122.85K
Категория: РелигияРелигия

341. Псалом 17 (комментарии). Псалмы

1.

341. Псалом 17 /комментарии/ (29.03.2005 12:10)
Стих 1,составляющий надписание сего псалма(обыкновенно он опускается при чтении Псалтири,как и
другие надписания псалмов),изложен в таких выражениях: В конец,отроку Господню Давиду,яже
глагола Господеви словеса песни сия,в день воньже избави его Господь от руки всех враг его и из руки
Саули: и рече... В Синод.пер.это надписание читается:"Начальнику хора,раба Господня Давида,
который произнес Иегове слова сего песнопения в тот день,когда Господь избавил его от руки всех
врагов его и от руки Саула,и он сказал..." Или,проще и короче выразиться:
в день избавления(Сл.Пс.на р.яз.).
Псалом сей преисполнен возвышенных чувств благодарности к Господу Богу,и в ряду прочих псалмов
отличается наиболее поэтическими изображениями гнева Божия,а также помощи,которую оказывает
Он возлюбленным Его. Но мы должны понимать,что под возвышенными и высокопоэтическими видимыми образами - пророк изображает невидимое и непостижимое,и они не должны быть
понимаемы буквально. "Все это,- отмечает блж.Феодорит,- пророк сказал не потому,что так
совершенно и было,но потому,что так умопредставляется верою"(6,с.74).
В ст.36 Славянской Псалтири дважды упоминается слово"наказание",которое и"научит и исправит мя".
Это весьма характерное свидетельство понимания цены спасения человека через наказание его,ибо в
редчайших случаях(да те почти невозможно назвать)щедрые благодеяния Господни приходят без
сугубого научения и наказания Господом того,кому Он благоволит; поскольку от противного как
правило познаётся истинная благодать.
В Синод.пер.с еврейской Библии такового акцента на пользу наказания вообще нет,как нет его и в Сл.
Пс.на р.яз.,что ни в коей мере не умаляет значимость и существо славянской редакции Псалтири, ибо
наказание Божие(или реальная угроза применения его)есть непременное условие высокого воздаяния
Господня(вспомни пример Иова,или апостола Павла,также свидетельство пророка Ионы и др.).
Жив Господь,и благословен мой Бог(47).
По мнению св. отцов(св.Афанасий,блж.Феодорит),Сам Спаситель обличает этими словами неверующих
иудеев(как и всякого ныне неверующего человека),которые имеют обычай распятого Иисуса Христа
называть(или представлять)мертвым,тогда как ясно,что Бог не умирает и не может умереть никогда
промышлением о Себе и о человеке - претворением и преображением вечным,неистощимым,в Троице
Святой,живоначальной и присносущной.
Бог всегда реален и жив,как жив и реален каждый человек в настоящей жизни его. Как действителен и
непреложен мир настоящего Бытия Его,так непреложен и действителен Бог-Творец,Господь-Деятель в
мире,составляя его и заключаясь в нём,составляя и заключая в Себе каждого человека.
Величественно спасая царя и оказывая милости Своему помазаннику(греч.:"христу")Давиду,Господь
творит вместе милости и потомству его,роду христианскому,чрез Великого Потомка его,Царя Христа.
Благословен Бог(Пс.67,22).
Один из самых откровенных,пронзительно-правдивых,поэтически-вдохновенных,глубоко
пророческих,то есть исполненных действительного - живого,а не умозрительного совершения,псалмов Давидовых.
English     Русский Правила