Похожие презентации:
История медицинской этики и деонтологии
1. ИСТОРИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ
12. ЭТИКА
наука о морали инравственности
.
2
3. МС(Б)М* должен обладать особыми моральными качествами:
МС(Б)М*ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ
ОСОБЫМИ
МОРАЛЬНЫМИ КАЧЕСТВАМИ:
1. Какими?
Младшая сестра милосердия
3
4. Особые моральные качества:
ОСОБЫЕ МОРАЛЬНЫЕКАЧЕСТВА:
сострадание
милосердие
бескорыстие
чуткость
самопожертвование
4
5. МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА
совокупность норммедицинского
работника
5
6. Медицинская этика изучает
МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКАИЗУЧАЕТ
взаимоотношения с
больными, обществом,
медицинскими работниками
вопросы поведения и морали
медицинских работников
6
7. ДЕОНТОЛОГИЯ
наука обеспечения наибольшего счастьянаибольшему числу людей
в Республике Беларусь – наука о
должном, рациональном, гуманном
поведении по отношению к больному.
7
8. Понятия «медицинская деонтология» и «медицинская этика» не тождественны.
ПОНЯТИЯ«МЕДИЦИНСКАЯ
ДЕОНТОЛОГИЯ» И
«МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА»
НЕ ТОЖДЕСТВЕННЫ.
8
9.
Если медицинская этика не несет в себеспецифики, обусловленной той или иной
врачебной специальностью (не
существует отдельно этики терапевта,
этики хирурга и т.д.),
то медицинская деонтология имеет черты
специализации, обусловленные ее
прикладным характером, взаимосвязью с
той или иной медицинской профессией
(различают деонтологию хирурга,
педиатра, онколога, рентгенолога,
венеролога)
9
10.
ИСТОРИЧЕСКИЕАСПЕКТЫ
10
11.
В ДРЕВНЕЙ ИНДИИрекомендовалось браться за
лечение
только
такого
человека, болезнь которого
излечима;
от неизлечимых больных
следовало отказываться,
как и от не выздоровевших в
течение года.
11
12.
Самый древний источник СВОД ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ18 в. до н.э.,
принятый в Вавилоне,
включал требования к врачу
12
13.
Содержали вопросыдеонтологии:
СВОД ЗАКОНОВ МАНУ (около
2 в. до н.э. — 1 в. н.э.)
АЮРВЕДА (Наука жизни; 9—
3 вв. до н.э.).
13
14. ВКЛАД ГИППОКРАТА
«Где любовь к людям, там илюбовь к своему искусству»
«Не вредить»
«Врач-философ подобен
богу»
«Гиппократова клятва»
14
15. Первое положение Клятвы :
ПЕРВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КЛЯТВЫ :«Считать научившего меня врачебному
искусству наравне с моими родителями,
делиться с ним своими достатками и в случае
надобности помогать ему в его нуждах;
- его потомство считать своими братьями,
- и его искусство, если они захотят его
изучать, преподавать им безвозмездно и без
всякого договора;
- наставления, устные уроки и все остальное в
учении сообщать своим сыновьям, сыновьям
своего учителя и ученикам, связанным
обстоятельством и клятвой по закону
15
медицинскому, но никому другому».
16.
Гиппократ впервые обратил вниманиена вопросы должного отношения
врача к родственникам больного,
к своим учителям,
взаимоотношений между врачами.
Деонтологические принципы,
сформулированные Гиппократом,
получили развитие в работах
АСКЛЕПИАДА, ЦЕЛЬСА, ГАЛЕНА
16
17. Ибн-Сина (Авиценна)
ИБН-СИНА (АВИЦЕННА)создатель «Канона врачебной науки»,
рассматривая различные стороны
врачебной деятельности, подчеркивал
неповторимость и индивидуальность
обращающихся за медпомощью:
«... Каждый отдельный человек обладает
особой натурой, присущей ему лично».
Ибн-Сине также приписывают изречение:
«Врач должен обладать глазом сокола,
руками девушки, мудростью змеи и
сердцем льва».
17
18. «Врач должен обладать глазом сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва».
«ВРАЧ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ ГЛАЗОМ СОКОЛА,РУКАМИ ДЕВУШКИ, МУДРОСТЬЮ ЗМЕИ И
СЕРДЦЕМ ЛЬВА».
2. КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ
ЭТУ ФРАЗУ?
18
19. АБУ-ЛЬ-ФАРАДЖ
врач и писатель, живший в 13 в.,сформулировал следующее
обращение к заболевшему:
«Нас трое — ты, болезнь и я;
если ты будешь с болезнью, вас
будет двое, я останусь один — вы
меня одолеете;
если ты будешь со мной, нас
будет двое, болезнь останется
одна — мы ее одолеем».
19
20.
3. КАК ВЫПОНИМАЕТЕ ЭТУ
ФРАЗУ?
20
21.
В настоящее время вомногих странах (Франции,
ФРГ, Италии, Швейцарии,
США и др.) существуют
национальные
деонтологические кодексы.
Ряд документов носит
международный характер.
21
22.
К ним следует отнестиЖеневскую декларацию (1948),
Международный кодекс
медицинской этики (Лондон, 1949),
Хельсинкско-Токийскую
декларацию (1964, 1975),
Сиднейскую декларацию (1969),
декларацию, касающуюся
отношения врачей к пыткам (1975), и
др.
22
23.
В документах Древней Руси:Так, в «Изборнике Святослава» (11 в.)
имеется указание, что монастыри должны
давать приют не только богатым, но и
бедным больным.
Свод юридических норм Киевской Руси
«Русская правда» (11—12 вв.) утвердил
положение о праве на медицинскую
практику и установил законность взимания
врачами с заболевших платы за лечение.
В Морском уставе Петра I
сформулированы требования к врачу.
23
24.
В 18 и 19 веках для пропагандыгуманной направленности
врачебной деятельности сделали
передовые русские ученыемедики:
С.Г. Зыбелин,
И.Е. Дядьковский,
С.П. Боткин
Н.И. Пирогов
и др.
24
25. Д.С. Самойлович
Д.С. САМОЙЛОВИЧбыл одним из первых русских врачей,
обративших особое внимание на
значение нравственных начал в
деятельности врача.
Он призывал врачей к бескорыстию,
искренности, вежливости и простоте.
По его словам, врачи должны быть
милосердными, сочувствующими,
должны любить своего ближнего, как
самого себя.
25
26. Мудров М.Я.
МУДРОВ М.Я.Он был глубоко убежден, что
медицинской профессией должны
овладевать люди по призванию, а не
из побуждений к наживе.
Мудров писал: «Долгом своим
почитаю заметить, что есть и
душевные лекарства, которые
врачуют тело. Сим искусством
печального утешишь, сердитого
умягчишь, робкого сделаешь
смелым, скрытного – откровенным,
26
отчаянного – благонадежным».
27. Н.И. Пирогов
Н.И. ПИРОГОВВ 1837 году он писал: «Я считаю
священной обязанностью
добросовестного преподавателя
немедленно обнародовать свои
ошибки и их последствия для
предостережения и назидания
других, еще менее опытных, от
подобных заблуждений».
27
28.
Всеобщую известностьполучила подвижническая
деятельность доктора
Ф.П. Гааза, ставшего
главным врачом московских
тюрем.
Его девизом было:
«Спешите делать добро!».
28
29.
в Петербурге было организованоВРАЧЕБНОЕ ОБЩЕСТВО ВЗАИМНОЙ
ПОМОЩИ,
которое одной из своих задач
провозгласило создание русской
деонтологии, учения о врачебной этике.
Значение врачебного долга по отношению
к больному ни в одной стране не достигало
такого уровня, как в русской земской
медицине.
29
30.
именно о русских земских врачах писалА.П. Чехов:
«Профессия врача - это подвиг. Она
требует самоотверженности, чистоты
души и чистоты помыслов. Надо быть
ясным умственно, чистым нравственно и
опрятным физически».
Пример: доктор Дымов («Попрыгунья»),
Астров («Дядя Ваня»).
Тема земской медицины показана в
рассказах Чехова: «Жена», «В родном углу»,
«Дом с мезонином».
30
31.
Главный принцип вотношении врача к
больному состоит в
следующем: относись к
заболевшему так, как
хотелось бы, чтобы
относились в аналогичном
положении к тебе.
31
32.
С 1845 года в России выпускникивысших медицинских учебных
заведений давали так называемое
факультетское обещание, которое
включало такие положения как:
- не омрачать чести врачебного
сословия;
- быть справедливым к сотоварищам;
- прибегать к советам врачей;
- хранить врачебную тайну.
32
33.
Указ Президиума ВерховногоСовета СССР от 26 марта 1971 г.
утвердил
«ПРИСЯГУ ВРАЧА СОВЕТСКОГО
СОЮЗА».
Присяга, которую не дают
представители ни одной другой
мирной специальности,
подчеркивает уникальность
деятельности врача.
33
34.
В настоящее время выпускникимедицинских институтов дают
клятву врача Республики Беларусь:
(в ред. Закона Республики
Беларусь от 10.07.2012 N 426-З)
34
35. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ
3536.
1. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ:ВРАЧА И ВРАЧА,
ВРАЧА И ПАЦИЕНТА,
ВРАЧА И МЕДИЦИНСКОЙ
СЕСТРЫ,
ВРАЧА И РОДСТВЕННИКОВ
ПАЦИЕНТА
36
37.
ВРАЧЕБНАЯ ТАЙНА37
38.
Врачебная тайна – неразглашение сведений,получаемых от больного и о больном (есть тайна
двух, но нет тайны у трех и всем известна тайна
четырех).
Надо беречь пациента от тех сведений, которые
могут нанести вред его психике и способности
бороться с болезнью.
Несоблюдение медицинской тайны медиками
влечет за собой меры общественного
воздействия.
В особых случаях, повлекших за собой тяжелые
последствия, возможно привлечение виновного
38к
уголовной ответственности.
39.
Еще Гиппократ говорил:«В случае необходимости
строго и твердо отклоняй его
требования (больного), но в
другом случае окружи
больного любовью и разумным
утешением, но главное: оставь
его в неведении того, что ему
предстоит, и особенно того, что
ему угрожает».
39
40.
ВРАЧЕБНЫЕОШИБКИ
40
41.
Врачебные ошибки –незлоумышленное
заблуждение врача в ходе
его профессиональной
деятельности, если при этом
исключается халатность и
недобросовестность врача
41
42.
ЯТРОГЕНИЯ42
43.
Ятрогения – заболевание,вызываемое
неблагоприятным влиянием
врача на психику своих
пациентов.
Каждый больной страдает
своей болезнью плюс
страхом за утрату здоровья и
жизни.
43
44. В.М. Бехтерев:
«Если больномупосле встречи с
врачом не стало
легче – это не
врач».
В.М. БЕХТЕРЕВ:
44
45.
СЕСТРОГЕНИЯ45
46. Сестрогения
– дефектыдеонтологии
медсестры
(переоценка своей
личности, подмена
врача).
СЕСТРОГЕНИЯ
46
47.
ЭГРОТОГЕНИЯ47
48. Эгротогения
– неблагоприятноесловесное
воздействие на
больного со стороны
другого больного или
больных.
ЭГРОТОГЕНИЯ
48
49.
БИОЭТИКА49
50.
«Биоэтика» (этика живого),термин предложен в 1971
году В. Поттером
— учение о нравственной
стороне деятельности
человека в медицине и
биологии
50
51. Проблемы биоэтики:
ПРОБЛЕМЫ БИОЭТИКИ:этическое обоснование абортов
искусственное оплодотворение (с
1978 г.),
пересадка органов (определение
момента смерти возможного донора)
говорить ли правду умирающему
право врача на принудительную
госпитализацию
51
52. Задание
ЗАДАНИЕ1. Перечислить моральные качества
МС(Б)М
2. Перечислите основные принципы
МС(Б)М
52