Похожие презентации:
Портрет аудитории
1.
ПОРТРЕТ АУДИТОРИИПрежде чем сформулировать форматы для видео, давайте составим портрет аудитории АиФ. Что этим
людям нравится? Чем они живут? Что готовы комментировать, а что проходят мимо? Глубокий анализ
поможет нам определить основные паттерны поведения аудитории и ещё до запуска сделать наиболее точные
прогнозы.
Для анализа мы изучили выборку постов за 2021
и 2022 годы (всего более 20 тысяч ссылок)
Важно!
Наша главная задача — не охватить все
группы людей, а выделить черты самой массовой. Так эффект от распространения контента будет сильнее. Если
мы будем целиться в правильную группу, то и остальные подтянутся. Контент никогда не работает точечно. Он
скорее работает по алгоритму больше-меньше. Например, нельзя привлечь на канал аудиторию только от 25-ти
до 35-ти лет. Всегда будут и 18-ти и 65-летние. Все дело в количестве людей — основную группу или группы будет
составлять, та аудитория, на которую мы нацелены.
2.
393 тыс.189 тыс.
513 тыс.
25 тыс.
Самая активная и вовлеченная аудитория АиФ, в настоящий момент, пользуется
«Одноклассниками».
Так как в основном в соцсетях издания публикуются короткие описания + ссылка, которая ведёт на сайт,
нужна сильная мотивация, чтобы оставить комментарий и поделиться. В «Одноклассниках» комментариями
подписчики делятся охотнее всего, чаще всего вступают в дискуссии. Поэтому ниже скриншоты из этой
соцсети будут использоваться чаще всего.
Следом ВК. Пожалуй, по уровню вовлеченности группа ВК смогла сравниться с «Одноклассниками» (за
период с
2021-го и первый квартал 2022-го) только на темах, посвящённых специальной военной операции.
Более слабое вовлечение можно наблюдать в группе на Яндекс.Дзен. Например, в данном видео при
просмотрах в 260 тысяч, всего 20 комментариев. В YouTube при таком количестве просмотров нормальное
количество комментариев от 600. С чем это связано — не совсем понятно. В целом замечаем, что на
Яндекс.Дзен аудитория более пассивная и проявляет меньше активности. Возможно, это связано с
особенностями использованиями платформы.
В телеграмм-канале в целом нет возможности комментирования, уровень вовлечения можем увидеть только
по просмотрам. Он средний — 35%. Но можно заметить некоторые закономерности.
3.
Итак, на основе исследования контента мы выделили следующие чертыаудитории АиФ:
1 Они придерживаются «традиционных» взглядов, выражают их прямо и жёстко, с
минимальной терпимостью;
Россия официально вышла из Совета Европы, министр
иностранных дел РФ Сергей Лавров вручил соответствующее
письмо генсеку организации
Директор хабаровской школы №76, скандально известной
после
«танца живота» педагога на линейке, написала заявление
об увольнении
После штурма белорусско-польской границы
мигрантами, при которой в ход пошли
слезоточивый газ и камни, часть беженцев ушла
обратно в лес. Но большинство остается у пункта
пропуска
4.
2 Не доверяют прогрессу, скептически к нему относятся. Любят всё как есть;Министр юстиции России Константин Чуйченко предложил создать
реестр, в котором будут вестись записи о рождении, смерти, браках и
разводах
По данным Минтруда, каждый десятый россиянин в
возрасте до 24 лет не учится, не работает и не ищет
работу. По данным аналитиков, 80% готовы бросить
работу, чтобы стать блогерами, в основном
молодежь
«На основании требования Генеральной
прокуратуры доступ к социальной сети Instagram на территории РФ будет ограничен»
Следователи считают: сообщники находили людей, которые не желали
вакцинироваться, но хотели получить сертификат и QR-код
5.
3 Подвержены ностальгии, скучают по СССР, поэтому часто можно встретить сравненияо том «как было хорошо». Также, в основном, тёплые чувства у аудитории вызывают
истории героев их юности;
«Вот 100 рублей, умрите». Жуткая история
афганских сирот, учившихся в СССР
Приставы пришли выселять 93-летнюю ветерана,
её дочь- инвалида и внука
Ее предавали, а она любила до смерти.
Боль и измены в жизни Аллы
Демидовой
6.
4 Они любят свою страну, культуру, фильмы. Тема ВОВ — священна. Патриотическиечувства обострились во время специальной военной операции. Активно обсуждают и
отменяют «предателей Родины»;
Гитлеровцы уже готовились к своему параду в
Москве, печатали приглашения. Но 7 ноября 1941
СССР провел свой. Как это было и почему
операторы сняли все, кроме речи Сталина
Психолог — о том, как нам внушают чувство
стыда за национальность, почему одни
поддаются, другие — нет, полезен ли стыд, и чем
опасно попадание в его ловушку
Иностранные
компании,
объявившие
о
приостановке
работы в России, могут
вернуться к лету. По мнению замдиректора
ИМЭМО Владимира Миловидова, речь идет о
тех компаниях, которых могут легко заменить
конкуренты
7.
5 Но при этом официальным властям и службам доверия нет (особенно по темекоронавируса);
Росздравнадзор передал
материалы на 37
«антиваксеров», выявленных в
восьми регионах РФ, в прокуратуру
и суд. За распространение
заведомо ложной информации им
могут грозить уголовные дела.
Больше всего активных
антипрививочников нашли в
Карелии
Деньги, потраченные на любые лекарства,
можно частично или полностью вернуть, но не все знают об этом
«По данным Росстата, бедных в стране стало меньше — 12%. Глядишь, с такими
успехами к
2030-му перевыполним план. Но как этого добьемся? Только в отчетах?»
8.
6 Они не сильно вовлекаются в криминал и скандалы современных звёзд (заисключением вопиющих случаев — Ефремов ДТП, депутат Рашкин и лось).
На вопрос, зачем он отрезал кусок тела
убитого и съел, мужчина заявил, что ему
было просто любопытно попробовать
человечины. ДТП с жуткими деталями в
Ленобласти переросло в настоящий фильм
ужасов
Некоторое время назад Моргенштерн
высказался о праздновании Дня Победы,
заявив, что на это тратят слишком много
денег. ВЦИОМ провёл опрос и выяснил, как
люди относятся к такому взгляду
Пять скандалов Ксении
Собчак
9.
7 Живут по принципу — своя рубашка ближе к телу. Важно всё, что близко к ним, к ихпотребностям, дому и безопасности (пенсии, выплаты, сезонные темы, еда, некоторые
советы по психологии, график выходных, волшебная таблетка);
10.
Интересное наблюдение, несмотря что дети — это тоже базовая ценность для взрослого семейногочеловека, но тем не менее родительские темы не заходят (разве что выплаты и случаи насилия в
школе). Например, без особого энтузиазма аудитория восприняла, тему 10 фраз, которые не стоит
говорить своей дочери, хотя в целом советы психологов собирают хорошо. Мы предполагаем, что
это от того, что читателю не хочется чувствовать себя плохим родителем, понимать, что он что-то не
сделал и увидеть в подборке фразы, которые он говорил/а. В соцсети приходят, чтобы получить
какую-то эмоцию, чаще всего хочется просто отвлечься.
В Махачкале подросток зарезал одноклассника, в Тульской области 10-летний
мальчик ударил сверстника ножом в живот, в Алтайском крае 14-летний школьник облил
знакомого бензином и поджог. И «сносит крышу» детям из вполне благополучных семей.
Что упустили взрослые, раз всё так происходит
11.
Если подытожить, то стиль потребления контента у активного ядрааудитории АиФ (а именно оно является самым показательным) можно
описать так:
— Смотрят новости в целом пассивно, в основном не вчитываются;
— В их подписках мало новостных пабликов;
—Они сконцентрированы на себе и своей жизни, поэтому себе на страницу шерить что-то
новостное они не станут;
12.
https://ok.ru/aifru/topic/153547662414755—Они подключаются к новостям только на
периоды громких событий, но не так глубоко,
как группа 18-30;
— Ищут площадку, чтобы высказываться,
показать своё
мнение, проявиться, вынести вердикт, либо
отгоревать вместе трагедию.
https://ok.ru/aifru/topic/153439264297891
Чтобы видеоформаты
были успешны они
должны мимикровать под
ленту существующей
аудитории
13.
ДЛЯ КОГО МЫ?В данном случае — это коротко сформулированная (в одно предложение) суть наших видео. Эту
фразу надо всегда держать в уме и проверять все темы роликов на соответствие ей.
Если говорить о конкретном возрасте, то выбирая темы, нам нужно ориентироваться на две
группы:
Мы про боли среднего и старшего поколения
45+
30+
ВАЖНО ПОНИМАТЬ
Это не значит, что нам нужно игнорировать
молодую аудиторию 18-30. Мы будем делать
ролики рассчитанные и на эту аудиторию,
речь скорее про концентрацию усилий, про
направление «главного удара». Потому что
«старшая» аудитория, объективно,
наиболее лояльна к АиФ и знает
издательский дом
еще с 90-х. Сломать существующую
аудиторию «через колено» не получится,
да это и не требуется.
Мы про то, что волнует нашу целевую аудиторию,
тех кто любит АиФ и с удовольствием читает сайт.
Мы не про геополитику, не про макроэкономику, не
про отвлеченные теоретические далекие от жизни людей
вещи. Нет. Мы исключительно про людей, их детей, про их
зарплату, их героев, их страхи, их Ностальжи, про их
прошлое и будущее. В центре - человек среднего,
старшего возраста и его реальная жизнь, его
интересы.Собственно этой сути и должны быть подчинены все форматы,которые мы будем пробовать.
14.
ЗАВИСИМОСТЬ ОТ НОВОСТЕЙОдин из важнейших показателей для стабильной работы — это планируемость и регулярность.
Эти принципы практически невозможно применить для информационных СМИ. Дело в том, что
хороших смотрибельных, читаемых новостей мало В итоге планомерная ежедневная работа в
новостной редакции становится рутиной и у издания появляются абсолютно неинтересные
проходные новости ежедневно. А трафик приходит лишь тогда, когда что-то происходит.
Я глубоко убежден, что мы не можем зависеть от новостей в производстве видео.
Ни одно успешное медиа не зависит от контента — любое успешное медиа всегда само
задает контент.
Не может быть ситуации у успешного медиа, когда в четверг надо выдавать новое видео, а
приличных новостей так и не появилось. Поэтому большая часть форматов и направлений,
которые мы предлагаем либо с новостями не связаны совсем, либо связаны опосредованно.
И это, как нам кажется, единственный правильный путь по которому сейчас стараются идти
все СМИ (от Медузы и Редакции до Ленты.ру)
Таким образом создавая контент-план (сетку вещания) мы будем опираться на
редакционные материалы, которые придуманы нами, спланированы нами для ЦА, по которым
есть достаточно информации и визуала, и которые мы точно понимаем, ничто нам сделать не
помешает. Такая подушка или фундамент.
И именно эта подушка позволит нам а) организовать регулярный и предсказуемый выход роликов и
б) выборочно подходить к отбору новостей и не «жить» только за счет них.
Дело в том, что живя только на новостях получается такой принцип Парето, когда 80% пользы
приносит 20% материалов (я утрирую конечно). Нам нужно сконструировать работу так, чтобы вот
этих проходных новостей (а это реально, работа в мусорку, тратим ресурсы, деньги, людей - и все
бессмысленно, и беспощадно) было как можно меньше. Совсем избавиться не выйдет - новости это
фабрика, но минимизировать возможно.
15.
ПУБЛИЦИСТИКАВсе СМИ и агрегаторы в настоящий момент производят, как мы из называем, «фактажные
ролики». Их основные признаки - это опора исключительно на факты, цитаты, ссылки при
построении истории, а также полное отсутствие личного мнения, оценок, прогнозов, выводов и т.п.
Я считаю, что нам нужно, как минимум, попробовать направление роликов с ярко
выраженным личным подходом.
Главный плюс мы будем СИЛЬНО
на фоне других
выделяться
изданий.
Тут есть свои опасности, конечно. Классическая журналистика была придумана и отточена
веками не просто так). Для того, чтобы давать личное мнение, над которым не будут смеяться в
голос, нужно иметь определенный опыт и экспертность в теме. Или хотя бы обладать серьезными
навыками рисерча информации и ее анализа. Вряд ли это потянут наши пишущие редакторы. Тем
не менее, я все равно считаю, что надо попробовать поэкспериментировать и сделать несколько
образцов совместными усилиями и если получится хорошо и такие ролики буду собирать искать
голову в редакции, которая будет делать такие вещи по важным темам специально.
Принцип личного подхода, оценок,
анализа отлично использует Анатолий
Шарий. Я бы ориентировался на его
манеру
и подачу, но мы будем делать это без и
лица
попробуем применить его
подход в классических роликах
с титрами.
16.
ПОДХОД К ОТБОРУ НОВОСТЕЙСамое важное в росте аудитории в соцсетях это
конечно же темы Успех нашей компании в соцсетях в верных принципах отбора тем,
а также формировании слотов под новости
Вначале сами принципы, которые были успешно опробованы нами на множестве проектов и
доказали свою состоятельность.
1. Максимально широкая аудитория
В идеале тема должна касаться всех. Либо очень большой части аудитории. Мы четко должны
понимать, что это будет смотреть большинство и почему они будут смотреть.
2. Ближе к людям
Тема должна быть построена на историях про людей. Никаких отвлеченных понятий или
сложных «бумажных» разборок, а также теоретических изысканий в каких-нибудь далеких от жизни
дисциплинах. Никаких «развлекательных» и «просвещающих» видео. У темы должно быть крепкое,
четкое, понятное ядро вокруг которого все крутится.
3. Проецирование на себя.
Историю или события наша широкая группа должна проецировать на себя. В идеале, то, о чем
мы рассказываем в теории может произойти с каждым. Человек должен отождествлять себя с
темой и понимать, что он смотрит это потому что это близко к его жизни и может случиться с ним.
17.
4. Базовые ценностиТема должна строится на базовых человеческих ценностях. Жизнь, смерть, страх, семья,
деньги, нацвопрос, социальное неравенство, ненависть, возмущение, шок, беспредел ментов,
чиновников и др. Лучше всего если в теме присутствуют несколько базовых ценностей и они
переплетены.
5. Держаться в стороне от мейнстрима
Тема не должна быть попыткой заскочить в последний вагон уходящей электрички. Все
громкие темы, которые будут делать все кому не лень надо отрабатывать максимально
оперативно в коротком формате. Или иметь на руках такие козыри в виде материала, что
побьют другие ролики за счет эксклюзивной информации, которая содержится внутри.
6. Жгучий интерес
Тема не должна быть скучной. Она должна вызывать жгучий интерес у большинства кто о ней
услышит. Должно хотеться уже на этапе заявки узнать, что было дальше.
Что касается слотов, в идеале, использовать следующий подход:
Контент-план надо составлять исходя из предпосылки, что новостей или не будет вовсе или
будут в совсем малом количестве (я имею ввиду, достойных новостей). При этом у нас каждый
день будут слоты с «вечнозелеными» историями, которые или не привязаны к повестке или
привязаны слабо и не играет большой роли когда их выпускать (днем раньше или неделей позже).
В случае если мы видим, что появилась хорошая новость мы можем оперативно заменить такую
историю на «горячую» новостную. При этом наша «консерва» пойдет в запас и может быть выдана
в другой день увеличивая количество материалов, либо остаться в запасе на случай технических
или редакционных сложностей с выдачей роликов.
Таким образом образом в контент-плане будет несколько слоев:
18.
- основа «вечнозеленые истории» и собственные- форматы; долгоиграющие новостные темы
- планируемые заранее;
горячие новостные темы, которые заменяют/отодвигают при необходимости любую
историю;
По форматам я бы выделил 3 больших
блока:
БЛОК 1
КОРОТКИЕ РОЛИКИ ДО 1
МИНУТЫ
БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ \ NO COMMENTS
Формат без комментариев представляет собой видео на интершумах и лайфах, а также
синхронах. Главное достоинство такого формата возможность погрузиться в событие, как будто
бы побывать на месте самому.
История из первых уст создает ощущение «нахождения внутри» и документальности,
достоверности.
АиФ пытался делать видео подобного плана и они неплохо собирали.
Например, «Сегодня на обед щи полевые, консервы мясные с рисовой кашей, чай и
дополнительное питание»
19.
Плюсы формата:- пишется райтером быстро, не требует больших
- ресурсов; прост в монтаже;
- вызывает максимальное доверие;
- может показывать высокое
вовлечение;
Минусы формата:
- далеко не каждая тема годится;
- требует хороших исходников в достаточном количестве;
- требует определенный опыт от райтера по сборке логики
повествования;
Вот хороший пример no comments про подготовку к параду победы в
Москве
20.
Основные элементы, которые потребуются:Заставка + джингл + аутро
Пример пэкшота
Блок с локацией, датой
Анимация в процессе
21.
SHORTS ДЛЯ YOUTUBEВ YouTube мы начнем с создания канала для роликов Shorts – это
совсем короткие ролики длиной от 15 секунд до минуты. Это наиболее
перспективное направление для получения большого трафика так как
шортс формат, который YouTube рассматривает как конкурента TikTok,
также это относительно свежий для площадки формат, а это значит, что
такие ролики сейчас получают наибольшие охваты и активно
рекомендуются системой зрителям. Также это менее ресурсное
производство в нашем случае, так как отдел видео, будет в принципе,
заточен под короткие, а не длинные форматы.
Секрет успеха короткого ролика — это быстрая польза, либо
эмоция.
—Условная быстрая польза в нашем случае — это редакторское видео
(то есть, видео, где есть говорящая голова). Вот пример отличный
быстрой пользы: https:// youtube.com/shorts/laI9pPzftwk?feature=share;
—А как быть с эмоциями? Рассмотрим на примере ностальгии. Ностальгия
может выглядеть так:
https://youtube.com/shorts/wuLzLxV5lGc?feature=share. Такое очень
заходит в англоязычном TikTok, Instagram и Shorts. Также такой быстрой
эмоцией могут быть короткие старые и новые видеоцитаты с титрами.
Цитаты могут быть из реальных видео, интервью, либо из фильмов.
Цитаты любимых героев.
22.
Вторым шагом, я бы создал еще один канал исключительно под длинные видео. Правда,такая история уже
потребует лица и собственные съемки, прежде всего потому что сама платформа YouTube
подразумевает личность как главный двигатель канала
Темы для Shorts будут ровно такими же как темы для основных российских соцсетей
ОК, ВК, Ядзен.
Технически они будут сделаны по другому, немного другое оформление, вертикальный
формат, подача.
23.
РОЛИКИ С ТИТРАМИЭто классический, опробованный годами формат, максимально дешевый
в производстве и до сих пор актуальный и эффективный. Ролики с титрами на первых порах станут основным
двигателем видео АиФ в соцсетях. За май мы изготовим шаблоны титров и анимации, интро и аутро, пекшоты,
различные элементы инфографики (цитаты, гео, логотип и т.п.). Тут важно понимать, что оформление, заставки,
сами титры, по сути, абсолютно не важны. Главное, что от требуется от оформления оно должно быть удобным,
комфортным для глаз (особенно на мобильных устройствах), а также не раздражать и не мешать восприятию
смыслов сообщения.
А вот самое важное, это отбор историй и подача. То, о чем мы писали в
разделе про публицистику.
Также в таких роликах мы постепенно начнем использовать все
элементы «больших видео», а именно интершумы, лайфы, интервью. Активно будем использовать
инфографику или приемы наподобие параллакса или создание «живых» фотогафий.
24.
ТЕЛЕГРАММ-РАЗБОРЫ (ИНФОГРАФИКА)Начнем с того, что телеграмм, в принципе, это вообще не
видеоплатформа. Телеграмм, конечно, про текст. Самым видным представителем
видеонаправления в телеграмме был и остается Георгий Лобушкин.
Тем не менее, даже он уже почти не записывает выпуски с тем
же энтузиазмом, как он делал это начиная канал. Все просто, при неравных усилиях (видео
записывать значительно сложнее) тексты приносят больше пользы и трафика.
Отсюда я думаю, что мы будем пробовать телеграмм не как
площадку для отдельных самостоятельных видео, а как сопровождающий, иллюстрирующий
материал для текстов.
Это могут быть короткие лайфы, интершумы без комментариев.
Какая-то инфографика, которая углубляет, поясняет тему. Важные цитаты из интервью или съемки
с камер наблюдения. Вообщем все, то, что в тексте передать или нельзя или это будет блекло.
Логика простая, человек будет кликать на видео в
телеграмме, если он изначально уже будет замотивирован текстом новости, а в самом тексте
надо будет обязательно пояснять, что содержится внутри видео.
Еще важные технические детали, мы проведем серию тестов и
попробуем ужать видеофайлы до максимально низкого размера (при сохранении приемлемого
качества). Чем легче будет видео (в идеале несколько мегабайт), тем шире будет аудитория,
которой все-таки надо скачать файл прежде, чем его запустить.
И еще очень важно попробовать внедрить цитирование других
телеграмм каналов (как это делает Лобушкин), что позволит привлекать трафик так как велика
вероятность на кросс-цитаты.
Тут важно четко отбирать новости с других каналов и давать им оценку. И делать это умно, а не
механически. Это может дать хороший приток трафика на наш канал.
25.
БЛОК 2СРЕДНИЕ РОЛИКИ 5-10-15 МИНУТ
ПРО СССР
Это направление выбрано с прицелом на ядро и на
целевую аудиторию «АиФ». В числе зрителей большое
количество людей старшего поколения - они застали
СССР детьми или взрослыми людьми. Это часть их
жизни. Используя советские темы мы будем играть на
чувстве ностальгии и на чувстве гордости за великую
страну, которую «просрали». Большая часть зрителей
АиФ относится к СССР с симпатией, это надо учитывать.
Нельзя топтать империю, но допускать провакативность
можно и нужно, чтобы вовлечь как можно большее число
зрителей в дискуссию.
Какие темы мы можем использовать? Главное
- это не должны быть сложные темы. Геополитика,
макроэкономика,
сложные клубки противоречий
внутри элит, причины развала
сверхдержавы на уровне цен на нефть и сверхсложных математических моделей, углубленное
понимание всех пластов внешних и внутренних воздействий - все это не про наши темы) Это то, что
делать категорически нельзя.
Наша история максимально простые вещи, понятные и доступные простым людям. И тем
просто бездна. Советский балет, сакральная победа в Великой Отечественной войне и
непризнание наших заслуг Западом. Да миллион направлений, в каждом из которых можно найти
ту самую тему конкретную. Вообщем такая дихотомия - лопухом жопу вытираем, а ракеты
запускаем и Третьяк ни одной не пропускает. Вот на этих качелях и качать.
26.
«ДИВАННАЯ» ИСТОРИЯЕще одно большое направление - это
русская история глазами «диванных войск». Это также один из пунктиков старшего и среднего
поколения. Мы берем спорные и самые попсовые и интересные исторические вопросы, проблемы
по которым сломаны тысячи копий. Показываем и рассказываем все версии, добавляем
множество оценок и размышлений от себя.
- Татаро-монгольское иго: мы все немного
татары?
- 22 июня 1941: почему проспали?
- Ленин был немецким шпионом?
Следует учитывать и портрет нашей аудитории. Как правило образование у этих людей
среднее и даже посредственное. Так что множества исторических фактов они не знают, но узнать
хотят. Они хотят выглядеть умнее в собственных глазах. Если это не напрягает их. Если это
подано в развлекательной форме. Вариантов для тем в этом направлении как и в случае с СССР
огромное количество:
Отдельная ветвь, которую я считаю мегаперспективной и которую тоже надо сослагательная
история
пробовать:
- Что было бы если бы русские стали первыми на Луне?
- Что было бы если бы революции не было?
- Что было бы если бы Советский Союз не распался?
27.
- Что было бы если бы Сталин былжив?
Такие фантастические ролики надо делать максимально подробно и используя абсолютно
реалистичные подходы к прогнозированию. (историк-консультант?).
Людям безумно нравится мечтать. Людям безумно хочется знать, что было бы измени они
решение в своей жизни в точке бифуркации, по какому пути повела бы их судьба? Не менее
интересна судьба страны в которой они прожили всю свою жизнь. Ведь изменения могли напрямую
повлиять на них самих и жизнь их детей.
ЭВОЛЮЦИЯ КОРОТКИХ ФОРМАТОВ
Также в блок средних роликов, вполне ложатся все типы роликов из первого блока. Просто я считаю,
что на блоке 1 мы научимся делать ролики и отстроим все процессы, а затем будем постепенно
удлинять хронометраж и уйдем из формата до 1 минуты (на некоторых типах роликов) в формат 510-15 минут и они, по сути, переместятся со временем в блок 2.
28.
БЛОК 3ДЛИННЫЕ РОЛИКИ 30+ МИНУТ
STORY
Этот формат очень подходит любому изданию с «бумажной» историей так как именно газетные
журналисты ,
как никто, умеют рассказывать эмоциональные истории. У него есть две отличительные особенности:
а) это фактически формат баек, которые слушают дома по вечерам завернувшись в плед)
Ламповость и атмосфера очень важна. Зрителям должно быть по самоощущению кайфово,
смотреть и слушать.
б) хорошую часть(как минимум половину истории) занимает не только фактаж, а размышления,
предположения, параллельные истории из опыта, сравнения, цепочки умозаключений и выводы,
а также оценки. Много оценок.
Что за истории мы будем рассказывать? Главное условие - они должны быть
развлекательными, мегаинтересными среднему и старшему возрасту, быть эмоциональными,
касаться реальной жизни обычных людей, иметь так называемый «перенос на себя», они должны
трогать, задевать, вовлекать, вполне могут быть загадочными. По истории должно быть много
деталей, видео и фото. Конфликт внутри истории или события должны быть вариативными и
дискуссионными, давать повод для размышлений.
Чтобы было яснее я ниже расписал по фактуре примерную канву такой истории. В качестве
примера я взял так называемый true crime (детективы) - поклонников данного стиля большое
количество в интернете. И такие истории прекрасно ложатся на портрет нашей аудитории. Наши
люди любят «Битву экстрасенсов», Рен-ТВ и другие
29.
подобные шоу))) Но наравне с детективными историями мы можем делать истории про жизнь, пролюбовь, позитивные истории с happy end, это также нужно пробовать. Итак для примера я взял
тему из Екатеринбурга 4
-летней давности.
Загадочное убийство на горе Уктус
Две молодые красивые девушки убиты поздно
вечером на горе Уктус в Екатеринбурге. Ни мотива, ни
свидетелей. Весь город гадает, что могло произойти.
30.
Само убийство ужасает своей жестокостью. Обе девушкибыли застрелены выстрелами в голову из какого-то необычного
оружия. Гильз нет, калибр мелкий. Тела утащили в лес и их
нашел грибник. Причем одна из девушек была жива и прожила
еще пять дней в больнице, но скончалась так и не придя в
сознание.
Сам момент убийства попал на камеры, которые были
установлены на одной из горнолыжных вышек. К девушкам
подошел мужчина в темной одежде, с налобным фонариком. По
одной из версий, таинственный человек специально надел этот
фонарь, чтобы на камерах наблюдения фуникулеров его лицо
превратилось в яркое пятно. Немного поговорив сделал несколько
выстрелов в них.
Последним кто видел девушек живыми буквально за полчаса
до их смерти был доставщик пиццы. Они заказали ее, чтобы
устроит пикник и посмотреть на закат на склоне горы. Он первым
попал под подозрение, но у парня было алиби. В то время когда
убивали девушек - 22.00 - он был уже на другом заказе.
Журналисты его нашли (есть интервью)
31.
Еще больше слухов появилось после того как детали расследования начли просачиваться вгороде. Якобы на голове у убийцы был тепловизор или прибор ночного видения. Оружие было
самодельным. Следователи опросили более 1000 человек. Взяли ДНК у жителей близлежащих
домов. Прочесывание леса ничего не дало. Пригласили следователей из Москвы и подключилось
сразу несколько ведомств, в том числе ФСБ. Результатов не было. Ни одного следа, ни одной
зацепки. Это не было ограбление. Ценные вещи не взяли. Их не насиловали.
Следователи отрабатывали несколько версий, но в итоге пришли к одной. Это было ситуативное
убийство.
Якобы преступник не готовился к преступлению, а расстрелял девушек спонтанно. Прошло почти
полтора года, а к разгадке не приблизились ни на шаг.
Отчаявшиеся родители чего только не делали. Например, на горе на месте убийства видели
людей с факелами.
Позднее выяснилось, что это были экстрасенсы, которых пригласили родные. Бесполезно. В качестве
последней меры родители отправились на прием к главе СК Александру Бастрыкину. Полиция
объявила награду - 1 млн. рублей за информацию об убийце.
Подозреваемого задержали через месяц после
разговора с Бастрыкиным. Взяли прямо в подъезде
когда он утром вышел на работу. Жена, трёхлетний сын,
инженер на заводе Калинина.
32.
У чувака дома хранилось множество оружия.Единственной зацепкой был калибр. Собственно так
и нашли. Это была пневматическая винтовка
калибра 6,5. Оказывается на оружейном форуме
(Ганза скорее всего) был человек, который за три
дня до убийства интересовался
усовершенствованием механизма настройки ствола.
А полуавтоматическая пневматика, к тому же такого
калибра, довольно специфический сегмент.
Оперативникам показалось странным, что
пользователь, обсуждавший разыскиваемое ими
оружие, пропал из ветки после убийства. Они
предположили, что форумчанин может быть связан с
происшествием, установили его IP-адрес и выяснили
телефон. С этого же телефона была заказана
винтовка.
И тут город забурлил. Казалось бы, надо похвалить силовиков, которые все-таки смогли
раскрыть это преступление, получившее широкий общественный резонанс. Но нет. С каждым днем о
задержанном появляется больше и больше информации и одновременно больше и больше
возникает вопросов к нему самому и к следствию.
За 319 дней до визита родственников погибших к Бастрыкину следствие не нашло
подозреваемого, а после поручения главы СКР им удалось это сделать за 47 дней.
33.
А особенно возбудило людей видео допросаубийцы. Голос за кадром задает вопрос: «По существу
можете пояснить, как вы там оказались в этот день, как
вы с ними познакомились, с какой целью подошли?»
Мужчина приглушенным голосом, делая паузы между
словами, отвечает без эмоций, односложно и
однозначно:
«С целью убить». Дальше на уточняющие вопросы так же
односложно и однозначно он сообщает, что подошел и
начал сразу стрелять. Голос за кадром снова
спрашивает: «Что они в это время делали?» Ответ
мужчины в кадре: «Ели пиццу». Александров также
признается, что ранее уже был в этом месте, у девушек
ничего не спрашивал, и они у него тоже ничем не
интересовались. Чисто спонтанное двойное убийство.
Это видео сразу же вызвало вопросы по поводу психофизического состояния подозреваемого.
Он вообще нормальный? Убил двух человек, год жил с этим и сейчас рассказывает об этом, словно
речь идет о выпитом стакане воды. При этом слегка приторможенные реакции вызывают
субъективное ощущение, что человек распредмечен и говорит ровно то, чего от него ждут. Ни
больше, ни меньше.
Вот такие истории будут прекрасно работать на широкую публику - особенно если помимо фактора,
там будет еще и мнение рассказчика его рассуждения. Детектив это лишь пример истории со
множеством деталей и выводов.
Можно брать не только криминальные тематики.
ИНТЕРВЬЮ
Очень перспективное направление, которое абсолютно точно нужно делать. Интервью, по
сравнению с другими форматами, требует минимум ресурсов и при этом может собирать
огромное количество трафика и привлекать хорошую, думающую аудиторию.
34.
Причем формат интервью можно строить как наличности гостя и делать «сборную солянку» из вопросов, так и брать за основу какую-то
историю и делать «по сути» сюжетное интервью.
Формат классический поэтому мудрить здесь не
требуется, рецептов успеха два: гость и интервьюер.
Формат достаточно сложный смыслово, прежде всего
необходимо будет найти лицо, которое будет убедительным и сможет поддерживать
интересный разговор.
Еще одна проблема это подбор гостей. Дело в том,
что практически всех спикеров интересных уже разобрали (и не по разу), так как каналовинтервью миллион)
Возможно, нам следует искать ноу нейм героев интересных, так, как это делает ТОК или БАЗА.
Кого нам искать в качестве личности? Харизматичного, умного, интересного собеседника.
В идеале найти человека внутри АиФ либо того, кто в партнерских отношениях с издательским домом
уже давно. В любом случае, пробовать запускать интервью мы будем уже на позднем этапе работы,
так что время на поиски есть.
35.
В целом же по лицам, я считаю, нам нужно будет найти двух человек для сменяемости, плюс длявозможно разных форматов + для ведения моноэфиров (ниже).
МОНОЭФИРЫ
Одной из самых перспективных историй в новостной журналистике я считаю моноэфиры.
Прежде всего потому что сейчас на этом поле полностью отсутствует конкуренция.
Главным условием для проведения моноэфира является супергорячая новость, которую
хотят смотреть и видеть абсолютно все и прямо сейчас.
ЛЮБОПЫТСТВО И ЛЕНЬ
Любая успешная тема строится на базовых интересах человека. Это приниципы, которые
касаются всех. Жизнь и смерть, дети, страх, деньги, национальный вопрос и т.п. Есть среди этих
принципов два, которые будут основополагающими:
ЛЮБОПЫТСТВО
ЛЕНЬ
Человек от природы любопытен. Это свойство есть у всех начиная с маленьких детей и
заканчивая стариками.
Особенно ярко это чувство проявляется, когда происходит что-то из ряда вон выходящее.
Например срочная новость, которая касается всей страны. В этот момент человек бросает все
свои дела и лихорадочно начинает
36.
искать информацию. Сейчас источников, которые бы быстро давали цельную картинупроисходящего нет. Информация обрывочна, не связана, хаотична и противоречива (это
абсолютно нормально для breaking news, но в таких случаях требуется толкование,
интерпретация - чему стоит верить, а чему нет).
Подчеркну, сейчас потребность в информации удовлетворяется крайне некачественно
(медленно) и хаотично.
Поэтому человек начинает метаться от одного СМИ к другому, жмет на ссылку за
ссылкой, собирая информацию по крупицам и интерпретируя её на основании своего
мышления и жизненного опыта. Так же как люди от природы любопытны, они еще и точно
так же ленивы.
В примере выше любопытство пересиливает лень и человек, может потратить часы на
поиски нужной ему информации, но представьте если бы он мог этого не делать…
Тот, кто удовлетворит любопытство максимально быстро
и сделает, так, чтобы человеку вообще не пришлось ничего искать самостоятельно - победит в
гонке за зрителя и читателя
37.
NEXTA LIVEДавайте посмотрим на телеграмм-канал NEXTA Live. Всего
за 20 дней, в течение августа 2020, он вырос с 300 000
подписчиков до 2 (!) млн и стал крупнейшим русскоязычным
телеграмм-каналом в мире. Он соблюдал два принципа
приведенных выше. Давал информацию максимально оперативно
и максимально полно. Сообщения шли потоком друг за другом.
Для читателя\зрителя был абсолютно ясен мотив на подписку. Он
получал информацию быстро, полностью и в одном месте.
Сейчас у канала идет отток подписчиков, люди
покидают канал, потому что тема перестала им быть
интересна, тема ушла.
https://news.21.by/other-news/
2020/08/29/2110802.html
С начала августа число
подписчиков Nexta Live выросло
почти в семь раз, с 317,4 тыс. до
2,165 млн, теперь это первый по
их количеству русскоязычный
канал в Telegram. Примерно
треть аудитории, отмечает
Путило, составляют
подписчики за пределами
Беларуси — из России, с Украины,
из Казахстана и т.д.
А теперь представьте, если бы это было
медиа, которое не концентрировалось бы на
одной единственной теме, а освещало бы все
чрезвычайные события и хот-темы, делало это
осмысленно, а не потоком разношерстных
сообщений, использовало видео и стримы, в
дополнение к тексту, присутствовало бы на всех
популярных платформах и было бы максимально
субъективным и адаптированным по подаче к
разговорным соцсетям?
Какая аудитория могла бы быть у такого
СМИ?
38.
МЕХАНИКА РАСПРОСТРАНЕНИЯГлавное почему моноэфиры будут работать - вирусный механизм распространения. В первые
минуты и часы после breaking информация относящаяся к событию всегда распространяется
вирусно. Не нужен никакой механизм продвижения, люди сами будут распространять материал с
помощью репостов и просто бросая в мессенджеры друг другу. Далее включаются органические
механизмы на самих платформах, которые действуют следующим образом. Видя активность и
вовлеченность в какой-то мессэдж, соцсети начинают демонстрировать его большому количеству
аудитории.
Самое важное в этот момент, чтобы продукт имел абсолютно ясную мотивацию на подписку.
Человеку должно быть понятно зачем ему стоить подписаться, ради чего, какую пользу он получит от
этого. В нашем случае очень четкий мотив существует и подписка будет. Приведу пример, так, когда
в апреле 2017 года мы выводили просто сырые камеры (без комментирования) со станций метро при
теракте в Санкт-Петербурге на почти нулевой канал (порядка 500 подписчиков) рост аудитории был
порядка 15-20 тысяч человек в час, а прямой эфир много часов держался в топе YouTube - на первой
позиции.
Далее включается механизм цитирования. Большинство СМИ лениво точно также как и люди
и если есть источник, откуда идет наиболее полная информация, то на него они и ссылаются таким образом большой поток аудитории будет идти по ссылкам всех средств массовой
информации.
В моменты брейкинга, который может длится от нескольких часов до нескольких дней
аудитория будет очень быстро, кратно прирастать.
В зависимости от важности темы стриминговое вещание может идти круглосуточно столько
дней сколько потребуется - пока тема в тренде. (протесты в Белоруссии, например, или
спецоперация на Украине)
Для создания моноэфиров на базе АиФ потребуются тренировки, нам нужно будет организовать
2-3 пробных эфира на старых темах.
39.
- Нужна будет группа рисерча (возможно из пишущих-
редакторов)
Нужен будет продюсер для связи со стрингерами на
местах
Нужны будут два автора-комментатора (два лица АиФ)
Хронометраж моноэфира от нескольких часов до нескольких дней (в зависимости от серьезности
темы) Технически он организуется через стриминг и рестрим + режиссерский пульт на основе
OBS студио или любой другой аналогичной программы.
- Группа рисерча и продюсер «подносит патроны»
- Авторы-комментаторы описывают происходящее, смотрят видео, обсуждают чат и делают
собственные умозаключения.
В идеале, найти авторов с радийным прошлым (если это не лица АиФ)