Похожие презентации:
Онтология: учение о бытии
1.
2.
ЛекцияОНТОЛОГИЯ: УЧЕНИЕ О БЫТИИ
Разработчик:
Селезнев В.М. – к. филос. наук
доцент каф. философии
3. ЦЕЛЬ
КОМПЕТЕНЦИИСпособность и готовность к пониманию и анализу мировоззренческих,
социально и личностно значимых философских проблем
Способность к критическому восприятию информации, ее анализу и
синтезу
4. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ
1.2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Общее определение
Онтология Парменида
Онтология Аристотеля
Проблема бытия
Атрибуты Бытия
Предмет онтологии
Современная онтология
Бытие природы
Бытие социальное
Бытие идеальное, духовное
Заключение
Литература
5. Определение
Онтоло́гия (от древне-греческого ὄντος — сущее, то, чтосуществует и λόγος — учение, наука) — раздел
философии, изучающий проблемы бытия; наука о бытии.
Бытие́ — философский термин, фиксирующий аспект
существования сущего в отличии от его сущности.
Если сущность определяется вопросами:
"Что есть сущее?",
то бытие вопросом:
"Что значит, что сущее есть?".
Поскольку бытие - одно (Парменид), постольку термин
бытие часто используют для обозначения мира как целое,
в отличии от мышления, которое ему противостоит.
6. Определение
Термин "Онтология" был предложен Р. Гоклениусом в 1613 году в его "Философском словаре", ичуть позже И. Клаубергом в 1656 году в работе
"Metaphysika de ente, quae rectus Ontosophia",
предложившем его (в варианте "онтософия") в
качестве эквивалента понятию "метафизика".
В практическом употреблении термин был закреплен Х. Вольфом, четко разделившим значение
терминов "онтология" и "метафизика".
7. Определение
Вопросы онтологии — это древнейшая темаевропейской философии, восходящая к
досократикам и особенно Пармениду.
Важнейший вклад в разработку онтологической
проблематики внесли Платон и Аристотель.
В средневековой философии центральное
место занимала онтологическая проблема
существования абстрактных объектов
(универсалий).
8. Понятия бытия в философии Парменида
Понятия бытие и небытие восходят к рассуждениямПарменида. Парменид впервые обращает внимание
на такой аспект всякого сущего как бытие.
Пармени́д из Элеи
(540 до н.э. или 520 до н.э.) —
древнегреческий философ.
Доказывал, что существует только вечное
и неизменное Бытие, тождественное
мысли.
9. Онтология Парменида
1.2.
3.
4.
Помимо Бытия нет ничего. Также и мышление есть
Бытие, ибо нельзя мыслить ни о чем.
Бытие никем и ничем не порождено, иначе
пришлось бы признать, что оно произошло из
Небытия, но Небытия нет.
Бытие не подвержено порче и гибели, иначе оно
превратилось бы в Небытие, но Небытия не
существует.
У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть
чистое настоящее. Оно неподвижно, однородно,
совершенно и ограниченно, имеет форму сферы.
10. Онтология Аристотеля
Аристотель разделил бытие на:Потенциальное
(возможное)
Актуальное
(действительное)
Причем актуальное бытие оказывается формой
существования потенциального бытия на стадии
его реализации.
11. Проблема бытия
В идеалистическойфилософии под бытием
понимают подлинную и
абсолютную
вневременную реальность,
в противовес наличному
миру становления.
Материалистическая философия
уравнивает понятие реальности,
бытия и природы. Марксизм также
вводит понятие Общественного
бытия как оппозицию
общественного сознания.
В дальнейшем в философии
экзистенциализма бытие
противопоставляется сущему (наличному
существованию, данному в опыте) или
сущности (застывшему, вневременному
существованию).
12. Атрибуты Бытия
ВремяЭнергия
Пространство
Информация
Вещество
13. Предмет онтологии
Бытиекак
то,
что
можно
мыслить
противопоставляется немыслимому ничто (а
также
ещё-не-бытию
возможности
в
философии аристотелизма).
• Поскольку мышлением и постижением
возможностей бытия обладает только человек,
то в последнее время (в феноменологии и
экзистенциализме) именно он отождествляется
бытием.
• Однако в классической метафизике под
бытием понимается Бог. Человек как бытие
обладает свободой и волей.
14. Современная онтология
Современная философия рассматривает бытиекак единую систему, все части которой
взаимосвязаны и представляют собой некую
целостность, единство.
Вместе с тем мир разделен, дискретен и имеет
четкую структуру.
В основе структуры мира 3 слоя реальности:
бытие природы, бытие социальное, бытие
идеальное.
15. Бытие природы
Системная организация мироустройства.Развитие мира — процесс преобразования и
взаимодействия образующих его систем.
Способность всех природных, социальных систем
к самоорганизации, самопроизвольному переходу
на более высокий уровень организованности и
упорядоченности.
16. Бытие природы
Подсистемы вещества и поля.Вещество — вид материи, обладающий массой
покоя.
Поле — основной вид материи, связывающий
частицы и тела.
Частицы поля не имеют массы покоя, так как
способ их существования — движение.
17. Бытие социальное
Бытие социальное — вторая форма реальности.Включает в себя бытие общества и бытие человека
(экзистенция).
Структура социального бытия или социума:
индивид, семья, коллектив, класс, этнос,
государство, человечество. По сферам
общественной жизни: материальное производство,
наука, духовная сфера, политическая сфера,
сфера обслуживания и т.д.
18. Бытие идеальное, духовное
Бытие идеальное, духовное — третья форма реальности.Тесно связано с бытием социальным, на своем уровне
повторяет и воспроизводит структуру социума.
Включает неосознаваемые духовные структуры
индивидуального и коллективного бессознательного
(архетипов), сложившиеся в психике людей в
доцивилизационный период. Роль этих структур
признается существенной и определяющей.
Усиление взаимодействия всех форм духовной жизни с
производством, практикой (космонавтика, биоинженерия и
т. д.).
Новые информационные технологии и средства связи
сделали духовное бытие более динамичным, подвижным.
19. Заключение
Таким образом, философская теория бытия являетсясамой сложной в плане раскрытия ее сущности.
Подчеркивая единство и многообразие бытия, философия
выходит на проблему атрибутивности бытия.
Под атрибутом в философии и науке понимают
необходимое, неотъемлемое, существенное свойство
объекта. Атрибутивными свойствами бытия в философии
считаются движение и покой, пространство и время.
20. Литература
1.2.
3.
4.
5.
Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени:
истоки, эволюция, перспективы. М., 1982.
Финогенов В.Н. Время, бытие, человек. Уфа, 1992.
Пригожин И., Стингерс И. Порядок из хаоса. М.,
1986.
Доброхотов А.М. Категория бытия в классической
западноевропейской философии. М., 1986.
Проблемы общей и социальной онтологии:
Альманах / Под ред. И.Я.Лойфмана,
В.И.Кашперского. Екатеринбург, 1999.