Похожие презентации:
377. Псалом 42 (комментарии). Псалмы
1.
377. Псалом 42 /комментарии/ (24.04.2005 12:11)По общему мнению отцов Церкви и ученых-толковников,псалом 41-й и 42-й составляли первоначально
один псалом,последняя треть которого выделилась со временем в отдельный псалом(42-й). То же
самое можно сказать и в отношении немалого числа других псалмов - так же,как,в некоторых случаях
одни из них,составляющие ныне единое целое,были некогда отдельными песнями,либо частью входили
в состав других псалмов. Эти естественные во времени перемены нужно иметь в виду при
исследовании гносеологии Книги Псалмов и настоящего ее нового,несколько измененного по форме и
содержанию состояния.
В связи с данным наблюдением можно отметить также,что в древности(во времена Давида и несколько
позднее),т.е.первоначально,псалом имел в целом более развернутую и обширную картину
живописания, одной из характерных особенностей которого было противопоставление(или антитеза по-книжному выражаясь)двух состояний - положительного,или утвердительного,и отрицательного,или
противонаправленного,- действия силы Божией на человека. В дальнейшем эта отличительная черта в
псалмах стерлась,и растворилась постепенно в полноте,обстоятельности и многообразии образов
выражения чувств и душевных состояний псалмопевца последовательно в каждом из псалмов и песен
уникального исторического и художественного собрания - доныне,как видим,живом,развивающемся
организме,- какое представляет собой в целом книга Псалтирь,которая к настоящему времени
преобразилась/или трансформировалась/на основе Славянской Псалтири Кирилла и Мефодия в
вечнозаветную"Давида пророка и Царя песнь".
В отношении 42-го псалма можно заключить и следующее.
Им завершается первая(по внутреннему смысловому и тематическому содержанию)часть Псалтири,и
подводится своего рода итог жизни человека,в которой он до последнего дыхания сверяет слова,
мысли,действия и чувства свои по Господу,Творцу и Спасителю своему("Спасителю души моей,Христу
Богу моему",Пс.41,12),изыскивая до последнего мгновения жизни своей все новые и неведомые для
себя откровения и пути восхождения к Богу - продолжая,по вере своей и неизреченной благодати
Божией,восходить к Нему в вечной и блаженной жизни во Христе.
Почему же скорбит душа моя,что смущает меня(5).
Мысль псалмопевца развивается,уходя в прошлое и возвращаясь к настоящему,как бы таким образом.
Безбожники и неправедные не однажды посягали на самое святилище души моей,на веру мою и
упование на Бога. Много раз был в изгнании,терпел осуждение и презрение от людей близких,
родных, сердечно переживая и терзаясь об этом,сносил тайные и явные оскорбления врагов моих,
посмеивавшихся и вопрошавших ехидно: где же Бог твой? Неспокойно,тревожно и сегодня на душе
моей. Люди мало озабочены поиском правды Божией в себе(вспомним слова Христовы: Царствие
Божие внутри вас есть,Лк.17,21),погрязли в суете дней своих,уклонились от пути истинного,гоняясь за
призраками и химерами вещей ненадежных,преходящих,губят души и жизни свои в делах,словах и
"наставлениях ложных"(Пс.39,5). Господь дал человеку по великой милости Своей жизнь и судьбу(то
есть путь жизни во Христе истинный; сравни слова из псалма 118,75: Прозрел,Господи,ибо истинная
правда Судьба Твоя,и по истине Твоей смирил меня; 118,102: Не уклоняюсь от судьбы Твоей,ибо Сам
законоположил меня в ней; 118,108: Благоволи изволению сердца моего,научи меня судьбе Твоей,да
исповедуюсь Тебе в правде сердца моего; 118,149: по судьбе Твоей оживотвори меня),а человек,
отвратившись от Бога,Творца,Спасителя и Отца небесного своего,ищет только внешнего благополучия
и довольствия как некоей основы и смысла жизни для себя - суть в мертвечине,и,как обычное
следствие этого - мимолетных увлечениях,азартной игре,модных кумирах,чародействе,гаданиях,
способах легкой наживы,дешевой славе,счастливом случае,мечтаниях пустых,наркотическом бреду,
духовной и телесной распущенности,циничной до скотства и душевного уродства"крутизне" - что так
же далеко отстоит от правды Божией в сердце человека,как далеко отстоит от Живого Бога
умопомрачение твое,утрата здравого смысла и живой,искренней веры.
Суди меня,Боже,и рассуди вину мою...(1) То есть отдаю себя на суд Твой праведный,Господи.
Один из самых трагичных,и в то же время светлых,жизнеутверждающих,псалмов Давидовых.