1.58M
Категория: РелигияРелигия

Религиозно-правовые школы в Исламе – мазхабы (ханафиты, ханбалиты, шафииты, маликиты; имамиты)

1.

РЕЛИГИОЗНО-ПРАВОВЫЕ ШКОЛЫ В ИСЛАМЕ – МАЗХАБЫ
(ХАНАФИТЫ, ХАНБАЛИТЫ, ШАФИИТЫ, МАЛИКИТЫ;
ИМАМИТЫ).
ПОДГОТОВИЛИ: ГУЙДА ЕКАТЕРИНА, СТОЯНОВА ЕКАТЕРИНА
МАГИСТРАТУРА МП-ФАКУЛЬТЕТА

2.

ТЕРМИН «МАЗХАБ». ЗНАЧЕНИЕ И ЭТИМОЛОГИЯ
Мазха́б (араб. ‫ [ˈمذهب‬,maðhab[) —
в богословской литературе – учение,
доктрина, толк, школа.
Наиболее устоявшееся значение —
богословско-правовая школа.
Слово «мазхаб» относится к арабскому корню
«захаба» — пойти, направиться. Поэтому любое
направление в религии, основанное на чьём-либо
мнении, стало называться «мазхаб».

3.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ МАЗХАБОВ (СУННИТЫ)
Среди суннитов, которые составляют
абсолютное
большинство мусульман мира,
распространение имеют четыре
канонические школы права:
Ханафитский,
Маликитский,
Шафиитский и
Ханбалитский
Мазхабы.

4.

ХАНАФИТСКИЙ МАЗХАБ (ДЕЙСТВУЮЩИЙ)
Основан на следующих источниках:
1.Коран;
2.Сунна (при тщательном отборе хадисов);
3.Высказывания сподвижников (сахабов) Мухаммада;
утверждения табиинов (следующее поколение за
сахабами) не равны высказываниям сподвижников, так
как они непосредственно не общались с Посланником
Аллаха.
4.Кияс (суждение по аналогии с тем, что уже имеется в
Откровении; сопоставление правовой проблемы с уже
решённой);
5.Истихсан (предпочтение противоречащего кыясу, но
более целесообразного в данной ситуации решения);
6.Иджма (единое мнение богословов);
7.Урф или адат (традиционно распространённые
мнения, обычаи).

5.

ХАНАФИТСКИЙ МАЗХАБ (ДЕЙСТВУЮЩИЙ). ФОРМА:
Форма передачи:
Почти всё наследие Абу Ханифы было передано им в
устной форме ученикам, которые зафиксировали и
систематизировали
положения
его
мазхаба.
В
сохранении, систематизации и распространении школы
Абу Ханифы выдающуюся роль сыграли сахибайн («два
ученика») — Абу Юсуф и Мухаммад ибн аль-Хасан ашШейбани.
Один из методов вынесения правовых решений в
ханафитском мазхабе — четкая иерархия вердиктов
авторитетов школы (Абу Ханифа; Абу Юсуф; аш-Шейбани;
другие). Если по какой-либо проблеме возможно
применение как кияса, так и истихсана, то в большинстве
случаев приоритет отдается истихсану.

6.

МАЛИКИТСКИЙ МАЗХАБ
Для вынесения правовых предписаний и суждений имам Малик опирался на:
1.Коран, прежде всего очевидные и недвусмысленные аяты (нассы).
2.Сунна. Ибн Анас считал, что Сунной являются поступки, речения, качества
и одобрения Мухаммада, правовые предписания (фетвы) его сподвижников, а
также «деяния мединцев».
3.«Деяния мединцев», то есть устоявшуюся после Мухаммада в среде
населения Медины традицию, если нет оснований подвергнуть её сомнению.
Фетвы сподвижников. Кыяс, истислах. Истихсан он понимал по-своему,
считая, что если по какой-то проблеме нет ясности (насс) в Откровении, то
необходимо применить предпочтительное решение проблемы независимо от
того, имеется возможность кыяса (суждения по аналогии) или нет. Это он
назвал истислахом.
4.Садду аз-Зарайи — какое-либо действие или вещь, которые с большой
долей вероятности могут привести к греху или нанести какой-либо вред.
Согласно Ибн Анасу, то, что может привести к греху, греховно и запретно, а то,
что может привести к добру, — поощряемо.

7.

ШАФИИТСКИЙ МАЗХАБ
Правовой метод аш-Шафии основывался на следующих источниках:
Коран и Сунна, рассматривавшиеся при вынесении правовых предписаний как
единое Откровение. Ясные и недвусмысленные положения Откровения
(нассы) не могут быть подвергнуты иносказанию. Все остальные источники
должны быть приведены в соответствие с нассами Корана и Сунны и не
противоречить им. Большое значение придается толкованию аятов Корана
сподвижниками Мухаммада. Коран не может отменять (насх) положения
Сунны; если между хадисом и ясными аятами Корана возникает противоречие,
то преимущество отдается Корану, и хадис надлежит считать слабым. Хадисыахад (хадисы от единичных передатчиков) принимаются и используются для
вынесения правовых решений;
Иджма, прежде всего иджма сподвижников Мухаммада. Разделена на 2
категории: основанная на прямых, ясных и недвусмысленных доводах
Откровения и основанная на некоторых неоднозначных и спорных посылках и
не признанная всеми (в том числе «деяния мединцев», принимаемая лишь в
исключительных случаях);
Высказывания сподвижников Мухаммада
Кыяс, проведённый подготовленным правоведом (муджтахид) путём особого
исследования (иджтихада). При этом отвергаются истихсан (предпочтительное
мнение при противоречии кыяса другим постулатам религии) и истислах.

8.

ХАНБАЛИТСКИЙ МАЗХАБ
Правовой метод Ахмада ибн Ханбаля основывался на следующих
источниках[6]:
нассы (Коран и Сунна , рассматривавшиеся при вынесении
правовых предписаний как единое Откровение);
фетвы сподвижников Мухаммада;
мнение сподвижников. В случае различия во мнениях
необходимо ссылаться на наиболее близкие прямым указаниям
Корана и Сунны;
иджма (единое мнение различных поколений правоведов);
истисхаб (временность действия любой фетвы до предъявления
новых доказательств).

9.

ШИИТСКИЙ МАЗХАБ - ИМАМИТЫ
ИМАМИТЫ - одно из главных направлений шиизма.
Подобно др. шиитам, имамиты считают, что верховная власть
(имамат) над мусульманами должна передаваться в пределах
рода Али ибн Аби Талиба от отца к сыну путём ясного указания (насс) предшествующего имама. Признают 12 имамовАлидов, ожидая возвращения в Судный день как махди 12-го,
«скрытого имама» Мухаммеда ибн аль-Хасана, исчезнувшего
вскоре после смерти его отца.
Краеугольный камень доктрины имамитов и пятый корень ве-
ры - учение об имамате. В отличие от суннитского понимания халифата имамиты признают божественную природу
власти шиитских имамов, с которыми они связывают
раскрытие истинного смысла Корана, шариата и установление на земле божественной справедливости.

10.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Мухаметов А.-Р. М. Эволюция фикха и будущее мазхабов с позиций социально-исторического анализа //
«Минарет». — ИД «Медина», 2009. — № 3—4 (21-22).
Рыжкова Е.А. Мусульманское право / Е.А. Рыжкова // Ислам в мировой политике в начале XXI века:
учебное пособие / под. ред. Л. М. Ефимовой, М. А. Сапроновой; [А. М. Ахунов, В. А. Ахмадуллин, Р. И.
Беккин и др.] ; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) М-ва иностр. дел Рос. Федерации, каф.
востоковедения. — М. : МГИМО-Университет, 2016. - С.71-103
Сравнительное правоведение: учебное пособие / И. А. Андреева, Д. А. Матанцев. – Москва: Академия
управления МВД России, 2021. – 96 с

11.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
English     Русский Правила