Похожие презентации:
Философия, ее предмет и место в культуре человечества. История философии
1.
МОДУЛЬ 1. «ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И МЕСТОВ КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ИСТОРИЯ
ФИЛОСОФИИ »
Тема 9. Русская философская мысль в
историческом развитии
1. Основные этапы и направления русской
философии.
2. Западничество и славянофильство как
основные направления русской философии XIX
века.
3. Почвенничество, народничество и философия
всеединства.
1
2.
Учебная литература:1. Бранская, Е. В. Философия : учебное пособие
для бакалавриата и специалитета /
Е. В. Бранская, М. И. Панфилова. — 2-е изд.,
перераб. и доп. — Москва : Издательство
Юрайт, 2018. — 184 с.
2. Философия права и закона : учебник для
вузов / А. В. Грибакин [и др.] ; под редакцией
А. В. Грибакина. — Москва : Издательство
Юрайт, 2021. — 289 с.
3.
ВОПРОС № 1ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ
РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
4.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ1 Древняя и средневековая
русская философия
XI-XVII вв.
2
Русское Просвещение
XVIII – первая
четверть XIX в.
3
Российский духовный
ренессанс
Вторая четверть
XIX в. – 1917 г.
4
Советский период
русской философии
1917 – 1991 г.
5
Постсоветский период
русской философии
С 1991 г.
5.
ДРЕВНЯЯ И СРЕДНЕВЕКОВАЯ РУССКАЯФИЛОСОФИЯ
Иларион (ум. 1054/1055 гг.),
Ранняя религиозная
Никифор Грек (ум. 1121 г.), В.
философия
В. Мономах (1053-1125),
Даниил Заточник
Философия
христианских ересей
Арианство, богомильство,
московские антитринитарии,
Феодосий Косой
Исихазм
Феогност (ум. 1353), Сергий
Радонежский (1322-1392)
Нестяжатели
Нил Сорский (1433-1508),
Максим Грек, Иван Пересветов
Иосифлянство
Иосиф Волоцкий (1439-1515),
Иван Грозный (1530-1584)
Теория «Москва-Третий
Рим»
Филофей (1465-1542)
6.
РУССКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ XVIII В.Русские просветители
В.Н. Татищев, А. Д.
Кантемир, Феофан
Прокопович, М. В.
Ломоносов
Христианский платонизм
Г. С. Сковорода
Социальная и
политическая философия
А. Н. Радищев
Русское масонство
И. П. Елагин
7.
ШКОЛЫ И ТЕЧЕНИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ (XVIIIXX ВВ.)Западники
Чаадаев, Белинский, Герцен
Славянофилы
Хомяков, Киреевский, Аксаков
Почвенники
Григорьев, Леонтьев, Достоевский
Революционные
демократы
Чернышевский, Добролюбов, Писарев
Народники
Ткачёв, Лавров, Бакунин, Кропоткин
Религиозная
философия
Сковорода, Толстой, Фёдоров, Соловьёв, Бердяев,
Булгаков, Франк, Лосский, Шестов, Флоренский,
Андреев
Русский марксизм
Плеханов, Ленин, Троцкий, Бухарин
Русский космизм
Одоевский, Сухово-Кобылин, Фёдоров,
Циолковский, Чижевский, Рерих и др.
8.
Важнейшие философские течениясовременной России
•Диалектический материализм
• Религиозная философия
• Восточная философия
• Философия
эзотерической ориентации
• Психоанализ
Православие
Ислам
Буддизм
Неоиндуизм
Йога
9.
ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИПристальное
внимание к
социальной
проблематике
Спор
западников и
славянофилов
Народопоклонство –
Этическая
ощущение долга
направленность
перед народом
Философско –
художественный
комплекс
Пристальное
внимание к
религиозной
проблематике
10.
ВОПРОС № 2ЗАПАДНИЧЕСТВО И
СЛАВЯНОФИЛЬСТВО КАК
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РУССКОЙ
ФИЛОСОФИИ XIX ВЕКА
11.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РУССКОЙФИЛОСОФИИ XIX в.
Основные направления
русской философии
Западничество
Славянофильство
12.
Чаадаев П.Я. (1794 - 1856)«Письма о
философии
истории» на
франц.яз.«Философическ
ие письма»
«Апология
сумасшедшего»
«Смысл Его сторонники
России оформились в
быть
западников, а
уроком
его критики - в
всему
славянофилов.
13.
Чаадаев П.Я. (1794 - 1856)«Смысл
России быть
уроком
всему
Обозначает себя
как религиозного
мыслителя,
признавая
существование
Высшего Разума,
который проявляет
себя в истории
через Провидение.
Не отрицает
христианство, но
считает, что его
основная идея
заключается в
«водворении
царства божьего на
14.
ЗАПАДНИЧЕСТВОЗападники
полагали
Учиться у
Европы
Россия
должна
Пройти этапы
развития западных
стран
Усвоить идеи
просвещения
Выйти на единственный путь
прогресса – путь науки и разума
15.
Хомяков А.С. (1804 - 1860)особое внимание уделял
религиозным вопросам, истории
русского православия
Основной труд: «Записки о
всемирной истории»
(незавершен)
Каждый народ в своем развитии
выражает ту или иную сторону
абсолюта. История народа
представляла собой процесс
проявления в его общественной
жизни некой изначально
присущей ему первичной идеи.
В основе философии
А. С. Хомякова лежал
провиденциализм
16.
СЛАВЯНОФИЛЫ УТВЕРЖДАЛИсуществование особого типа культуры, возникшего
на духовной почве православия
наличие у России собственного, самобытного пути
исторического развития.
неповторимость форм общественного развития
русского народа в виде общины (характеризуется
коллективным трудом и потреблением) и артели
(добровольное объединение людей для совместной
работы или иной коллективной деятельности)
отвергали тезис представителей западничества о том,
что Пётр Первый возвратил Россию в лоно
европейских стран и она должна пройти этот путь в
политическом, экономическом и культурном
17.
СлавянофильствоРоссия должна
развиваться по
особому пути, не
схожему с
западноевропейским
Цель
Выработка национальной русской
идеи на основе религиозных
традиций православия
18.
ВОПРОС № 3ПОЧВЕННИЧЕСТВО,
НАРОДНИЧЕСТВО И ФИЛОСОФИЯ
ВСЕЕДИНСТВА
19.
Фёдор Михайлович Достоевский(1821-1881)
Родился в Москве в дворянской семье. По
окончании Главного инженерного училища в
Петербурге начинает заниматься
литературным творчеством, которое
благосклонно было принято критиками. В это
время он также увлекается революционными
идеями. В 1849 г. за «антиправительственную
деятельность» был арестован и приговорён к
смертной казни. В момент ожидания казни
прибыл курьер с указом о замене казни
каторгой. Девять лет Достоевский проводит в
остроге и ссылке. В 1859 г. возвращается в
Петербург, где занимается писательским
трудом.
20.
Философские взглядыФ.М.Достоевского
В 1860-х гг. Достоевский развивает
программу почвенничества
Должна быть
восстановлена
разрушенная
петровскими
реформами связь
общественной жизни
России с исконными
народными началами
Духовность
Коллективизм
Соборность
21.
Ф.М.Достоевский о человекеДля разрешения
наболевших вопросов
необходимо
обратиться к душе
каждого конкретного
человека
Сущность
человека
Свобода без
нравственности
Свобода
человека
Саморазрушение
человека
22.
Ф.М.Достоевский о человекеЧеловек должен
самостоятельно идти к
свободе, освобождаясь
от страстей, искушений
и общепринятых
авторитетов
Это тяжёлый путь,
связанный со
страданием
Только страдание приводит к
искуплению и даёт полную
свободу
23.
Лев Николаевич Толстой (1828-1910)Серьёзные философские идеи
содержатся в произведениях
Л.Н.Толстого. В романе «Война и
мир» он поднимает вопрос о
движущих силах истории и критикует
теорию «великих личностей» как
творцов истории. Для Толстого
творцы – не герои и вожди, а
народные массы, движимые
исторической необходимостью.
24.
Этика Л.Н.ТолстогоНе творить насилие и не
готовиться к нему
Идея
ненасилия
Не принимать участие в насилии
других (не служить в армии, не
участвовать в судах и т.д.)
Не одобрять никакого
насилия
25.
За свои взгляды нарелигию в 1901 г.
Л.Н.Толстой был
отлучён от церкви
(предан анафеме).
26.
НАРОДНИЧЕСТВОПотери связи интеллигенции с народной
мудростью, народной правдой
Идеология народничества основывалась
на системе взглядов об особом,
«самобытном», пути развития России к
социализму, минуя капитализм.
Объективными условия:
слабое развитие капитализма и наличие
крестьянской поземельной общины.
Главной задачей воспитания Герцен
считал формирование гуманной, свободной
Герцен А. И.
личности, которая живет интересами
(1812-1870 гг.)
своего народа и стремится к
преобразованию общества на разумных
началах.
27.
ФИЛОСОФИЯ ВСЕЕДИНСТВАСтремление к всеединству, к соединению с
божественным Логосом является смыслом
существования всего живого на Земле.
Идея всеединства, выражает органическое
единство мирового бытия и составляющих
его элементов при сохранении их
индивидуальности.
28.
ПРОЯВЛЕНИЯ ВСЕЕДИНСТВАВ онтологическом аспекте - это нерасторжимое
единение Творца и твари, Бога и человека;
В гносеологическом отношении - это «цельное
знание», представляющее неразрывную
взаимосвязь эмпирического (научного),
рационального (философского) и мистического
(религиозно-созерцательного) знания - не только
через познавательную деятельность, но через веру
и интуицию.
В аксиологии - абсолютная ценность Истины,
Добра и Красоты, соответствующих трём
Ипостасям Божественной Троицы.
29.
В. С. СОЛОВЬЕВ (1853-1900 ГГ.)«Я называю истинным,
или положительным,
всеединством такое, в
котором единое
существует не на счёт
всех или в ущерб им, а в
пользу всех … истинное
единство сохраняет и
усиливает свои
элементы, осуществляясь
в них как полнота бытия»
30.
Центральная идея философии В.С.Соловьёва
Всеединство
Совершенный синтез
ценностей знаний,
способов познания
мира
31.
Религиозная философияСергей Булгаков
Василий Розанов
(религиозно-философское
общество)
Дмитрий Мережковский
(русский символизм)
Николай Бердяев
(«Философия свободы»,
«Смысл творчества»)
Успенский собор
Московского Кремля
32.
Н. А. Бердяев (1874-1948)• Труды: «Философия свободы» и
«Смысл творчества»
• единственный механизм
творчества - свобода.
• ввел и развил понятия:
царство духа,
царство природы,
объективация - невозможность
преодолеть оковы царства
природы,
трансцендирование - творческий
прорыв, преодоление рабских оков
природно-исторического бытия.
33.
КосмизмПредставители:
Н.Ф. Федоров
(1829-1903)
К.Э. Циолковский
(1857-1935)
В.И. Вернадский
(1863-1945)
А.Л.Чижевский
(1897-1964)
Философское мировоззрение, в
основу которого положено
представление о Космосе и о
человеке как «гражданине
Мира»
Понятие Космизма связано с
учением древних греков о мире
как структурно-организованном
и упорядоченном целом.
В науке учение о Космизме
основано на теориях о
рождении и эволюции
Вселенной
34.
Николай Федоров•Проект «регуляции
природы»
• Философия «общего дела»
Воскрешение предков –
патрификация
Его осуществит Бог нашими
руками, с помощью
современной науки, которая
от Бога.
Миллионы воскрешённых не
уместятся на нашей планете,
поэтому ими можно заселить
другие планеты.
Замысел освоения
космического пространства