7.10M
Категория: МедицинаМедицина

История медицинской этики за рубежом. Мораль и этическая

1.

История медицинской
этики за рубежом.
Мораль и этическая
теория Выполнила : студент
группы М-8-21
Баулина Елизавета

2.

Введение
• Во все времена к врачам относились с почтением. Ведь люди этой профессии приходят на
помощь в самые критические моменты жизни человека, начиная с появления на свет и до
предсмертного часа.
• С древних времен врач считался человеком, выполняющим высоко моральное дело. Например,
надпись на храме Асклепия в Акрополе гласит: «…он, как Бог, должен быть одинаковым
спасителем рабов, бедняков, богатых людей и наследников престола и быть для всех братом,
вот какую помощь он должен оказывать». В свою очередь и к больным было также особое
отношение. Ярким примером тому служит деятельность рыцарского ордена госпитальеров
Святого Иоанна в Иерусалиме, основанного в конце XI века. При официальном посвящении в
это братство каждый член ордена приносил древний обет: «Собратья Госпиталя должны
служить нашим господам, больным, с усердием и преданностью, как если бы они были рабами
своих господ».
• Врачам приходится принимать решения, связанные с жизнью, здоровьем, достоинством и
правами людей. Медицинская помощь не может быть полноценной, если самый
высокопрофессиональный врач не обладает этическими качествами. Поэтому этика –
принципы нравственности и основанные на их правила поведения, т.е. деонтология – занимает
в медицине особое место.

3.

История мед. этики в древнем мире
• Дошедший до нас кодекс царя вавилонского Хаммурапи (XVIII
в. до н.э.) содержит в том числе правовую регуляцию
деятельности вавилонских врачей. В этом древнейшем
источнике медицинского законодательства указывается,
например, что за успешную хирургическую операцию врачу
причитается вознаграждение, а при неудачном исходе ему
надлежит отсечь руки.
• Медицина Древней Индии тоже уделяла внимание моральным
требованиям к врачевателю. Знаменитые индийские врачи –
терапевт Чарака (примерно II в. н.э.) и хирург Сушрута (IV в.
н.э.) – составили важнейшие трактаты по индийской медицине –
"Чарака-самхита" и "Сушрутасамхита". Помимо вопросов
медицинской практики, в них описываются также обязанности
врачевателя, необходимые нравственные качества, правила
поведения по отношению к больным.

4.

Древняя Греция
• Знаменитый древнегреческий врач Гиппократ (около 460–370 до н.э.)
традиционно считается отцом медицины. В "Гиппократовом сборнике"
много внимания уделяется проблемам врачебной этики. Наибольшую
известность в последующие века приобрела "Клятва". Помимо этой
работы, вопросы врачебной морали в той или иной степени отражены в
таких произведениях, как "Закон", "Об искусстве", "О враче", "О
благоприличном поведении", "Наставление", "Афоризмы" и др. Они
показывают, как много значения уже в Древней Греции придавалось
воспитанию надлежащих качеств врачевателя: его нацеленности на
благо больного, ответственности, справедливости, образцовому
поведению. работах Гиппократова сборника содержится ряд
важнейших положений медицинской этики, которые значимы до
сегодняшнего дня. Среди них можно назвать уважение к больному
человеку, непричинение вреда врачебными действиями (не вреди),
соблюдение врачебной тайны, проблему информирования пациентов
об их состоянии здоровья, запрет на участие врача в эвтаназии и
искусственном прерывании беременности, взаимоотношения врачей
(или принципы коллегиальности), проблему допустимости интимных
отношений врача и пациента и др.

5.

• К основным принципам этики Гиппократа, на которых базировались более
конкретные моральные предписания, можно отнести следующие:
• • высокий моральный облик врача – основа врачебной деятельности в
целом;
• • стремление к благу для пациента;
• • непричинение вреда;
• • уважение и защита ценности жизни.

6.

Медицинская этика в Европе
• Этические взгляды Гиппократа оказали значительное
влияние на последующее формирование медицинской
этики в Европе. Работы из "Гиппократова сборника" (и
особенно клятва) стали первым письменным сводом правил
поведения врачевателя, на основе которого в дальнейшем
шло обсуждение этических вопросов медицины и развитие
медицинской этики в целом.
• В эпоху Средневековья представления о моральных основах
врачевания оказываются под сильным влиянием религии.
Сами понятия "врач" и "врачебная помощь"
переосмысливаются в свете христианских ценностей. На
первый план выходят такие христианские добродетели, как
любовь к ближнему, сострадание к страждущим (в том
числе к больным и немощным), милосердие. Это сказалось,
в частности, и в том, что в Средние века при монастырях
стали создаваться приюты и лечебницы, где помощь
оказывалась бесплатно, из милосердия и сострадания.

7.

• В конце IX в. в Европе появляется первая медицинская школа в г. Салерно (Италия),
расцвет которой приходится на X–XIII вв. Салернская школа возрождала гинпократовские
традиции медицины, что подчеркивалось и ее названием – "Гиппократова община". Она
послужила образцом для других медицинских школ Европы, прежде всего для учебных
центров в Болонье, Париже, Падуе.

8.

• Христианские идеи милосердия и любви к ближнему продолжают
оставаться основополагающими моральными принципами для
медицины. В 1617 г. во Франции священник Викентий
Поль организовал первую общину сестер милосердия. Он написал
устав общины, в котором было сказано: «Милосердие к ближнему
есть вернейший признак христианина, и одним из главных дел
милосердия является посещение бедных, больных и всякого рода
помощь им» [3]. В. Поль впервые предложил словосочетания
«сестра милосердия» и «старшая сестра» для обозначения
деятельности по уходу за больными и оказанию им душевной
поддержки.
Члены этого общества оказывали не только помощь по уходу за
больными, но и старались научить больных лучше жить и достойно
умирать, поэтому они совмещали свои посещения с религиозными
беседами, чтением и наставлениями. С 1633 г. общество возглавила
высокообразованная Луиза де Мариллак. В своей деятельности она
убедилась, что уход за больными требует основательной
теоретической полготовки и организовала в 1641 г. специальную
школу по обучению сестер милосердия.

9.

• Иероним Бентам (1748-1832) – философ, правовед, общественный деятель.
Главной моральной ценностью и основой нравственности в утилитаризме
признается польза, а главным этическим принципом - принцип полезности,
согласно которому любые действия следует поощрять или порицать в
зависимости от их тенденции усиливать или ослаблять пользу для
отдельного индивида или группы лиц. Бентам называл этот принцип
«принципом наибольшего счастья», считая, что все законы и деятельность
общественных институтов следует оценивать в соответствии с тем, в какой
степени они способствуют наибольшему счастью наибольшего количества
людей. Принцип полезности действует в четырех областях
жизнедеятельности людей: физической, политической, моральной и
религиозной.
И. Бентам определял мораль как искусство регулировать человеческие
поступки таким образом, чтобы они приносили как можно больше счастья.
По словам И. Бентама, смысл этических норм и принципов состоит в том,
чтобы содействовать наибольшему счастью для наибольшего числа людей.
И. Бентам вводит в систему этического знания понятие «деонтология»,
обозначая им учение о долге, которое кардинальным образом изменяет
систему этико-медицинского знания. В медицинскую этику входит понятие
профессионального долга врача, в начале 20 века формируется область
этического знания медицинская деонтология, которая приобретает в
последующие десятилетия все большее значение.

10.

• Существенный вклад в развитие медицины внесла в эпоху Средних веков арабская
цивилизация. Из известных ученых арабского Средневековья следует назвать в первую
очередь Ибн Сину (Авиценну) (980–1037). Он написал более 400 работ в разных областях
знания, но его главным трудом является знаменитый "Канон медицины". Хотя в этой книге
нет специального раздела по врачебной этике, Авиценна уделяет много внимания
этической стороне врачевания, в том числе необходимости достижения блага для
больного и непричинения вреда.
• Знаменитый еврейский врач Моисей Маймонид (1135–1204) жил в Кордове, но потом
подвергся гонениям и нашел пристанище в Каире. В своих медицинских трудах
(посвященных вопросам гигиены, здорового образа жизни и др.) он уделяет внимание и
медицинской этике. Широкую известность приобрела, в частности, его "Молитва врача", в
которой описываются важнейшие добродетели врача (кротость, терпение, бескорыстие и
др.).

11.

• Один из самых ярких представителей медицины в эпоху Возрождения (XIV–
XVI вв.) – знаменитый врач и химик Парацельс (1493–1541), решительный
реформатор медицинской науки и практики, призывавший внимательно
учиться у самой природы. Этические представления Парацельса основаны на
моральном принципе "делай добро". В своих работах ученый придает
высокий духовно-нравственный смысл делу врачевания, а также отношениям
врача и пациента. Он утверждает, что глубокое душевное взаимопонимание
врача и пациента является основой лечебного процесса.
• В эпоху Нового времени (с XVII в.) развертывается революционное
обновление научного знания, формируются начала точного естествознания.
Такие выдающиеся деятели науки и философии, как Ф. Бэкон и Р. Декарт,
требуют обосновать весь проект научного познания целиком заново. Это
сказывается и на новом, более решительном и амбициозном, определении
самих задач медицинской науки. Свое видение будущего медицины Ф. Бэкон
ясно выразил в сочинении De Dignitate et Augmentis Scientarium – "О достоинстве
и приумножении наук". Критикуя традиционные медицинские воззрения,
Бэкон требует проведения систематических исследований человеческого
организма, а также экспериментов на животных, что должно создать научную
базу для правильного понимания здоровья и болезней.

12.

• Стратегическими целями новой медицины Бэкон
объявляет:
1) сохранение здоровья;
2) лечение болезней;
3) продление жизни.
При этом он обсуждает также этические проблемы
отношения к неизлечимым больным, оказания им
необходимой помощи. Следует отметить, что именно
Ф. Бэкон ввел термин "эвтаназия", который позже стал
широко использоваться в дискуссиях по медицинской
этике.

13.

• В эпоху Просвещения ( XVIII в.) известный
шотландский врач и философ Джон Грегори
(1724–1783) стремится построить философский
базис для врачебной этики, создать единую
этическую систему медицинской деятельности. Этот
замысел во многом базировался на моральной
философии знаменитого шотландского философа
Д. Юма, в том числе на его теории морального
чувства. В своей работе "Лекции об обязанностях и
квалификации врача" (1772) Грегори исследует
проблему взаимоотношений врача и пациента и
приходит к выводу, что врач должен развивать
особую "чувствительность сердца", т.е. умение
понимать пациента, чувствовать вместе с ним,
вживаться в его переживания.

14.

• В начале XIX в. английский терапевт Томас
Персиваль (1740–1804) опубликовал книгу
"Медицинская этика", что стало важнейшей вехой в
развитии этой области знания, особенно в
англоязычном мире. В данной работе ученый
рассматривает ряд важнейших вопросов
медицинской этики: отношение врача к пациенту,
взаимоотношения между врачами, обязанности
фармацевтов и больничного персонала, других
медицинских работников. Книга Т. Персиваля, в
частности, оказала влияние на принятый
впоследствии Американской медицинской
ассоциацией "Этический кодекс врача".

15.

• В XIX в., помимо развития врачебной этики,
начинается формирование этики
сестринского дела (или сестринской этики).
Основательницей профессии медицинской
сестры считается Флоренс Найтингейл
(1820–1910), организовавшая в
Великобритании первую школу
медицинских сестер. Она с самого начала
уделяла большое внимание этическим
аспектам работы медицинской сестры,
показывала различия врачебной и
сестринской деятельности, настаивала на
необходимости развития высоких моральных
качеств, которыми должна обладать
медицинская сестра

16.

• На рубеже XIX-XX веков в области общегуманитарного,
философского и этико-медицинского знания происходит
значительное событие – появляется концепция «благоговения
перед жизнью», создателем которой стал Альберт
Швейцер (врач, теолог, музыкант, общественный деятель,
философ, лауреат Нобелевской премии мира, 1875 – 1965).
В своей концепции А. Швейцер провозгласил жизнь высшей,
абсолютной ценностью. Он понимал мораль как благоговение
перед жизнью во всех ее формах. Этика Швейцера не содержит
системы норм, она предлагает и предписывает единственное
правило - благоговейное отношение к жизни всюду и всегда, когда
индивид встречается с другими проявлениями воли к жизни. [7].
Швейцер считал, что проявлением благоговения перед жизнью
должно быть деятельное милосердие и сострадание. По его
мнению, служение людям имеет деятельный характер и выражается
в совершенно очевидных, однозначных в своей гуманности
действиях. Он считал, что оказание медицинской помощи
больному, спасение ему жизни – это однозначное, лишенное
двусмысленности добро.

17.

• В конце XIX в. начинают выходить
профессиональные журналы по
сестринскому делу, создается
Международный совет медицинских
сестер (1899). А в 1900 г. выходит одна из
первых работ, посвященных этике
сестринского дела, – книга И. X. Робб
"Сестринская этика для госпиталей и
частного применения". Сама И. Робб
(1860–1910) внесла значительный вклад в
развитие сестринского дела в США.

18.

• Интенсивное развитие медицинской
этики в XX в. привело к тому, что,
несмотря на разногласия и
дискуссии, медицинское сообщество
стало приходить к международно
признанным представлениям о
моральных нормах медицинской
профессии. В частности, это
выразилось в принятии ряда
международных кодексов
медицинской этики. Среди них
Женевская декларация (1948) –
новый вариант клятвы врача;
Международный кодекс
медицинской этики (1949);
Международный этический кодекс
медицинской сестры (1953) и др.

19.

• В начале ХХ века развитие медико-биологических наук, появление новых
медицинских технологий, включающих методы анестезии, использование
антибиотиков вакцинацию и другие методы борьбы с инфекционными и
заразными заболеваниями, открыло большие перспективы для активного
вмешательства и преобразования жизни человека. Это время, когда
провозглашается и претворяется в жизнь идея о возможности целенаправленного
вмешательства не только в патологические процессы, но и коррекции нормальной
жизнедеятельности человека, причем на всех уровнях – биологическом,
социальном, психическом. Все большее внимание уделяется идее
совершенствования человеческого рода по различным параметрам и при помощи
самых разных биомедицинских, психофизиологических, социально-медицинских
и других технологий.
В это время в области медицинской этики сохраняются многовековые традиции,
идущие от Гиппократа. В то же время исследования в области медицинской
генетики приводят к возникновению и необходимости осмысления проблем
возможной модификации человека не только на органо-тканном, но и
генетическом уровне. Идеи модификации человека, отбора «наиболее ценных»
представителей общества для создания нового типа общества, членами которого
будут здоровые, талантливые, работоспособные люди, достигают своего
наибольшего выражения в теориях евгеники и эвтаназии.

20.

• Основателем биоэтики является американский
биолог-биохимик и ученыйгуманист Ван Ранселер Поттер (1911-2001),
который в начале 70-х годов ХХ века вводит в
научный обиход термин "биоэтика" и
определяет ее основные направления. Многие
годы он работал в Висконсинском университете
(г. Мадисон, США) сначала профессором
онкологии, а затем - заместителем директора
лаборатории МакАрдла.

21.

• ХХ век стал временем в истории медицинской этики, как никакое другое
наполненным идеями конструирования, видоизменения, модификации
человека. Это время предельного обострения проблемы причинения вреда
человеку, риска негативных последствий от применения биомедицинских
технологий не только на уровне одного человека, но и на уровне больших
человеческих общностей, человечества в целом. Примерами таких
негативных последствий стала практика эвтаназии в нацистской Германии,
исследования на людях с нарушением норм медицинской этики и ряд других.
К концу ХХ – началу XXI веков, в связи с бурными социальными
потрясениями, появлением возможности самоуничтожения человечества на
первый план вышли общечеловеческие проблемы, связанные с признанием
абсолютной ценности самой жизни человека и необходимости сохранить
среду его обитания. В 70-х годах 20 в. начинает формироваться новая форма
медицинской этики – биоэтика (биомедицинская этика).

22.

Этические теории
Теория добродетелей Аристотеля. Аристотель объяснение нравственных понятий искал не в отвлеченных
идеях, а в действительной жизни людей: в их стремлениях к счастью и в разуме человека. В этих исканиях, учил
он, вырабатываются главные добродетели: мужество, благоразумие, щедрость, великолепие, величавость,
честолюбие, ровность, дружелюбие, правдивость, любезность. этическая добродетель – это середина между
страстями порочного свойства. Добродетельность личности формируется в деятельном отношении к миру, в
реальном опыте общения.
Утилитаристские концепции блага. Термин «утилитаризм» происходит от латинского «utilitas» – польза,
выгода. Родоначальники утилитаризма - британские философы 18-19 веков Дэвид Юм, Иеремия
Бентам, Джон Милль. В утилитаристской теории признается один-единственный принцип пользы
(полезности), который можно сформулировать так: мы всегда должны действовать таким образом,
чтобы достичь наилучшего из возможных соотношений между позитивными и негативными
последствиями нашего действия, либо наименьшего суммарного вреда, если последствия при
любом варианте будут негативными.
Учение о моральном долге Канта (Деонтологическая этика). Кант выражал категорический
императив так: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в тоже
время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» (максима – закон).

23.

• Натуралистическая теория этики изложена гуманистом, ученым и революционером П.А.
Кропоткиным. Именно взаимопомощь в человеческом обществе облагораживает индивида, способствует
прогрессу всего сообщества, составляет благоприятную почву для развертывания свободы.
• Теория моральных обязательств У.Д. Росса. При таком подходе, который можно назвать
«соотносительным», мы не отказываемся ни от того, чтобы следовать принципам и правилам, ни от того,
чтобы в полной мере учитывать своеобразие конкретных ситуаций. Суть соотносительного подхода в том,
что обязательства, вытекающие из некоторого принципа, хотя и не отрицаются, но могут быть
нарушеныв(ЕСЛИ В конкретной ситуации он вступит в конфликт с другими.)
• Постмодернистская этика. М.А. Можейко (2001) отмечает: «Постмодернизм – понятие, используемое
современной философской рефлексией для обозначения характерного для культуры сегодняшнего дня
типа философствования, содержательно-аксиологически дистанцирующегося не только от классической,
но и от неклассической традиции и конструирующего себя как постсовременная, т.е. постнеклассическая
философия».
• В.А. Канке (2002) отмечает следующие доминанты философии постмодернизма: дисконсенсус (а не
консенсус), дискретность (а не непрерывность и прогресс), нестабильность (а не стабильность),
случайность (а не необходимость), игра (а не цель), анархия (а не иерархия), рассеивание (а не
центрирование), неопределенность (а не определенность), эстетика парадоксально-возвышенного (а не
прекрасного), виртуальное (а не устойчивое вещно представимое), ирония по поводу утопий и
признающихся устоявшимися ценностей.

24.

Вопросы по теме
• Кто впервые предложил словосочетания «сестра милосердия» и
«старшая сестра» для обозначения деятельности по уходу за больными и
оказанию им душевной поддержки?
• Кто является основоположником современной биоэтики?
• Какой вклад внесла Флоренц Найнтингел?

25.

Спасибо за внимание!!!
English     Русский Правила