ИСТОРИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ
ЭТИКА
Медицинский работник должен обладать особыми моральными качествами:
Особые моральные качества:
МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА
Медицинская этика изучает
ДЕОНТОЛОГИЯ
Понятия «медицинская деонтология» и «медицинская этика» не тождественны.
ВКЛАД ГИППОКРАТА
Первое положение Клятвы :
Ибн-Сина (Авиценна)
«Врач должен обладать глазом сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва».
АБУ-ЛЬ-ФАРАДЖ
Д.С. Самойлович
Мудров М.Я.
Н.И. Пирогов
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ
В.М. Бехтерев:
Сестрогения
Эгротогения
Проблемы биоэтики:
Задание
1.21M
Категория: МедицинаМедицина

История медицинской этики и деонтологии

1. ИСТОРИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ

1

2. ЭТИКА

•наука о морали и
нравственности.
2

3. Медицинский работник должен обладать особыми моральными качествами:

1. Какими?
3

4. Особые моральные качества:

• сострадание
• милосердие
• бескорыстие
• чуткость
• самопожертвование
4

5. МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА

•совокупность норм
медицинского
работника
5

6. Медицинская этика изучает

• взаимоотношения с больными,
обществом, медицинскими
работниками
• вопросы поведения и морали
медицинских работников
6

7. ДЕОНТОЛОГИЯ

• наука обеспечения наибольшего
счастья наибольшему числу людей
• в России – наука о должном,
рациональном, гуманном
поведении по отношению к
больному.
7

8. Понятия «медицинская деонтология» и «медицинская этика» не тождественны.

8

9.

• Если медицинская этика не несет в себе
специфики, обусловленной той или иной
врачебной специальностью (не существует
отдельно этики терапевта, этики хирурга и
т.д.),
• то медицинская деонтология имеет черты
специализации, обусловленные ее
прикладным характером, взаимосвязью с той
или иной медицинской профессией
(различают деонтологию хирурга, педиатра,
онколога, рентгенолога, венеролога)
9

10.

ИСТОРИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ
10

11.

В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
• рекомендовалось браться за лечение
только такого человека, болезнь
которого излечима;
• от неизлечимых больных следовало
отказываться,
• как и от не выздоровевших в течение
года.
11

12.

Самый древний источник СВОД ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ
18 в. до н.э.,
принятый в Вавилоне,
включал требования к врачу
12

13.

Содержали вопросы деонтологии:
• СВОД ЗАКОНОВ МАНУ (около 2 в. до
н.э. — 1 в. н.э.)
• АЮРВЕДА (Наука жизни; 9—3 вв. до
н.э.).
13

14. ВКЛАД ГИППОКРАТА

•«Где любовь к людям, там и
любовь к своему искусству»
•«Не вредить»
•«Врач-философ подобен богу»
•«Гиппократова клятва»
14

15. Первое положение Клятвы :

«Считать научившего меня врачебному искусству
наравне с моими родителями, делиться с ним своими
достатками и в случае надобности помогать ему в
его нуждах;
- его потомство считать своими братьями,
- и его искусство, если они захотят его изучать,
преподавать им безвозмездно и без всякого договора;
- наставления, устные уроки и все остальное в учении
сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и
ученикам, связанным обстоятельством и клятвой по
закону медицинскому, но никому другому».
15

16.

• Гиппократ впервые обратил внимание на
вопросы должного отношения врача к
родственникам больного,
• к своим учителям,
• взаимоотношений между врачами.
• Деонтологические принципы,
сформулированные Гиппократом,
получили развитие в работах
• АСКЛЕПИАДА, ЦЕЛЬСА, ГАЛЕНА
16

17. Ибн-Сина (Авиценна)

• создатель «Канона врачебной науки»,
рассматривая различные стороны врачебной
деятельности, подчеркивал неповторимость и
индивидуальность обращающихся за
медпомощью:
• «... Каждый отдельный человек обладает
особой натурой, присущей ему лично».
• Ибн-Сине также приписывают изречение:
• «Врач должен обладать глазом сокола, руками
девушки, мудростью змеи и сердцем льва».
17

18. «Врач должен обладать глазом сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва».

2. КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ
ЭТУ ФРАЗУ?
18

19. АБУ-ЛЬ-ФАРАДЖ

• врач и писатель, живший в 13 в.,
сформулировал следующее обращение к
заболевшему:
• «Нас трое — ты, болезнь и я;
• если ты будешь с болезнью, вас будет
двое, я останусь один — вы меня
одолеете;
• если ты будешь со мной, нас будет двое,
болезнь останется одна — мы ее
одолеем».
19

20.

3. КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ
ЭТУ ФРАЗУ?
20

21.

•В настоящее время во многих
странах (Франции, ФРГ, Италии,
Швейцарии, США и др.)
существуют национальные
деонтологические кодексы.
•Ряд документов носит
международный характер.
21

22.

• К ним следует отнести
• Женевскую декларацию (1948),
• Международный кодекс медицинской
этики (Лондон, 1949),
• Хельсинкско-Токийскую декларацию (1964,
1975),
• Сиднейскую декларацию (1969),
• декларацию, касающуюся отношения
врачей к пыткам (1975), и др.
22

23.

В РОССИИ
23

24.

• В документах Древней Руси:
• Так, в «Изборнике Святослава» (11 в.) имеется
указание, что монастыри должны давать приют
не только богатым, но и бедным больным.
• Свод юридических норм Киевской Руси «Русская
правда» (11—12 вв.) утвердил положение о
праве на медицинскую практику и установил
законность взимания врачами с заболевших
платы за лечение.
• В Морском уставе Петра I сформулированы
требования к врачу.
24

25.

• В 18 и 19 веках для пропаганды
гуманной направленности врачебной
деятельности сделали передовые
русские ученые-медики:
• С.Г. Зыбелин,
• И.Е. Дядьковский,
• С.П. Боткин
• Н.И. Пирогов
• и др.
25

26. Д.С. Самойлович

• был одним из первых русских врачей,
обративших особое внимание на значение
нравственных начал в деятельности врача.
• Он призывал врачей к бескорыстию,
искренности, вежливости и простоте.
• По его словам, врачи должны быть
милосердными, сочувствующими, должны
любить своего ближнего, как самого себя.
26

27. Мудров М.Я.

• Он был глубоко убежден, что медицинской
профессией должны овладевать люди по
призванию, а не из побуждений к наживе.
• Мудров писал: «Долгом своим почитаю
заметить, что есть и душевные лекарства,
которые врачуют тело. Сим искусством
печального утешишь, сердитого умягчишь,
робкого сделаешь смелым, скрытного –
откровенным, отчаянного –
благонадежным».
27

28. Н.И. Пирогов

• В 1837 году он писал: «Я считаю священной
обязанностью добросовестного
преподавателя немедленно обнародовать
свои ошибки и их последствия для
предостережения и назидания других, еще
менее опытных, от подобных
заблуждений».
28

29.

• Всеобщую известность получила
подвижническая деятельность
доктора Ф.П. Гааза, ставшего
главным врачом московских
тюрем.
• Его девизом было:
• «Спешите делать добро!».
29

30.

• в Петербурге было организовано
• ВРАЧЕБНОЕ ОБЩЕСТВО ВЗАИМНОЙ ПОМОЩИ,
• которое одной из своих задач провозгласило
создание русской деонтологии, учения о врачебной
этике.
• Значение врачебного долга по отношению к
больному ни в одной стране не достигало такого
уровня, как в русской земской медицине.
30

31.

• именно о русских земских врачах писал
• А.П. Чехов:
• «Профессия врача - это подвиг. Она требует
самоотверженности, чистоты души и чистоты
помыслов. Надо быть ясным умственно, чистым
нравственно и опрятным физически».
• Пример: доктор Дымов («Попрыгунья»), Астров
(«Дядя Ваня»).
• Тема земской медицины показана в рассказах
Чехова: «Жена», «В родном углу», «Дом с
мезонином».
31

32.

ПРОШУ ЗАПИСАТЬ
32

33.

4. Главный принцип в
отношении врача к больному
состоит в следующем:
относись к заболевшему так,
как хотелось бы, чтобы
относились в аналогичном
положении к тебе.
33

34.

• С 1845 года в России выпускники высших
медицинских учебных заведений давали
так называемое факультетское обещание,
которое включало такие положения как:
• - не омрачать чести врачебного сословия;
• - быть справедливым к сотоварищам;
• - прибегать к советам врачей;
• - хранить врачебную тайну.
34

35.

• Указ Президиума Верховного Совета СССР
от 26 марта 1971 г. утвердил
• «ПРИСЯГУ ВРАЧА СОВЕТСКОГО СОЮЗА».
• Присяга, которую не дают представители ни
одной другой мирной специальности,
подчеркивает уникальность деятельности
врача.
35

36.

• В настоящее время выпускники
медицинских институтов дают
• КЛЯТВУ ВРАЧА РОССИИ (Законодательство
РФ об охране здоровья граждан, 1993 г. ст.
60).
• В основе Клятвы врача России –
• текст Клятвы Гиппократа и факультетского
обещания российских врачей.
36

37. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ

37

38.

1. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ:
• ВРАЧА И ВРАЧА,
• ВРАЧА И ПАЦИЕНТА,
• ВРАЧА И МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ,
• ВРАЧА И РОДСТВЕННИКОВ
ПАЦИЕНТА
38

39.

2. ВРАЧЕБНАЯ ТАЙНА
39

40.

• Врачебная тайна – неразглашение сведений,
получаемых от больного и о больном (есть тайна двух,
но нет тайны у трех и всем известна тайна четырех).
• Надо беречь пациента от тех сведений, которые могут
нанести вред его психике и способности бороться с
болезнью.
• Несоблюдение медицинской тайны медиками влечет за
собой меры общественного воздействия.
• В особых случаях, повлекших за собой тяжелые
последствия, возможно привлечение виновного к
уголовной ответственности.
40

41.

Еще Гиппократ говорил:
• «В случае необходимости строго и
твердо отклоняй его требования
(больного), но в другом случае
окружи больного любовью и
разумным утешением, но главное:
оставь его в неведении того, что
ему предстоит, и особенно того,
что ему угрожает».
41

42.

• Положение о врачебной тайне в
настоящее время является статьей ФЗ
«Об основах охраны здоровья граждан
РФ».
• различают врачебную и медицинскую
тайну
•5. В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ?
42

43.

3. ЭВТАНАЗИЯ
43

44.

• Эвтаназия - умышленное ускорение
летального исхода безнадежно
больного из ложно понимаемых
гуманных соображений.
• Статья 45 законодательства запрещает
эвтаназию (удовлетворение просьбы
больного об ускорении смерти).
44

45.

• В мире (до 1988 г.) сделано 30 тысяч эвтаназий,
проведенных против закона. За 1 год только в
Голландии – 2300 эвтаназий.
• Активная эвтаназия – использование средств,
ускоряющих смерть.
• Пассивная эвтаназия – бездействие врача, отказ от
борьбы за жизнь.
• В США законодательно используют эвтаназию
(пассивную), если есть завещание пациента.
• В Германии – преследуется в уголовном порядке.
45

46.

4. ВРАЧЕБНЫЕ ОШИБКИ
46

47.

• Врачебные ошибки –
незлоумышленное заблуждение
врача в ходе его
профессиональной деятельности,
если при этом исключается
халатность и недобросовестность
врача
47

48.

5. ЯТРОГЕНИЯ
48

49.

• Ятрогения – заболевание,
вызываемое неблагоприятным
влиянием врача на психику своих
пациентов.
• Каждый больной страдает своей
болезнью плюс страхом за утрату
здоровья и жизни.
49

50. В.М. Бехтерев:

•«Если больному после
встречи с врачом не
стало легче – это не
врач».
50

51.

6. СЕСТРОГЕНИЯ
51

52. Сестрогения

• – дефекты деонтологии
медсестры (переоценка своей
личности, подмена врача).
52

53.

7. ЭГРОТОГЕНИЯ
53

54. Эгротогения

• – неблагоприятное словесное
воздействие на больного со
стороны другого больного или
больных.
54

55.

8. БИОЭТИКА
55

56.

• «Биоэтика» (этика живого),
термин предложен в 1971 году В.
Поттером
• — учение о нравственной стороне
деятельности человека в
медицине и биологии
56

57. Проблемы биоэтики:

• этическое обоснование абортов
• искусственное оплодотворение (с 1978 г.),
• пересадка органов (определение
момента смерти возможного донора)
• говорить ли правду умирающему
• право врача на принудительную
госпитализацию
57

58. Задание

1.
2.
3.
4.
Перечислить моральные качества врача
Как вы понимаете фразу Авиценны?
Как вы понимаете фразу Абу-ль-Фараджа?
Записать главный принцип врачебной
деятельности
5. В чем отличие врачебной от медицинской
тайны?
6. Сфотографировать и выложить в папку
58
English     Русский Правила