Тема лекции: Нормативная этика
Нормативная этика
Моральные ценности – общественные установки и цели, императивы, выраженные в форме нормативных представлений о добре и зле, о справедливо
Высшие моральные ценности:
Добро и Зло как понятия морального сознания
Хун Цзычэн «Вкус корней»
Особенности категорий Добра и Зла:
Свобода и ответственность
В этике и философии различают:
Долг и Совесть
Смысл жизни
В теории этики различают три подхода (концепции) к вопросу о смысле жизни:
Счастье – это чувство глубокой моральной удовлетворенности полнотой бытия.
Омар Хайям «Рубаи»
Любовь как высшая ценность
Э.Фромм считал, что любовь – путь познания «тайны человека»
Шесть разновидностей любви:
Дружба
Контрольные вопросы:
Литература:
764.00K
Категория: ФилософияФилософия

Нормативная этика

1. Тема лекции: Нормативная этика

Вопросы, рассматриваемые на лекции:
1. Высшие моральные ценности как основные категории
нормативной этики.
2. Добро и Зло как понятия морального сознания.
3. Свобода и Ответственность.
4. Долг и Совесть как категории морали.
5. Дружба и Любовь как высшие ценности.
6. Смысл жизни. Основные этические концепции.

2. Нормативная этика

обосновывает моральные принципы, нормы
общественного сознания и личности,
исходя из понятий о высших моральных
ценностях.
Предписывает определенные правила
поведения, взаимоотношений между
людьми для выработки стратегии
«правильной жизни».

3. Моральные ценности – общественные установки и цели, императивы, выраженные в форме нормативных представлений о добре и зле, о справедливо

Моральные ценности – общественные установки и цели,
императивы, выраженные в форме нормативных
представлений о добре и зле, о справедливом и
несправедливом, о смысле жизни человека, о его идеалах и
принципах.
В иерархии ценностей (аксиология) выделяют:
общечеловеческие, групповые, индивидуальные;
альтернативные (взаимоисключаемые, например, добро и зло) и
комплементарные (взаимодополняемые, например, милосердие и
сострадание );
высшие моральные ценности (по месту в иерархической системе).

4. Высшие моральные ценности:

-
Добро и Зло;
Счастье;
Наслаждение;
Долг и Совесть;
Свобода и
Ответственность;
Стыд и Вина;
Добродетель и Порок;
-
Смысл жизни;
Удовольствие и
Польза;
Честность и
Справедливость;
Страдание и
Сострадание;
Милосердие;
Дружба и Любовь.

5. Добро и Зло как понятия морального сознания

Добро – императивно-оценочное понятие морали;
категория этики, выражающая положительное
нравственное значение явлений общественной жизни в их
соотнесении с идеалом.
Зло – императивно-оценочное понятие морали;
категория этики, выражающая негативную сторону
деятельности, отношений между людьми.
Добро и Зло как понятия морального сознания выступают в
виде добродетелей и пороков (качества личности), в виде
доброты и злобы (свойства поведения).

6. Хун Цзычэн «Вкус корней»

…Когда судишь других,
ищи в их вине
отсутствие вины.
Тогда в людях
будет согласие. Когда
судишь себя, ищи
вину там, где вины
не видно. Тогда твои
добродетели еще
более упрочатся.
…Величайшая победа в
этом мире не
заслуживает и слова
похвалы.
Величайшее
преступление в этом
мире не заслуживает
и слова порицания.

7. Особенности категорий Добра и Зла:

-
всеобщий,
универсальный характер;
историческая
непосредственность;
субъективность;
относительность;
единство и
противоположность;
борьба за существование.
Матиас Грюневальд.Искушение святого Антония.
Изенхеймский алтарь. 1510-1515

8. Свобода и ответственность

Свобода – нравственная категория, охватывающая
проблемы возможности и способности человека быть
самостоятельной, творческой личностью, выражать в
моральной деятельности свою подлинную человеческую
сущность.
Ответственность – нравственная категория, понятие
этики, характеризующее личность и ее нравственное
совершенствование в сфере общественных отношений.
Проблематика ответственности включает единство прав и
обязанностей человека в обществе (социальной группе),
непосредственно связана с вопросом о реальной
нравственной свободе человека.

9. В этике и философии различают:

-
-
-
Свобода, присущая человеку по
природе или данная богом
(Христианская этика, Новое
время);
Свобода морального выбора
(И.Кант, неокантианство);
Свобода воли (А.Шопенгауэр,
Ф.Ницше, философия жизни,
экзистенциализм,
персонализм);
Свобода как осознанная
необходимость в результате
преодоления противоречия
между человеком и обществом
(Новое время, материализм,
марксизм).
В этике и философии
различают:
Делакруа. Свобода, ведущая народ
28 июля 1830.

10. Долг и Совесть

Долг – одна из основных категорий этики, которая
подразумевает превращение общественных требований
нравственности в личную задачу и личные принципы.
Личность становится активным носителем моральных
обязанностей перед обществом.
Совесть – категория этики, выражающая нерасторжимую
связь общественной морали и человеческой личности.
Характеризует способность личности осуществлять
моральный самоконтроль, самостоятельно
формулировать для себя нравственные обязанности,
требовать их выполнения и производить самооценку
совершаемых поступков. Этимология: совместное
знания.

11. Смысл жизни

– понятие этики и морально-мировоззренческие
представления, посредством которых человек соотносит
себя и свои поступки с высшими ценностями, идеалом
(высшим благом), получая возможность оправдания
своего существования.
Типы обоснования смысла жизни с точки зрения высшего блага:
Гедонистический (получить наслаждение);
Прагматический (достичь успеха);
Корпоративный (принадлежность к конкретной общности);
Перфекционистический (личное самосовершенствование);
Гуманистический и альтруистический (служение людям).

12.

Имеет смысл само движенье, в этом и вся сложность!
Не так волнует достиженье,
как его возможность.
Вадим Марков

13. В теории этики различают три подхода (концепции) к вопросу о смысле жизни:

-
-
-
Оптимистический:
признает осуществимость
смысла жизни.
Скептический:
высказывает сомнение
необходимости поиска и
осуществления смысла
жизни.
Пессимистический:
представляет жизнь
бессмысленной чередой
страданий, зла, с
закономерным итогом –
смертью.

14. Счастье – это чувство глубокой моральной удовлетворенности полнотой бытия.

Эвдемонизм – учение о стремлении человека к
счастью.
Демокрит: Счастье – это особое благостное
состояние души, заключающееся в
уравновешенности, гармонии, размеренности,
безмятежности, невозмутимости, бесстрастии.
Эпикур: Счастье – в наслаждении.
В этике французских просветителей XVIII века
счастье человека – это конечная цель всякого
общества и полезной деятельности людей.

15. Омар Хайям «Рубаи»

Чем за общее счастье без толку страдать –
Лучше счастье кому-нибудь близкому дать.
Лучше друга к себе привязать добротою,
Чем от пут человечество освобождать.

16. Любовь как высшая ценность

Любовь – нравственно-эстетическое чувство,
которому присущи бескорыстность,
самозабвенность, самоотдача, идеализация,
стремление к своему объекту.
Как особая нравственная категория рассматривается
в религиях (христианство, ислам), в суфизме, в
персонализме, а также у Платона (приобщение к
миру подлинных сущностей), Августина
Блаженного («познаем настолько, насколько
любим») и др. философов.

17.

Изначальней всего
остального любовь.
В песне юности
первое слово любовь.
О, несведущий в
мире любви
горемыка,
Знай, что всей
нашей жизни
основа - любовь!
Омар Хайям. Рубаи
Альфонс Муха. Век любви. 1938

18. Э.Фромм считал, что любовь – путь познания «тайны человека»

Он различал виды любви:
-
Братская,
Материнская,
Эротическая,
Любовь к себе,
Любовь к Богу.
Альбрехт Дюрер. Рождество Христово. 1503.

19. Шесть разновидностей любви:

Любовь-сторге (доверие, дружба, душевная близость, понимание,
умение ждать и прощать);
Любовь-агапе (обожание, альтруизм, самоотречение,
асексуальность);
Любовь-эрос (страсть, эмоциональное безрассудство, зависимость от
любимого человека);
Любовь-мания (тревога, тоска, ревность, недоверие, эгоцентризм);
Любовь-прагма (благоразумие, расчет, полная совместимость);
Людус, или Любовь-игра (беззаботность, мимолетность,
изысканные наслаждения души и тела).

20.

Илья Глазунов. Любовь. 1955
Умей любить, любви не требуя
взамен,
Давая только сердцу пламенному
волю;
Умей любить, не зная в чувстве
перемен,
Со всею сладостною мукою, и болью;
Умей любить, но не беря любовью в
плен,
Своих любимых поднимая над
юдолью…
Когда, любя, их можешь лишь
благодарить,
Тогда воистину - умеешь ты любить!
Вадим Марков «Умей любить»

21. Дружба

– межличностные отношения, основанные
на общности интересов, взаимной
привязанности и эмоциональнопсихологической близости.
(Син.: Кровная дружба, братство по оружию, побратимство.)
Кодекс дружбы – моральные нормы
идеального человеческого общения, не
совместимые с предательством, эгоизмом.

22. Контрольные вопросы:

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Что такое нормативная этика?
Дайте определение моральных ценностей.
Восстановите определение Счастья как этической категории. «Счастье - это чувство
глубокой _____________ удовлетворенности _____________________________».
Дайте определение смысла жизни.
Какие концепции смысла жизни вы знаете?
В какой этике обоснована свобода морального выбора?
В какой этике обоснована свобода воли?
В какой этике обоснована свобода как осознанная необходимость?
Какие группы ценностей выделяют в иерархии ценностей?
Определите тип любви Анны Корениной в одноименном романе Л.Толстого, Евгения
Онегина из одноименной поэмы А. С. Пушина, Казановы или любого иного
литературного героя.
В чем сущность корпоративного типа обоснования смысла жизни с точки зрения
высшего блага?
Какие 5 видов любви выделил психоаналитик Э.Фромм?
Какие действия человека не прощаются по кодексу дружбы?
Назовите высшие моральные ценности.
Как иначе называется тип «любви-гры», в основе которой беззаботность,
мимолетность, изысканные наслаждения души и тела ____________Агапе;
_____________ Сторге; ______________ Людус.

23. Литература:

1.
2.
3.
4.
5.
Идеал,справедливость,счастье / Е. Л. Дубко, В. А. Титов.
- М. : Изд-во МГУ, 1989.
Лосский, Н.О. Условия абсолютного добра. - М. :
Политиздат, 1991.
Скрипник, А.П .Моральное зло в истории этики и
культуры. - М. : Политиздат, 1992.
Соловьев Вл. Смысл любви. - Киев : Лыбидь, 1991.
Этика: Учебн.пособие / Т.В. Мишаткина,
З.В.Бражникова, Н.И.Мушинский и др. – Мн.:Новое
знание, 2002.
English     Русский Правила