Похожие презентации:
Русская философия. Первый период – XI - конец XVII века
1.
*первый период – XI-конец XVII века
второй – конец XVII-первая четверть XIX века
третий – первая четверть XIX века и далее.
2.
**Западноевропейская мысль творчески продолжала и
развивала то, что было наработано древнегреческими и
древнеримскими мыслителями.
*Западноевропейская философия почти с самого начала
базировалась на достижениях античной мысли, была ее
непосредственной преемницей.
* Этому способствовал и общий язык образованных слоев латынь.
3.
*Иначе сложилась судьба философии на Руси.
Через Византию Древняя Русь позаимствовала
лишь отдельные элементы античной культуры
в виде переводных источников. Но дальше
этого дело не пошло. Ни в Киевский, ни в
Московский периоды на Русь не пришло ни
одно из крупных древнегреческих
философских произведений, способных
серьезно повлиять на процесс формирования
духовной жизни молодого народа.
4.
Русская мысль в силу историческихобстоятельств не располагала философскими
традициями, она их создавала сама. Это,
чрезвычайно важный и интересный для
понимания специфики духовной культуры
Р.Ф.развивалась в недрах религии.
В р. ф. человек не обособляется от других
людей. Все индивиды интегрированы, они не
изолированы друг от друга.
Субстанциональную основу составляет не Я, а
Мы. Мы - это единство.
5.
Период становления (XI - XVII вв.): летописи,митрополит Иларион (XI в.) - «Слово о законе и
благодати»; Владимир Мономах;
Век Просвещения (XVIII в.): М.В.Ломоносов,
А.Н. Радищев, Д.С. Аничков, С.Е. Десницкий, Н.И.
Новиков, Г. Сковорода, Н.Н. Поповский.
Классический период (XIX в.): П.Я. Чаадаев,
западничество и славянофильство,
Ф.М.Достоевский, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г.
Чернышевский, М.Л. Бакунин, народничество,,
русский космизм, религиозная философия.
Философия в советское время (1917-1991):
марксизм.
6.
присутствовал дух преображения настоящего итема будущего, искания справедливого
общественного устройства;
осмысление вопроса о месте и роли России в
потоке мировой истории;
характеризуется антропоцентризмом и социальной
направленностью.
*сопровождается темой человека, его судеб и путей,
цели и смысле его жизни.
7.
** "Слово о законе и благодати" киевского митрополита
Илариона (середина II века)
* "Повесть временных лет" Нестора (XII век)
* "Слово о полку Игореве".
8.
*В XVIII в. Россия с
горячим
энтузиазмом начала
осваивать западную
культуру, что было
стимулировано
главным образом
реформами Петра
Великого.
9.
**Реформы Петра I явились важным
поворотом в развитии русской
философской мысли.
*
1
*На смену Святой Руси приходит
Российская империя
* Развитие философской мысли этого
периода связано с именами
М.В.Ломоносова, .С.Сковороды,
М.Щербатова, А.Н.Радищева.
10.
Заложил основуматериалистической
традиции.
Придерживался идей и
принципов античного
атомизма.
Материальным телам
присуще движение вращательное,
поступательное и
колебательное.
11.
*раскололи российское общество и привели кобразованию двух укладов – «почвы» и
«цивилизации».
* «Почва» — это уклад, основные черты которого
сложились в условиях Московской Руси. С ним была
связана основная масса населения.
*Здесь господствовали коллективизм, анти
собственнические настроения, высокая
религиозность, вера в справедливого царя батюшку.
«Почва» развивала богатейшие традиции русской
народной культуры.
*«Цивилизация» — это уклад западного толка. Его
выражало военно-профессиональное окружение
Петра I и предприниматели.
*Реформы Петра I
12.
*В 30–40е гг. XIX в. в качестве апологетовданных укладов в русской культуре
выступили представители двух течений
российской общественной мысли:
славянофильства (А.С. Хомяков, братья
И.В. и П.В. Киреевские, Ю.Ф. Самарин,
братья К.С. и И.С. Аксаковы и др.) и
западничества (С.М. Соловьев, К.Д.
Кавелин, П.В. Анненков, В.Г. Белинский,
А.И. Герцен и др.).
13.
§ 2. Западники и славянофилыдва основных течения в русской философии и общественной
жизни середины 19 века.
Западники:
а) революционное направление (за республику, революционные
методы преобразований):
Александр Герцен
(1812-1870)
Николай Огарев
(1813-1877)
Виссарион Белинский
(1811-1848)
б) умеренные либералы (за конституционную монархию и
реформы):
Тимофей Грановский (1813-1855)
1885)
Константин Кавелин (1818-
14.
Алексей ХомяковАксаков
(1804-1860)
(1823-1886)
Славянофилы:
Петр Киреевский
(1806-1856)
Юрий Самарин
(1819-1876)
Иван
15.
Суть западничества: философия индивидуальности.Суть славянофильства: философия религиозного
коллективизма.
Основные разногласия между западниками и
славянофилами:
1) Отношение к религии, соотношение личности и свободы;
2) Пути развития России.
1. Отношение к религии, соотношение личности и
свободы:
Западники:
- Отождествляли религию с суеверием.
- Религия и церковь - тормоз общественного прогресса.
- Основная ценность общества – индивид (личность),
государство призвано защищать его права и свободы.
Славянофилы:
- Религия - источник знаний.
- Православие - духовная основа русской нации, подлинный
двигатель исторического процесса;
- Свобода индивида возможна, но лишь путем подчинения его
абсолютным ценностям - авторитету религии и церкви,
государству, своему народу.
16.
2. Пути развития РоссииЗападники:
1. Идея единого, общемирового прогрессивного развития
общества.
2. Европеизация России, - т.е. ликвидация феодальнокрепостнических отношений и развитие общества по
буржуазному пути. Догоним Европу и поведем ее за собой.
3. Высоко оценивали человеческий разум и науку,
уважительно относились к правовым нормам общества.
Славянофилы:
Критика западноевропейской цивилизации как
«безбожной», низменной, бездушной. Европа разлагает
нравы и устои народов.
Россия должна идти своим, особым путем на основе
триады: «православие, самодержавие, народность»
(формула министра народного просвещения России графа
Уварова).
Монархия - идеальная форма государственного устройства
России.
Парламентаризм и республиканская форма правления
непригодны и опасны для России, где сильны общинные
(коллективистские), т.н. соборные настроения.
Крестьянская община, патриархальная семья - социальная
основа общества, внутри которого только и возможен
подлинно нравственный человек.
Русский народ - это особый народ (народ - богоносец).
Н.А. Бердяев: «И те, и другие любили Россию.
Славянофилы как мать, а западники как дитя».
17.
*Западники считали, что Русь была странойнеисторической, лишенной прогресса, осужденной
на вечный застой.
*А Петр Великий приблизил ее к цивилизации,
создав ей условия для прогресса. Россия, по их
мнению, европейская страна и Петр I вернул ее в
лоно европейской цивилизации. Поэтому они
отстаивали необходимость полного перехода
России на европейскую модель развития.
*Западники
18.
* Русская философия этой поры предстает какмногообразие доктрин и учений – с упором
на религиозные ценности
* монархию
* общинное начало
* полюса индивидуальности с акцентом на
самоценности личности
*
19.
*Западники считали, что Русь была странойнеисторической, лишенной прогресса, осужденной
на вечный застой.
*А Петр Великий приблизил ее к цивилизации,
создав ей условия для прогресса. Россия, по их
мнению, европейская страна и Петр I вернул ее в
лоно европейской цивилизации. Поэтому они
отстаивали необходимость полного перехода
России на европейскую модель развития.
*Западники
20.
*Славянофилы*Славянофилы, отдавая дань величию Петра,
идеализировали Россию допетровского времени и считали,
что государь нарушил естественный ход исторического
развития страны, разъединил государство и общество.
*В целом они дали отрицательную оценку деятельности
Петра I, подчеркивая ее насильственный характер.
*Отталкиваясь от учения немецкого философа Шеллинга о
том, что каждый народ выполняет в мире свою миссию,
которая определяется особенностями этого народа,
славянофилы пришли к выводу, что закономерности
развития России и Запада различны.
21.
У истоков философии этого этапастоял
П.Я Чаадаев выступает как
критик самодержавия.
Резко критикует прошлое и
настоящее России
Чаадаев характеризует Россию
как крайне отсталую страну, а
народ исторически отсталым.
Проповедовал западный путь
развития.
*
22.
*1836 г. – в журнале
«Телескоп»
опубликовано
«Философическое
письмо».
Основные идеи:
Россию спасет лишь
сближение с
Западом.
Революционное
движение пагубно
для России.
23.
* В 40-50-х гг. XIX века "западничество"становится широким движением русской
общественной мысли, сторонники
пропагандировали и защищали идею
"европеизации" России
* На этом пути Россия сможет преодолеть
вековую отсталость как экономическую,
так и культурную, и стать полноправным
членом мировой цивилизации.
*
24.
** К западникам относятся П.Л. Чаадаев, А.Л. Герцен, Т.М.
Грановский, Н.Г. Чернышевский, В. П. Боткин и др.
* Основная идея западников заключается в признании
европейской культуры последним словом мировой
цивилизации, необходимости полного культурного
воссоединения с Западом, использования опыта его
развития для процветания России.
25.
* А.С.Хомяков, И.В. Киреевский, Н.ЯДанилевский- выступили с обоснованием
самобытного пути исторического развития
России. Они концентрировали свое
внимание на самобытном, неповторимом в
культуре русского народа
*
26.
*Славянофилы отрицалии не воспринимали
негативные стороны
западной цивилизации:
*социальные
антагонизмы,
*крайний индивидуализм
* меркантильность
* излишнюю
рациональность и т.п.
*
*
27.
**Славянофилы исходили
из убеждения, что
русский народ должен
обладать самобытными
духовными ценностями,
а не воспринимать
огульно и пассивно
духовную продукцию
Запада. И это мнение
сохраняет свою
актуальность и поныне.
28.
* содержалов себе три принципа,
провозглашенные, как основа жизни России,
министром народного просвещения при
Николае I графом Уваровым:
* православие
* самодержавие
*народность
*
29.
§ 6. Русский космизмВторая половина 19 века – 1-я половина
20 века
Федоров Николай Федорович
(1828 – 1903)
оригинальный религиозный мыслитель,
энциклопедист.
Автор теории - «Философия общего дела»:
Главная идея - победа над смертью:
1. Продление жизни, а затем человеческое
бессмертие;
2. воскрешение всех прежних поколений (для
возвращения их Богу), т.н. «патрофикация
отцов».
30.
Для этого необходимо:1. Использовать достижения будущей науки.
2. Объединить усилия ученых всех стран, усилия всего
человечества (идея единства человечества).
3. Преодолеть отчуждение людей, «небратские отношения»
между ними.
Результат: люди буду расселены на другие планеты по всему
космосу (в этом - идея единства человека и космоса).
Задача человека: сознательно управлять эволюцией
природы, господство над нею.
Задача науки: обеспечить человека не только
бессмертием, но и местом для существования (космос).
Значение учения (утопии) Н. Федорова:
1. гуманистические идеи необходимости объединения людей
(мирного
сосуществования и сотрудничества);
2. роль науки в прогрессе человечества.
3. необходимость овладеть законами управления природой
4. единство человека и космоса.
31.
Философия космизмаКосмизм – направление философии, которое рассматривало космос,
окружающий мир, человека, как единое взаимосвязанное целое.
Философская система
космической биологии
А.Л.Чижевского
- развитие жизни на земле
(биосферы) происходит не
только
под
влиянием
внутренних причин, но и
под влиянием космоса;
- определяющую роль в
процессах
биосферы
играет
Солнце.
Его
активность влияет на
поведение
животных,
природу,
социальные
катаклизмы;
- свои философские идеи
он выражал в форме
стихов,
художественных
произведений.
Идеи
вечности, неуничтожимости
материи К.Э.Циолковского
- в основе материи он видел
атомы,
которые
в
различных конфигурациях
создают
различные
материальные тела;
-разрушаясь вещество не
исчезает
совсем,
оно
распадается
на
атомы,
создавая новые вещества;
- земная
жизнь
не
единственная в космосе. Во
вселенной
существуют
иные разумные миры;
- верил
в
возможности
науки и техники.
Теория ноосферы
В.И.Вернадского
-по мере эволюции человека
усиливается
его
преобразующая деятельность,
формирующая ноосферу –
сферу разума, жизни человека.
Его материальной и духовной
культуры;
- ноосфера
постоянно
расширяется,
охватывая
другие
сферы
бытия.
Биосфера
(сфера
жизни)
переходит в ноосферу;
- в будущем ноосфера станет
ведущей
на
Земле
и
переместится в Космос.
41
32.
** Космизм, своеобразное направление в русской философской
мысли конца XIX-XX вв., включает в себя философскотеологические (Н.Ф. Федоров, B.C. Соловьев)
* естественнонаучные (В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л.
Чижевский)
* художественные (Н.К. Рерих) представления и размышления о
проблеме Космоса, о месте человека в нем, соотношении
человека и космоса.
33.
Циолковский Константин Эдуардович(1857-1935)
непоследовательный материалист,
гилозоист, пантеист.
Ученый в области астрономии, космогонии, ракетостроения.
Преподавал в Боровске (1887-1892),
в Калуге – (1892-1920-е гг.) - физика, математика,
астрономия.
Космическая философия Циолковского:
Сторонник пантеизма – есть высший разум, космос разумен и
сам управляет собой. “Мысль - фактор эволюции космоса” (это
- непоследовательный идеализм).
Сторонник гилозоизма - теории о том, что вся природа
одушевлена (т.е. в любом атоме, хотя бы в зародыше имеется
потенциальная возможность жизни).
Космос полон разнообразных живых существ, отличающихся
уровнем развития.
34.
* Разработал оригинальную идей русскогокосмизма.
* его учение пронизывает вера в мощь разума,
науки и творческие возможности человека.
* Все главные идеи Федорова изложены в его
труде "Философия общего дела".
* Исходным пунктом философии Федорова
является определение главной задачи человека и
человечества. Он видит ее в правильном
понимании смысла жизни и цели, ради которой
живет человек, а главное, в организации жизни в
соответствии с этим смыслом и целью.
* Он мечтал воскресить людей, не желая
примириться с гибелью даже одного человека.
*
35.
**Для окончательного торжества общего дела
человечества необходима победа над "последним
врагом" человека - смертью. Федоров ставит и
пытается решить проблему воскрешения,
рассматривая ее как важнейшую.
*Жизнь, сохранение и развитие человечества
рассматриваются им как высшая цель и благо. Он
размышляет о проблеме преодоления смерти,
воскрешения всех живших на земле, сохранения
идейных трудов минувших поколений.
36.
** Опираясь на силу разума, человек,
может не только познавать
Вселенную, но и населить все
миры, упорядочить хаос, царящий
в Космосе, сознательно управлять
преобразованием всей природы.
37.
Циолковский Константин Эдуардович(1857-1935)
непоследовательный материалист, гилозоист, пантеист.
Ученый в области астрономии, космогонии, ракетостроения.
Космическая философия Циолковского:
Сторонник пантеизма – есть высший разум, космос разумен и
сам управляет собой. “Мысль - фактор эволюции космоса” (это
- непоследовательный идеализм).
Сторонник гилозоизма - теории о том, что вся природа
одушевлена (т.е. в любом атоме, хотя бы в зародыше имеется
потенциальная возможность жизни).
Космос полон разнообразных живых существ, отличающихся
уровнем развития.
38.
Три уровня живых существ в космосе:1. Совершенные существа;
2. “Подающие надежду” на развитие (в т.ч. - люди).
Им помогают в этом совершенные.
3. Неспособные.
Они избавляются от мучений совершенными - путем
уничтожения.
Человек, попав в космос, будет совершенствоваться и
приблизится по своим качествам к высшим существам
Вселенной.
В будущем человек научится непосредственно перерабатывать
солнечную энергию, станет человеком-растением.
Сторонник непрерывности жизни, перехода (переноса) ее на
другие планеты в новых формах (новые комбинации атомов).
Земля тесно связана с остальным космосом.
Разработал теорию ракетостроения, технического средства
(ракеты) для реализации идеи Н.Федорова о переселении
людей на другие планеты.
39.
1964)Чижевский А.Л. (1897-
Русский мыслитель, основатель
гелиобиологии.
Незаконно репрессирован (1942-1950гг.).
Основные идеи:
1. Доказал существенное влияние солнечной
активности на активизацию биологических и
социальных процессов на Земле, и тем самым тесную связь солнечной активности с жизнью
на Земле .
2. Рассчитал 11-летний цикл наивысшей
активности солнца (соответственно –
периодические войны, бунты, революции).
Отсюда также – возможные проблемы в
деятельности политических деятелей,
страдающих заболеваниями.
3. Автор изобретения «Люстра Чижевского» на
основе положительного влияния насыщения
воздуха отрицательными ионами на здоровье
живых организмов, в т.ч. людей.
4. Автор открытий в области теории
движущейся крови.
40.
Вернадский В. И. (1863-1945)выдающий русский ученый в области
естественных
наук (минералог, геолог,
кристаллограф, геохимик), философ
Автор учения о биосфере – области
всего живого совместно с окружающей средой.
Биосфера – преобразователь планеты Земля.
Жизнь на Земле существует вечно,
первоначально в виде т.н. «живого вещества»,
из которого потом развились все живые
организмы и возникла биосфера.
Биосфера тесно связана с космосом,
оказывающим на нее серьезное влияние (в
первую очередь – солнце).
41.
Соловьев Владимир Сергеевич(1853-1900)
религиозный философ, идеалист,
мистик, альтруист.
Сын знаменитого историка С.М. Соловьева.
Преподавал в Московском, в СПБ университетах.
Противник смертной казни.
Центральное место в философии Соловьева
– идея всеединства (объединения).
1. Гносеология Соловьева:
«Теория всеединства» в познании:
Есть три источника познания:
Философия
(разум)
- эмпиризм (опыт);
- рационализм (разум);
- религиозная мистика (интуиция). Она – главная!
Религия
(интуиция)
Мир
Наука
Каждый из них исследует разные стороны бытия (мира).
(опыт)
Поэтому целостное познание сущности мира возможно
лишь
путем всеединства, т.е. объединения (синтеза) всех трех
способов познания: науки (опыта), философии (разума) и
религии (интуиции, мистики).
42.
Социальная философия Соловьева:Теория «вселенской теократии»:
В мире господствуют враждебные отношения между
людьми и культурами.
Для исправления этого необходимо объединить
положительные элементы духовных культур и религий Востока
и Запада
А для этого сначала – воссоединить христианские церкви:
православие, католицизм, протестантство.
Восточная (православная) церковь – обладает богатством
мистического созерцания.
Западная церковь (католичество) – имеет
наднациональную духовную власть, независимую от
государства (Папа римский).
Создать новое всемирное государство - «вселенская
теократия» - в виде союза государства и церкви, при
нравственной власти последней.
В результате будут преодолены вражда и эгоизм, создано
«царство Божие» на Земле в виде всемирного государства под
властью русского императора и Папы римского (католической
церкви).
Особая роль русского народа.
43.
2. Социальная философия Соловьева:Теория «вселенской теократии»:
В мире господствуют враждебные отношения между
людьми и культурами.
Для исправления этого необходимо объединить
положительные элементы духовных культур и религий Востока
и Запада
А для этого сначала – воссоединить христианские церкви:
православие, католицизм, протестантство.
Восточная (православная) церковь – обладает богатством
мистического созерцания.
Западная церковь (католичество) – имеет
наднациональную духовную власть, независимую от
государства (Папа римский).
Создать новое всемирное государство - «вселенская
теократия» - в виде союза государства и церкви, при
нравственной власти последней.
В результате будут преодолены вражда и эгоизм, создано
«царство Божие» на Земле в виде всемирного государства под
властью русского императора и Папы римского (католической
церкви).
Особая роль русского народа.
44.
Излагал «философиювсеединства» (мировая
целостность и гармония);
«философия любви»;
мир создан Творцом,
динамичен и непрерывно
развивается;
идеал общественного
устройства - свободная
теократия;
мысль о свободе и
бессмертии человека, его
высоком космическом
призвании (богочеловек).
45.
§ 4. Соловьев Владимир Сергеевич(1853-1900)
религиозный философ, идеалист,
мистик, альтуист.
Сын знаменитого историка С.М. Соловьева.
Преподавал в Московском, в СПБ университетах.
Противник смертной казни.
Центральное место в философии Соловьева
– идея всеединства (объединения).
1. Гносеология Соловьева:
«Теория всеединства» в познании:
Есть три источника познания:
Философия
(разум)
- эмпиризм (опыт);
- рационализм (разум);
- религиозная мистика (интуиция). Она – главная!
Религия
(интуиция)
Мир
Наука
Каждый из них исследует разные стороны бытия (мира).
(опыт)
Поэтому целостное познание сущности мира возможно
лишь
путем всеединства, т.е. объединения (синтеза) всех трех
способов познания: науки (опыта), философии (разума) и
религии (интуиции, мистики).
46.
** Он стремился построить систему философии, соответствующую
принципам христианства, восстановить мир между философией
и верой, религиозно осмыслить и осветить путь философии. И в
этом заключались его исходная философская установка, его
влияние и основное дело.
47.
**Видным представителем русской религиозной
философии является Н.А. Бердяев.
*Ряд глубоких философско-мировоззренческих
проблем поставлен и решен им в работах "О
смысле творчества", "Философия неравенства",
"Судьба России", "Философия творчества,
культуры и искусства", "О назначении человека",
"Истоки и смысл русского коммунизма" и др. Из
всего многообразия идей Бердяева выделим
проблемы, которые проходят через все его
философское творчество. Это а) проблема
человека; б) проблема свободы; в) проблема
творчества.