6.31M
Категория: КультурологияКультурология

Охотничьи традиции, обычаи, приметы в Карелии

1.

МОУ
«Шелтозерская СОШ»
3класс 2021г.
Лутохин Артур,Головко Ярослав,Сивакова Анастасия,Вощенчук
Эвелина,Курникова Ангелина
Руководитель: Волкова Валентина Николаевна

2.

показать сохранение и преемственность традиций в
введении охоты как национального основного
промысла карел,
Планируемый результат:
создать проект исследовательской работы;
подобрать информационный и иллюстративный
материал из учебных пособий, периодической печати,
материалов лекций экскурсий в музеи,
провести беседу с охотниками, посетить вепсский
национальный этнографический музей с.Шелтозеро,
музей парка Водлозерский г.Петрозаводск.

3.

В каждом вепсском поселении жило в прошлом по 2-3
профессиональных охотника. Особенно выделялись
своим умением охотники-медвежатники (коп-dinik)
Шимозера. В Шимозерье, в те времена на медвежьи
облавы ежегодно приезжали великие князья из других
городов.
На реку Оять в 1885году из Пруссии приезжали
охотиться послы и даже забрали с собой карельских
медвежат для размножения медведей в своих лесах.
Но вот в Олонецком районе была запрещена охота на
медведя.

4.

С наступлением охотничьего сезона предки –вепсы
совершали ритуал. Готовили ружьё к охоте.
Охотник убивал из этого ружья сороку.
Чтобы ружьё было крепким ,надо было убить ворона,
иначе не видать охотнику удачи .
Если ружьё приходилось отдавать бедному соседу
поохотиться, то давали только не завистливому
человеку, чтобы охотничье счастье не ушло.

5.

Человек, застолбивший берлогу своими "вергами" (зарубками),
мог продать ее или претендовать на шкуру, участвуя в охоте. Для
него делалось исключение из правила:
«Чьей пули нет в медведе, тот доли не получит".
Охота чаще всего проводилась в марте с установлением
наста, твердой корки на снегу. Но поиск берлоги охотником
начинался уже ранней зимой. Отыскав берлогу, охотник
проверял ее 10 раз за зиму. На берлогу охотник ходил сам или
продавал ее петербургским гостям. Во время охоты группа
охотников окружала медвежью берлогу и на расстоянии 10—
15 шагов начинала стрелять в воздух, чтобы разбудить зверя.
Когда рассерженный медведь выскакивал из логова, его
убивали из ружья. Охота –это риск и опасность .Чтобы
обезопасить себя, охотники брали рогатину. В летнее время,
когда медведи начинали вредить посевам овса и скоту,
применялась охота на зверя "с лабаза" - настила на дереве, а
также с помощью капканов и ям.

6.

Охота включала выслеживание, преследование
и добычу зверя с помощью рогатин, ружей. На
такую охоту шли с собакой или с помощью
различных ловушек.
В 1895 году на юге Олонецкой
губернии медвежью шкуру
продавали по 10-15 рублей за
штуку, лисью могли продать за
четыре рубля, шкуру лося — за
десять.

7.

8.

В Шелтозерском музее хранится охотничья карта и
пороховница из карельской березы основателя музея
Рюрика Лонина.

9.

Капканы.Экспонаты Шелтозерского музея.
При установке зимой капканов
на зверя использовали
специальную палку длиною
около 1,5 м с изогнутым
верхним концом и особо
обработанным нижним,
который оставлял на снегу
отпечаток в виде следа
определенного животного.
Одним из пассивных приемов
лова волков были ямы,
которые сверху силки {rihrri),
сачки из ры¬боловных сетей
{sak).

10.

Способы охоты на тетеревов отличались
разнообразием. Известна, например,
подманка их с помощью чучел {cucelod),
сшитых из тряпок и набитых паклей. Чучела
укрепляли на березах, к ним слетались
тетерева, и их били из ружья.
Осенью, когда тетерева кормились на овсяных
полях, охотились при помощи ловушки,
напоминающей по форме ступу, отсюда и ее
название -humbar, т.е. ступа. В землю по кругу
втыкались остроконечные колья (2-3 м
высотою) с приманкой из колосьев овса. В
центре круга помещалась палка с прибитой к
ней горизонтально жердочкой. Клюнув на
приманку, птица садилась на жердочку,
которая не выдерживала ее и опрокидывала в
ловушку. Такая ловушка была известна и
карелам, но под другим названием -риги -

11.

Общим для охотников и рыбаков
был запрет входить в пустующие
охотничьи и рыбацкие избушки
без троекратного
предварительного стука о порог.
Войдя, надо было произнести:
"Хозяин и хозяюшка, с малыми
детушками, пустите
переночевать путника
(называли имя)»

12.

Наши предки оставляли на пеньке лесному хозяину
небольшие приношения - калитку (вид пирога), немного
каши, блины ... Вообще все информаторы утверждают, что
лесные духи - добрые. Об этом упоминается в литературе:
"Лесной хозяин - добрый дух и довольно благожелательно
относится к вепсу, лишь его три года худо не поминай, а в
особенности его жену "тойне поль" (другая половина).
предохранить себя от его действий можно лишь путем
бегства куда-либо в бурьян, где необходимо как можно
скорей схватиться за эту растительность, называемую
"роудыг", и тогда сила лесного хозяина парализуется
English     Русский Правила