Онтология. Категория бытия.
Категория бытия
Определение бытия Мераба Мамардашвили:
Бытие Парменида
Мартин Хайдеггер о Пармениде:
Что имел в виду М. Хайдеггер?
Парменид – основоположник рационализма
Парменид и метафизика
Великий философский вопрос, сформулированный Парменидом
«Онтологический нигилизм» Нового времени
Определение бытия, данное Иммануилом Кантом
Категория бытия и ХХ век (ситуация постмодерна)
Наша готовность принять «критику» разума авторы учебника Кохановского иллюстрируют следующим образом:
85.17K
Категория: ФилософияФилософия

Онтология. Категория бытия

1. Онтология. Категория бытия.

• 1. Становление онтологии. Парменид
• 2. «Онтологический нигилизм» Нового
времени
• 3. Категория бытия и ХХ век

2. Категория бытия

• Бытие – это всеохватывающая реальность, всё
существующее
• Категория бытия необходимая предпосылка любого
философствования
• Понятие бытия – высший предел обобщенности,
абстрагирование от единичного, частного, преходящего
• Небытие (ничто) – категория онтологии, означающая
отсутствие каких бы то ни было качеств,
определенностей, бытия вообще
• Парменид: «Бытие есть, небытия нет»
• Аристотель: «Ничто – начало, противоположное бытию»
• Гегель: «Ничто и бытие едины в становлении»

3. Определение бытия Мераба Мамардашвили:

….нечто, существующее само по себе, как бы
помимо человека, и большее, чем сам
человек…

4. Бытие Парменида

• Парменид Элейский (520 г.до н.э. – 450 г.до н.э.) по
праву считается основоположником онтологии. Он
первым сформулировал категорию бытия
• Мир чувственно воспринимаемых вещей еще не
является подлинным бытием. Он является бытием
«во мнениях людских», неистинным бытием
• Истинное бытие – это Разум, Абсолют скрытый за
вещами. Истинное бытие едино и неизменно,
абсолютно и совершенно
• Истинное бытие гарант относительной
стабильности неистинного бытия (мира вещей).
Абсолютный Разум удерживает мир от
опрокидывания в хаос

5. Мартин Хайдеггер о Пармениде:

• Выдающийся немецкий философ ХХ века Мартин Хайдеггер - утверждал, что вопрос
бытия и его решение Парменидом
предопределили судьбы западного мира,
который рождался из поэтических
интуиций античного философа

6. Что имел в виду М. Хайдеггер?

• Впервые в культуру было введено
представление о существовании за пределами
вещей скрытого мира, совершенного и
прекрасного, гораздо более значимого, чем
мир вещей
• Перед человечеством была поставлена задача
научиться изучать этот мир, выработать
инструментарий для аналитической работы в
пространстве, где нет чувственных образов

7. Парменид – основоположник рационализма

• Рационализм – это философские концепции,
признающие разум основой познания и поведения
людей, утверждающие разумную организацию
мироздания
• Парменид: «Бытие и мысль о нем едины»
• Если существует подлинное бытие, и человеческая
мысль ему причастна, то мир неподлинного,
неистинного бытия лишается абсолютной ценности.
Мы, разумные существа, вправе переделывать,
перестраивать его в соответствии со своими
потребностями и представлениями. «Природа –
мастерская, а человек в ней – работник»

8. Парменид и метафизика

Термин «метафизика» имеет несколько значений:
• 1. Метафизикой называют философские системы,
допускающие существование неких абсолютных
начал, вечных и неизменных. Парменид считается
основоположником метафизики.
• 2. Метафизикой называют метод,
противоположный диалектическому, метод,
мысленно останавливающий движение
• 3. «Метафизикой» названа книга Аристотеля,
содержащая трактаты по онтологии и гносеологии.
Название переводится как «после физики», оно
появилось в I веке нашей эры

9. Великий философский вопрос, сформулированный Парменидом

• Одной из величайших заслуг Парменида
является постановка проблемы: что есть
истинное бытие? И современники, и
потомки искали ответ на этот вопрос.
• Истинное бытие Демокрита – это атом.
• Истинное бытие Платона – эйдос.
• Христианские философы считали истинным
бытием бытие Бога.

10. «Онтологический нигилизм» Нового времени

• Отказ от метафизики (отказ от Абсолюта). Присутствие в мире
трансцендентной реальности уже не очевидно. Ф. Ницше: «Бог
умер»
• Бытие отождествляется с природой, с существованием вещей.
Ф.Энгельс: бытие «вообще есть открытый вопрос, начиная с той
границы, где прекращается наше поле зрения»
• Субъективация бытия – бытие постепенно, но все более
определенно становится бытием субъекта. Р.Декарт: «Я
мыслю, следовательно, существую»
Разумность субъекта стала альтернативой разумности бытия.
Пустынность и неуютность мира без Бога-Абсолюта была
замаскирована верой в могущество человеческого разума.

11. Определение бытия, данное Иммануилом Кантом

• В Новое время категория бытия содержательно
обедняется, из нее исчезают все конкретные признаки –
разумность, совершенство, вечность и т.п. Бытие
становится просто предельно общим, а следовательно
почти бессодержательным понятием. Бытие – это всего
лишь существование чего-либо
• В «Критике чистого разума» Кант так определяет бытие:
«…Ясно, что бытие не есть реальный предикат, иными
словами, оно не есть понятие о чем-то таком, что могло
бы быть прибавлено к понятию вещи. Оно есть только
полагание вещи….В логическом применении оно есть
лишь связка в суждении…»

12. Категория бытия и ХХ век (ситуация постмодерна)

• Критика рациональности (Ф.Ницше, С.Кьерхегор,
З.Фрейд, Л.Шестов). Нарастает осознание
бессмысленности и безопорности человеческого
существования
• Культ тела, неоязычество. Телесные потребности не
просто оправдываются, но становятся прямо таки
сакральными. Языческие тенденции проникают во все
сферы искусства
• Философия отказывается от поиска субстанции, она не
работает с такими категориями как сущность, закон
причина. Философия теряет свои границы и существует
в «рассеянном» виде внутри стихов, фильмов, романов
• Мир повседевности, текучесть обыденности становятся
главными темами философских размышлений.
Современная философия – это попытка воспринимать
жизнь такой, какая она есть, без попыток диктовать ей,
какой ей следует быть.

13. Наша готовность принять «критику» разума авторы учебника Кохановского иллюстрируют следующим образом:

• …Люди всегда знали о том, что существуют безумие,
секс, бессознательное, тюрьма. Но вплоть до конца ХIХ
века высокая классическая мысль не впускала в
пространство публичного обсуждения эти темы.
Государство относилось к ним репрессивно, считая, что
эти формы жизни антиразумны и, следовательно,
разрушительны как для отдельного человека, так и для
всего общества. Однако, в ХХ в. эти темы легализуются,
а затем и становятся доминирующими, заполняя собой
все виды искусства, проникая в массовое сознание.
Самое загадочное в том, что люди оказались готовы
отнестись к этой стороне жизни с серьезным
почтением: в наши дни проблемами сексменьшинств,
детской сексуальности занимаются парламенты…
English     Русский Правила