Похожие презентации:
Религиозное мышление идеи профанного и акрального
1.
религиозноемышление: идеи
ПРОФАННОГО
и
САКРАЛЬНОГО
2.
Классическая феноменология религии(1917 – 70-е XX века)
● феноменология религии объясняет
её (религию) из неё самой;
● главный вопрос: что делает
религиозный опыт религиозным
опытом?
● поиск смыслового центра
религиозного опыта, отличающего
его от всех прочих форм опыта;
● анализ смысловых структур
религиозного опыта.
3.
Методологические принципы● Антиредукционизм – понимание
религии как особой реальности,
которую можно объяснять только из
нее самой.
● Феноменологическая редукция –
сосредоточение на чистом смысле,
отказ от исторических и
прагматических интерпретаций.
4.
Методологические принципы● Эпохе – воздержание от суждения о
существовании объектов религиозного опыта
(не задается вопрос об истинности).
● Эмпатия: феноменолог религии не должен
быть чужим к изучаемому объекту.
● Эйдетическое видение – непосредственное
видение смысловой структуры объекта
(отделение опыта религиозного от
симулякров/подделок), др. словами –
интеллектуальная интуиция.
5.
Рудольф Отто (1869-1937)● Бог – идея Бога – постижение в ясной
определенности и с использованием предикатов;
● идея Бога не может быть до конца выражена в
рациональных понятиях и этических категориях;
● «Иррациональный остаток» - ключевой момент
религиозного опыта;
● Нуминозное (от лат. Numen – божество)
6.
Ключевые моменты опыта нуминозногоЧУВСТВО ТВАРНОСТИ – переживание субъектом своей онтологической ничтожности
перед лицом Божества
MYSTERIUM TREMENDUM (тайна, повергающая в трепет) – иррациональный ужас
перед тайной Абсолютно Иного.
MYSTERIUM FASCINAS (тайна, влекущая к себе) – эта тайна притягательна и
очаровывает.
СВЯЩЕННОЕ КАК НУМНОЗНАЯ ЦЕННОСЬ – Божество переживается как абсолютная,
верховная ценность
«Религиозное априори»
7.
Мирча Элиаде (1907-1986)«Религиозное явление может быть воспринято
в своем подлинном существе, только если
подход
исследователи
адекватен
исследуемому явлению, иными словами, если
к нему подходят с религиозным же мерилом.
Попытка познать существо таких явлений
средствами
физиологии,
психологии,
социологии обречена на неудачу; ускользает
уникальное – их священный характер»
8.
Сакральное и профанноеСакральное (лат. sacrum — священное) – это
противоположное профанному. Сакральное
есть нечто иное, нежели окружающая
космическая среда. Сакральное есть нечто
абсолютное.
Профанное (лат. profanus - лишенный святости)
– это часть материального мира в котором не
проявляется сакральное.
9.
Иерофания и кратофанияИерофания (греч. священное + являть,
показывать) – феномен, служащий
манифестацией сакрального.
Кратофания – манифестация силы.
10.
Простой(профанный)
объект
Приобретение
нового
измерения
(сакрального)
Иерофания
11.
ВидыИерофания и кратофания
Нечестивые иерофании и кратофании
Теофания
Элементарные иерофании
12.
Диалектике иерофаний присущатенденция к непрерывному сокращению
областей профанного и в конечном
счете – их упразднения.
Отождествление сакрального с
универсумом в целом.
13.
Литература и лекцииРудольф Отто «Священное»
Мирча Элиаде «Очерки сравнительного религиоведения»
Мирча Элиаде «Священное и мирское»
Герберт Шпигельберг «Феноменологическое движение.
Историческое введение»
● Лекция Макарова А.И. «Мирча Элиаде о структуре и функциях
мифа»
● Лекции Токранова А.В.: «Ранняя феноменология религии»,
«Феноменология религии в структуре религиоведческого знания»,
«Феноменология религии».