)
1917
Акобир
Шомансурзода
12.
«Иштирокиюн»
(«Коммунист»)
1918
Кариев Максуд
Кариевич
Низамиддином Исамиддин огли и Мухаммад Амином Афандизаде, и издавалась
непродолжительное время.
В журнале отражалась общественно-политическая ситуация в Российской
империи, и в российской Средней Азии в частности, печатались новости региона и
мира, реклама, различные статьи по теме литературы, поэзии, просветительства,
религии, образованию, патриотизма, архитектуры и истории, имелись
сатирические статьи.
Среди наиболее популярных и известных разделов журнала являлись «Баёни хол»
(Положение дел), «Хабархои Самарканд» (Новости Самарканда), «Ахбори
джахо́н» (Новости мира) и «Рекломо» (Реклама). Подписчиками журнала являлись
не только жители и интеллектуалы Средней Азии, но и отдельные подписчикиинтеллектуалы из Ирана и Афганистана.
Газета выходила два раза в неделю на узбекском языке, отдельные статьи
публиковались и на таджикском языке. Первым ее редактором был Акобир
Шомансурзода - известный прогрессист-джадид. В
редакционную коллегию входили видные общественные и политические деятели
Туркестана - Махмудходжа Бехбуди, Абдурауф Фитрат,
Саидахмадходжа Сиддики и др. Освещались события Февральской революции.
Газета начала выходить на свет с 21 июня 1918 года в Ташкенте, изначально под
названием «Иштирокиюн» (Коммунист), как печатный орган краевого бюро. В
1920 году газета была переименована в «Қизил байроқ» (Красное знамя), через два
года, в 1922 году сменила название на «Туркистон» (Туркестан), а в 1924 году,
после образования Узбекской ССР стала называться «Қизил Ўзбекистон»
(Красный Узбекистан). В 1958 году газета была награждена орденом Трудового
Красного Знамени. В 1964 году была переименована в «Совет Ўзбекистони»
(Советский Узбекистан). Газета являлась одним из официальных печатных
органов ЦК КП Узбекской ССР, наряду с русскоязычной газетой «Правда
Востока» и таджикоязычной газетой «Хакикати Узбекистон». В советское время
газета выходила ежедневно, тираж газеты доходил до 683 тыс. экземпляров.
После распада СССР и обретения независимости Узбекистаном, 5 марта 1992 года
приобрела своё нынешнее название и стала официальным печатным органом
Народно-демократической партии Узбекистана, которая до 2004 года являлась
правящей партией в парламенте Узбекистана. В 2005 году тираж газеты составлял
10 тысяч экземпляров, и выходила три раза в неделю. С 1992 года издается на
узбекском (в основном на узбекской кириллице) и русском языках три раза в
неделю, имеет свой официальный сайт uzbekistonovozi.uz, а также
корреспондентов по всей стране