Похожие презентации:
Немецкая классическая философия XVIII-XIX вв
1.
Немецкая классическая философия XVIII-XIX вв.ПРЕДСТАВИТЕЛИ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
И.КАНТ
(1724-1804)
Г.ГЕГЕЛЬ
(1770-1831)
И.ФИХТЕ
(1762-1814)
Ф.ШЕЛЛИНГ
(1775-1854)
Л.ФЕЙЕРБАХ
(1804-1872)
2.
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИНемецкая классическая философия XVIII-XIX вв.
Характерные черты немецкой классической
философии
особый интерес к теории познания (гносеологии) и
этическим вопросам;
стремление выработать всеобщие (абсолютные) законы
развития окружающего мира и мышления человека;
общий высокий научный уровень философских работ.
3.
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИНемецкая классическая философия XVIII-XIX вв.
Карта Германского
Союза, 1866 г.
Карта Восточной
Пруссии
4.
Иммануил Кант (1724-1804)первый философ Германии,
профессор Кенигсбергского
университета, основоположник
немецкой классической
философии.
Дом И.Канта
5.
В творчестве Канта 2 периодаДокритический (1746-1770)
Кант стоял на позициях
естественнонаучного материализма:
- создал теорию происхождения и
развития солнечной системы из
первоначальной туманности;
- выдвинул гипотезу о взаимосвязи
приливов и вращения Земли;
- разработал систему классификации
животного мира.
Критический (1770-1797)
Кант проводит анализ всей
предшествующей ему философии.
Написал фундаментальные
философские работы:
"Критика чистого разума" (1781);
"Критика практического разума"
(1787);
"Критика способности суждения"
(1790).
6.
Философская системаИммануила Канта
– это ответы на вопросы:
Что я могу знать? – Теория познания
Что я должен делать? – Этика
На что я могу надеяться? – Религиозные
взгляды
7.
Теория познания И. КантаВ знании 2 стороны:
1) содержание (определяется опытом);
2) форма (врожденна, делает возможным опыт).
Первыми, исходными, доопытными формами
сознания являются: пространство, время,
причинность, бесконечность, бог.
Это заранее данные человеку инструменты
обработки опытного материала.
Таким образом, мир наших знаний состоит из
опытного и доопытного знания (в этом и состоит
великое открытие Канта).
Отстаивает идею агностицизма, т.е.
невозможности познания окружающей действительности.
Познавательные возможности разума ограничены
8.
Понятия, характеризующие знание:априорное знание –
доопытное знаниесуществует в разуме
изначально и не требует
никакого опытного
доказательства
апостериорное
знание –
знание, которое получает
человек в результате опыта
И все вещи в мире двойственны:
1) «вещь для нас» (феномен, доступна нашим чувствам)
2) «вещь в себе» - ноумен, внутренняя глубинная сущность вещи, которая
никогда не будет познана разумом (трансцендентное).
Мы можем познать лишь образы явлений, а не их сущность. Познавательные
возможности разума ограничены. Наше знание о мире никогда не будет
полным. Кант отстаивает идею агностицизма, т.е. невозможности познания
окружающей действительности.
9.
Немецкая классическая философия XVIII-XIX вв.Структура человеческого сознания
Вещь -для нас
Интуиции
пространства и
времени
категории
ощущения
восприятие
Вещь - в - себе
10.
Иммануил Кант совершилКоперниканский переворот в
философии - он первым указал,
что для обоснования возможности
знания следует признать:
- не наши познавательные
способности должны
сообразовываться с миром, а мир
должен сообразовываться с
нашими способностями, чтобы
вообще могло состояться
познание.
Мир не такой, каким мы его видим.
Мыслить и познавать – не одно и то
же.
11.
Этические и религиозные взгляды И. КантаЧто я должен делать? – Этика
взгляды
И.Канта
КантЭтические
сформулировал
высший
моральный закон
(категорический императив):
«Поступай так, чтобы максима твоей воли
могла быть принципом всеобщего закона»:
1. Человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для
всех;
2. Человек должен относиться к другому человеку только как к цели, а не
как к средству.
Религиозные взгляды
1. Бог – понятие трансцендентное, поэтому его существование не может
быть доказано.
2. Моральное поведение подразумевает вознаграждение. Поэтому
справедливость требует, чтобы бог существовал.
12.
Социально-политические взглядыИ. Канта
1. Человек наделен изначально злой природой, поэтому его
спасение в моральном воспитании и жестком следовании
категорическому императиву.
2. Необходимо распространении демократии и правового
порядка в каждом отдельном обществе и в отношениях между
государствами и народами.
3. Войны наиболее тяжкое заблуждение и преступление
человечества; в будущем неизбежно наступит «высший мир»:
войны будут запрещены правом, либо станут экономически
невыгодными.
13.
Афоризмы И. КантаУмение ставить разумные вопросы уже есть важный и необходимый
признак ума и проницательности.
Характер - это способность действовать согласно принципам.
Смерти меньше всего боятся те люди, чья жизнь имеет наибольшую
ценность.
Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут
мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание.
Дайте человеку всё, чего он желает, и в ту же минуту он почувствует,
что это всё - не есть всё.
Когда справедливость исчезает, то не остается ничего, что могло бы
придать ценность жизни людей.
Мораль есть учение не о том, как мы должны сделать себя
счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья.
14.
Немецкая классическая философия XVIII-XIX вв.«Кант – самый выдающийся,
вне всякого сомнения.
И именно его учение
продолжало влиять и
впоследствии, и глубже
всего проникло в нашу
немецкую культуру.
Он повлиял и на вас, хотя вы
и не читали его».
Иоганн Вольфганг Гёте
(1749-1832)
15.
Немецкая классическая философия XVIII-XIX вв.Георг Вильгельм
Фридрих Гегель
(1770-1831)
великий немецкий
философ-идеалист
16.
Георг Вильгельм Фридрих ГегельЕго труды «Наука
логики»,
«Феноменология духа»,
«Философия истории»,
«Философия права» – это
энциклопедия
гуманитарного знания.
Поражает грандиозность
замысла: рассмотреть
материальный и
духовный мир в его
саморазвитии.
17.
Философская система ГегеляСостоит из 3-х частей:
1) Логика: объективная (о диалектическом
саморазвитии абсолютной идеи), субъективная (о
человеческом мышлении);
2) Философия природы: природа как инобытие
абсолютной идеи, опосредует связь между богом
и человеком;
3) Философия духа (= философия культуры)
18.
Гегель. Абсолютная идеяГегелем выдвинута и разработана
теория объективного идеализма, стержневым понятием
которой является Абсолютная идея (= Мировой дух)
Абсолютная идея* - это:
- единственно существующая подлинная реальность;
- первопричина всего окружающего мира, его предметов и
явлений;
- Мировой дух, обладающий активностью и способностью
творить.
* Схожа с понятием «Бог», но не одно и то же (не обладает
личностью и сознанием)
19.
Гегель. Абсолютная идея20.
Гегель«Всё действительное разумно, всё разумное действительно»
В мире все разумно. Вселенная устроена гармонично и
в высшей степени целесообразно, в ней все находится
на своем месте и выполняет свое предназначение
Всё мироздание — это проявление мирового разума.
Гегелем подробно разработана диалектика как
учение о развитии, её законы и категории.
21.
22.
Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872)Основные идеи:
- критика немецкого классического идеализма, религии
и обоснование материализма;
- в центре его внимания был человек, а не абсолютная
идея (антропологический материализм);
- «не Бог создал человека, а человек создал Бога»;
- вечна и бесконечна лишь природа, которая
несотворима и неуничтожима;
- мир познаваем, познавательные возможности разума
безграничны.
23.
ЛюдвигФейербах
Анализируя различные
формы религии, Л. Фейербах
пришел к критическому
переосмыслению религии как
типа сознания.
Одна из главных работ –
“Сущность христианства”.
Бог – это
абсолютизированный
обобществленный человек.
Он выдвинул тезис: “Человек
– человеку Бог”,
т. е. для каждого из нас любой
человек, наделенный всеми
самыми хорошими качествами,
является Богом.
24.
Л. Фейербах похоронен в Нюрнберге25.
Немецкая классическая философия XVIII-XIX вв.Термины
Агностицизм – отрицание возможности познания мира
Абсолютная идея – творческое активное начало мира
Апостериорное знание – знание, которое получает человек в
результате опыта
Априорное знание – доопытное знание
«Вещь в себе» – внутренняя сущность вещи, которая никогда не
будет познана разумом
Категории – предельно общие понятия, с помощью которых можно
описать и к которым можно свести все сущее
Ноумен – умопостигаемый мир
Феномен – мир явлений
Диалектика – учение о развитии и философский метод