Вопросы для обсуждения на семинаре Возможно ли спасение для богатых?
928.50K
Категория: РелигияРелигия

Иисус Христос в Вифании в доме Марии и Марфы (Лк. 10, 38-42)

1.

2.

3.

Иисус Христос в Вифании
в доме Марии и Марфы
(Лк. 10, 38-42)

4.

Христос
в доме
Марфы
и Марии
(Г. Доре)

5.

У евангелиста Иоанна мы узнаем, что
селение, в котором жили Марфа и Мария с
братом Лазарем, называлось Вифания. Обе
сестры исповедовали Иисуса Мессией, но поразному отнеслись к приему Высокого Гостя.
Марфа, думая порадовать Его, занялась
приготовлением вечерней трапезы, а Мария
же у ног Его слушала речи Спасителя. Сетуя
на свою сестру, Марфа обратилась к Иисусу,
чтобы Он повелел Марии помочь ей в
приготовлении вечери. На что Христос
ответил, что дело, избранной Марией, более
угодно Ему, нежели заботы Марфы, потому
что Мария избрала благую часть, которая не
отнимется от неё.

6.

7.

Христос подтвердил, что Илье
действительно надлежит прийти прежде «и
устроить все», о чем предсказывал пророк
Малахия (4, 5-6), то есть «обратить сердца
отцов к детям и сердца детей к отцам их».
Т.е., восстановить в душах людей добрые и
чистые чувства. Иначе дело Мессии не нашло
бы благоприятной почвы в людских сердцах,
окаменевших от порочной жизни. «Но говорю
вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а
поступили с ним, как хотели». Это говорил
Христос о Иоанне Крестителе, который был
облечен от Бога силой и духом пророка Илии,
был подобен ему, но его не узнали, заключили в
темницу и умертвили. «Так и Сын Человеческий
пострадает от них» (Мф. 17, 12).

8.

Грешница перед судом Христа
(Ин. 8, 1−11)

9.

10.

Книжники и фарисеи, желая найти повод
к обвинению Спасителя, привели женщину,
застигнутую в грехе прелюбодеяния, и,
искушая, сказали ему: «Учитель! Эта
женщина взята в прелюбодеянии, а Моисей
в законе заповедал нам побивать таких
камнями: Ты что скажешь?» Если бы
Христос сказал: «Побейте ее камнями», то
они обвинили бы Его перед римскими
властями, т. к. у евреев отнято было право
передавать кого-либо смерти, а в глазах
людей Он выглядел бы немилосердным.
Если бы Он сказал: «отпустите ее», они
обвинили бы Его перед народом как
нарушителя закона Моисеева.

11.

«Кто из вас
без греха?»
(Г. Доре)

12.

Наклонившись низко, Иисус писал
перстом на земле, не обращая на них
внимания. Обвинители продолжали
добиваться ответа. Тогда Христос поднял
голову и сказал: «Кто из вас без греха,
первый брось в нее камень». Слова Его
произвели столь сильное действие, что
пробудилась совесть даже у книжников и
фарисеев. Вспомнив свои собственные
грехи и потупив взоры, собравшиеся в
безмолвии разошлись.

13.

14.

Заговорила совесть и у грешницы, ибо
она не тронулась с места, хотя никто
более не принуждал ее оставаться. Иисус
сказал ей: «И Я не осуждаю тебя, иди и
впредь не греши». Христос пришел не
осуждать, но взыскать и спасти погибших.
Он осуждает не грешников, а грех. Смысл
его слов таков: «И Я не наказываю тебя за
твой грех, но хочу, чтобы ты покаялась:
иди, и впредь не греши». Спаситель учит
избегать осуждения ближних и больше
помышлять о собственных грехах и
каяться в них.

15.

Беседа Иисуса Христа
с иудеями в храме
(Ин. 8, 12 59)

16.

Беседа
в храме
(Г. Доре)

17.

Христос начинает эту беседу словами:
«Я свет миру». Подобно тому, как
огненный столп в Ветхом Завете указывал
евреям путь из Египта к лучшей жизни в
земле обетованной, Христос в Новом Завете
указывает не только евреям, но и всему
человечеству путь от греха и смерти к
блаженной вечной жизни. Фарисеи возразили
Ему, говоря, что Его свидетельство о Себе
Самом не может быть признано истинным.
На это Господь возразил им:
«Свидетельство Мое истинно, ибо Я знаю,
откуда пришел и куда иду». По толкованию
святителя Иоанна Златоуста, эти слова
имеют следующий смысл: «Я знаю, что Я
Сын Божий а не простой человек».

18.

«В законе вашем написано, что двух
человек свидетельство истинно (Втор.
19, 15). «Я Сам свидетельствую о Себе и
свидетельствует обо Мне Отец,
пославший Меня», (Ин. 8, 17 18). Слышав
уже много раз упоминание Христа об
Отце, пославшем Его, фарисеи,
притворяясь непонимающими, задают
вопрос: «Где Твой Отец?» На это Иисус
отвечает им, что они не знают Отца
потому, что не хотят знать Сына,
единосущного Отцу.

19.

Скорбя о приближающихся страданиях,
которые Он принимает, дабы избавить людей
от греха, а более всего о тех нераскаянных
грешниках, которые ищут случая, чтобы убить
Его, Христос говорит: «Я отхожу и будете
искать Меня, и умрете во грехе вашем: куда
Я иду вы не можете прийти». Эти слова
вызвали у фарисеев лишь насмешку:
«Неужели Он убьет Сам Себя?» Тогда
Господь, обличая их неверие и ускоренность
во грехе, вследствие чего они утратили
способность понимать Божественное и
небесное, говорит: «Вы от нижних, Я от
вышних; вы от мира сего, Я не от сего
мира» (Ин. 8, 23).

20.

Отказываясь верить в Мессию Христа,
иудеи, обескураженные Его последними
словами, спрашивают: «Кто же ты?»
Иисус сказал им: «От начала Сущий».
Господь в дальнейшей беседе
предсказал о Своей крестной смерти и
вознесении, которые будут для
ослепленного сознания фарисеев явным
и убедительным свидетельством
истинности Его учения. Эти слова
произвели сильное впечатление на
слушателей, так что «многие уверовали в
Него», даже из числа враждебно
настроенных к Нему иудеев.

21.

«Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних;
вы от мира сего, Я не от сего мира. Потому Я и
сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо
если не уверуете, что это Я, то умрете во
грехах ваших. Тогда сказали Ему: кто же Ты?
Иисус сказал им: от начала Сущий, как и
говорю вам. Много имею говорить и судить о
вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я
слышал от Него, то и говорю миру. Не поняли,
что Он говорил им об Отце. Итак Иисус сказал
им: когда вознесете Сына Человеческого, тогда
узнаете, что это Я и что ничего не делаю от
Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и
говорю. Пославший Меня есть со Мною; Отец
не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю
то, что Ему угодно. Когда Он говорил это,
многие уверовали в Него» (Ин. 8, 23-30).

22.

Теперь Христос обратился к ним с
поучением, говоря: «Если пребудете в
слове моем, то вы истинно Мои ученики,
и познаете истину, и истина сделает
вас свободными» (Ин. 8, 31 32). Но среди
слушателей заговорила национальная
гордость. «Мы семя Авраамово и не
были рабами никому никогда». Гордые
своим прошлым, они забыли о
египетском рабстве, о рабстве
вавилонском и настоящем римском.
Христос же говорил им не о
политическом, а о духовном рабстве.

23.

«Всякий, делающий грех, говорит
Спаситель, есть раб греха». Даровать
свободу от греха может только лишь Сын
Божий. «Раб не пребывает в доме вечно, Сын
пребывает вечно». Только уверовавшие в
Единородного Сына Божьего и пребывающие
в слове, получат свободу от греха.
Кичась тем, что они дети Авраама,
фарисеи оставались глухи к проповеди
Спасителя. Тогда, обличая их жестокосердие и
богопротивление, Господь говорит им:
«Почему вы не понимаете речи Моей?
Потому что не можете слышать слова
Моего. Ваш отец диавол, и вы хотите
исполнить похоти отца вашего».

24.

Упорствующие во зле иудеи, не найдя
возражения на слова Спасителя, со
злобой воскликнули: «Не правду ли мы
говорили, что Ты самарянин, и что бес
в Тебе!» (Ин. 8, 48). Христос отклоняет
это оскорбление и говорит им: «Во Мне
беса нет; но я чту Отца Моего, а вы
бесчестите Меня. Впрочем, я не ищу
Моей славы: есть Ищущий и Судящий»
(Ин. 8, 49 50).
Обращаясь к уверовавшим в Него,
Христос говорит: «Кто соблюдает слово
Мое, тот не увидит смерти вовек».

25.

Иудеи, поняв эти слова Господа
буквально, то есть что бессмертие
обещано в земной жизни, нашли новое
подтверждение своему обвинению.
«Неужели Ты больше отца нашего
Авраама?… чем Ты Себя делаешь?»
«Авраам, отец ваш отвечает им
Господь рад был увидеть Мой день; и
увидел и возрадовался». «Тебе нет еще
пятидесяти лет, возражают иудеи,
и Ты видел Авраама?»

26.

На это Христос дает расширенный ответ,
смысл которого не мог быть не понят даже
слепым
в
своей
злобе
фарисеям:
«Истинно, истинно говорю вам: прежде,
нежели был Авраам, Я есмь», иначе
говоря, «Я древнее Авраама, так как Я
Вечный Бог». Придя от этих слов
Спасителя в ярость, они обвинили его в
богохульстве, и взяли камни, чтобы побить
Его. Иисус же, окруженный учениками и
народом, скрылся от них в массе народа
наполнявшей двор храма и, «пройдя
посреди них, прошел дальше».

27.

Исцеление Иисусом Христом
в субботу слепорожденного
человека
(Ин. 9, 1 41)

28.

Выйдя из храма, Иисус Христос увидел
человека, слепого от рождения. Ученики
спросили его о причине слепоты этого
человека: были ли то его личные грехи или
грехи его родителей? Будучи рожден слепым,
он не мог согрешить до рождения (правда
раввины учили, что ребенок может согрешить
еще в утробе матери, поскольку с самого
зачатия своего он уже имеет ощущение добра
и зла). Если же причиной послужили грехи
родителей, то мог возникнуть вопрос: неужели
человек рождается для того, чтобы понести
наказание за грехи своих родителей?

29.

«Не согрешил ни он, ни родители его»,ответил Христос. В данном случае человек
родился слепым, чтобы на нем явилось
всемогущество Божие и прославился Бог.
Затем Спаситель смешал плюновение с
земляной пылью и этой смесью («брением»)
помазал глаза слепому, повелев ему
умыться в Силоамской купели, после чего
слепой прозрел. Весть об этом чуде вскоре
стала известна всем собравшимся на
праздник в Иерусалим. Узнали о нем и
фарисеи, и сразу же начали тщательное
исследование случившегося, стараясь
подвернуть сомнению чудесное событие.

30.

С этой целью они допросили сначала бывшего
слепца, а затем его родителей. Из-за боязни
быть отлученным от синагоги, родители
отказались отвечать, ссылаясь на то, что их
сын, «в возрасте», и сам может ответить за
себя. Исцеленный же, напротив, как ни
старались фарисеи склонить его на свою
сторону в суждении об Иисусе, мужественно
свидетельствовал перед ними об истине. Он
не страшился обличить слепоту фарисеев,
говоривших, что они не знают, «откуда Он».
Не ожидая от Него такого смелого и резкого
обличения, они выгнали прозревшего.

31.

«Вторично призвали человека, который был слеп,
и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что
Человек Тот грешник. Он сказал им в ответ: грешник ли
Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.
Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как
отверз твои очи? Отвечал им: я уже сказал вам, и вы
не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите
сделаться Его учениками? Они же укорили его и
сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы
знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем,
откуда Он. Человек прозревший сказал им в ответ: это
и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он
отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не
слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того
слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи
слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог
бы творить ничего. Сказали ему в ответ: во грехах ты
весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон»
(Ин. 9, 24-34).

32.

«Иисус, услышав, что выгнали его вон, и
найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в
Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто
Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?
Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он
говорит с тобою. Он же сказал: верую,
Господи! И поклонился Ему. И сказал Иисус:
на суд пришел Я в мир сей, чтобы
невидящие видели, а видящие стали слепы.
Услышав это, некоторые из фарисеев,
бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы
слепы? Иисус сказал им: если бы вы были
слепы, то не имели бы на себе греха; но как
вы говорите, что видите, то грех остается на
вас» (Иоан.9, 35-41)

33.

34.

Наставление о покаянии.
Исцеление женщины в синагоге в
субботу
(Лк. 13, 1 17)

35.

Случайны ли несчастные случаи?
Однажды Спасителю рассказали о Галилеянах,
кровь которых Пилат смешал с жертвами их в
храме. Пилат приказывал убить иудеев,
взбунтовавшихся во время принесения жертв,
вследствие чего кровь убитых смешалась с
кровью жертвенных животных. Христос
объяснил, что эта насильственная смерть в
таком святом месте постигла галилеян не
потому, что они были грешнее всех других. При
этом Он напоминает другой случай, когда в
Иерусалиме восемнадцать человек были убиты
упавшей Силоамской башней. Оба несчастных
случая, говорит Христос, это лишь
предупреждение живущим, чтобы они
покаялись, так как если не покаются, все так же
погибнут.

36.

Развивая дальше эту мысль, Иисус
рассказал притчу о бесплодной
смоковнице. «Некто имел в винограднике
своем посаженную смоковницу, и пришел
искать плода на ней, и не нашел; и сказал
виноградарю: вот, я третий год прихожу
искать плода на этой смоковнице и не
нахожу; сруби ее: на что она и землю
занимает? Но он сказал ему в ответ:
господин! оставь ее и на этот год, пока я
окопаю ее и обложу навозом, - не
принесет ли плода; если же нет, то в
следующий год срубишь ее» (Лк. 13, 6-9).

37.

Хозяин виноградника Бог-Отец,
бесплодная смоковница еврейский народ,
виноградарь Иисус Христос, на протяжении
трех лет Своего общественного служения
делавший все возможное, чтобы обратить людей
к спасительной вере в Себя как Мессию,
ожидавший от евреев плодов Своей проповеди.
«В следующий год срубишь ее» грозное
предупреждение о каре Божьей, постигшей
еврейский народ за то, что он все же не уверовал
во Христа, не принес ожидаемых плодов и на
четвертый год общественного служения Господа
Иисуса Христа передал его крестной смерти, за
что народ был отвержен Богом и наказан
нашествием римлян, разрушением Иерусалима и
храма.

38.

Уча в одной из синагог, Христос совершил
чудо исцеления женщины, которая 18 лет была
скорчена и не могла выпрямиться. Начальник
синагоги вознегодовал по поводу того, что
исцеление было совершено в субботу и
высказал это негодование вслух, обращаясь к
народу. Иисус назвал его за это лицемером, как
Он обыкновенно называл фарисеев, указав
этим, что негодование начальника синагоги
вызвано не мнимым нарушением субботы, а
завистью. При этом Христос пояснил, что в
субботу не запрещается творить добрые дела,
если допустимы даже необходимые дела
житейские, как например, забота о домашнем
скоте.

39. Вопросы для обсуждения на семинаре Возможно ли спасение для богатых?

Причта о пропавшей овце (Лк. 15, 1-7)
Притча о мытаре и фарисее (Лк. 18, 10-14)
О мытаре Закхее (Лк. 19, 2-10)
Беседа с богатым юношей о богатстве
(Мф. 19, 16-30; Мк. 10, 17-31; Лк. 18, 18-30)
5. Притча о богаче и нищем Лазаре (Лк.16,
19-3).
1.
2.
3.
4.
English     Русский Правила