Похожие презентации:
Максим Горький ( Алексей Максимович Пешков) «Макар Чудра». Романтизм. Литературные герои
1. Максим Горький ( Алексей Максимович Пешков) « Макар Чудра »
Романтизм.Литературные герои
2. Романтик
В ранних своих произведениях Горький предстаёт
перед читателями как романтик. Романтизм
предполагает утверждение исключительной
личности, выступающей с миром один на один,
подходящей к действительности с позиций своего
идеала, предъявляющей окружающему
исключительные требования. Герой на голову выше
людей, которые оказываются рядом с ним, их
общество он отвергает. Этим объясняется типичное
для романтика одиночество, т. к. люди не понимают
его и отвергают его идеал. Поэтому герой – романтик
находит равное себе начало лишь в общении со
стихией, с миром природы, океана, моря, гор, скал.
Создавая образы таких героев, не боялся
приукрашивать жизнь, используя художественные
приёмы, найденные романтиками –
предшественниками: исключительная личность в
исключительных обстоятельствах, экзотический
пейзаж и портрет, подчёркивающие эту
исключительность, антитеза как основа композиции
произведения, близость прозаического слова к
стихотворному, ритмичность, насыщенность
тропами, символика. Противостояние романтика и
действительности, романтика и окружающего мира –
коренная черта этого литературного направления.
3. Рассмотри на примере рассказа «Макар Чудра»
• Старый цыган Макар Чудра предстает перед читателем именно вромантическом пейзаже: его окружает "мгла осенней ночи", которая
"вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева —
безграничную степь, справа — бесконечное море".
• Обращая внимание на одушевленность пейзажа, на безграничность
моря и степи, которые как бы подчеркивают безграничность свободы
героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу
променять.
4. Герои рассказа. Макар Чудра
• Главный герой — старый цыганМакар Чудра. Для него самое главное
в жизни — личная свобода, которую
он никогда ни на что не променял бы.
• Он считает, что крестьянин — раб,
который родился лишь затем, чтоб
ковырять землю и умереть, не успев
даже могилы самому себе вырыть. Его
максималистское стремление к
свободе воплощают и герои легенды,
которую он рассказывает.
5. Радда
Портрет Радды тоже дан в
романтических преувеличениях.
Много сердец разбила Радда. Один
магнат любые деньги кидал к её
ногам, просил её выйти за него
замуж, но Радда ответила, что
орлице не место в вороньем гнезде
«Девка как ни хороша, да у ней душа
узка и мелка, и хоть ты пуд золота
повесь ей на шею, все равно, лучше
того, какова она есть, не быть ей!»
Представление
о красоте и свободолюбивом
характере цыганки складывается под
впечатлением этих сравнений.
Красота Радды сравнима с игрой
на скрипке: «Может быть, ее красоту
можно бы на скрипке сыграть,
да и то тому, кто эту скрипку, как
свою душу, знает».
6. Лойко Зобар
• В рассказе дается условный портрет Лойко, цыгана, воровавшеголошадей, по цыганским меркам - это не воровство, а смелость, храбрость и
удаль.
• Портрет героя дан в образных преувеличениях: «Усы
легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды,
горят, а улыбка - целое солнце, ей-богу! Точно его ковали из одного куска
железа вместе с конем. Стоит весь, как в крови, в огне костра и сверкает
зубами, смеясь!»
• Рассказ сопровождается эмоциональными оценками, которые нужны для
отождествления событий и образов легенды с реальной жизнью и реальными
людьми.
7. Лойко Зобар и Радда
• Молодая, красивая цыганская пара — Лойко Зобар и Радда — любят другдруга. Но у обоих стремление к личной свободе так сильно, что даже на свою
любовь они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость.
• Каждый из них, признаваясь в любви, ставит свои условия, стараясь
главенствовать. Это приводит к напряженному конфликту, заканчивающемуся
смертью героев.
• Лойко уступает Радде, при всех встает перед ней на колени, что у цыган
считается страшным унижением, и в тот же миг убивает ее. И сам погибает от
рук ее отца.
8.
Особенностью композиции этого рассказа, как уже было упомянуто, является то, что
автор вкладывает в уста главного героя романтическую легенду.
Она помогает нам глубже понять его внутренний мир и систему ценностей. Для
Макара Чудры Лойко и Радда — идеалы свободолюбия. Он уверен, что два прекрасных
чувства, гордость и любовь, доведенные до своего высшего выражения, не могут
примириться.
Человек, достойный подражания, в его понимании, должен сохранять свою личную
свободу ценой собственной жизни. Другой особенностью композиции этого
произведения является наличие образа повествователя. Он почти незаметен, но мы
легко угадываем в нем самого автора. Он не совсем согласен со своим героем. Прямых
возражений Макару Чудре мы не слышим.
Но в конце рассказа, где повествователь, глядя во тьму степи, видит, как Лойко Зобар
и Радда “кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко
поравняться с гордой Раддой”, проявляется его позиция. Независимость и гордость
этих людей, конечно, восхищают и привлекают, но эти же черты и обрекают их на
одиночество и невозможность счастья. Они рабы своей свободы, они не способны
жертвовать даже ради людей, любимых ими.
9.
• Чтобы выразить чувства героев и свои собственные, автор широко пользуетсяприемом пейзажных зарисовок.
• Морской пейзаж является своеобразным обрамлением всей сюжетной линии
рассказа. Море тесно связано с душевным состоянием героев: сначала оно
спокойно, только “влажный, холодный ветер” разносит “по степи задумчивую
мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов”.
• Но вот начал накрапывать дождь, ветер становился сильнее, а море рокочет
глухо и сердито и распевает мрачный и торжественный гимн гордой паре
красавцев цыган.
• Вообще характерной чертой этого рассказа является его музыкальность.
Музыка сопровождает все повествование о судьбе влюбленных. И даже
конфликт начинается с песни.
10. Развязка
” Вернулся в табор Лойко и сказал
старикам, что заглянул в свое сердце и
не увидел там прежней вольной жизни.
“Одна Радда там живет”. И он решил
исполнить ее волю, поклониться ей в
ноги, поцеловать правую ее руку, а
потом сказал, что проверит, верно ли у
Радды такое крепкое сердце, как она
утверждает. Все и догадаться не успели, а
он воткнул в ее сердце нож по самую
рукоятку. Радда вырвала нож и заткнула
рану своими волосами, потом сказала,
что предполагала такую смерть. Данило
поднял нож, отброшенный Раддой в
сторону, рассмотрел его да и воткнул в
спину против сердца Лойко. Все смотрят,
что лежит Радда, зажимая рукой рану, а
у ног ее Лойко. Макару показалось, что
видит он царственную Радду, а за ней по
пятам плывет Лойко Зобар.