Похожие презентации:
453. Псалом 85 (комментарии). Псалмы
1.
453. Псалом 85 /комментарии/ (06.06.2005 16:43)Переходим в наших кратких комментариях к Псалтири на русском языке,в настоящем переложении
("Давида пророка и Царя песнь")с древнеславянского,к псалму 85-му,который во всех известных нам
переводах обозначен как"Молитва Давида".
Для того,чтобы испросить у Господа Бога внимание к своей молитве и приклонить милость Его к
бедственному положению своему,псалмопевец признаёт пред Ним нищету и беззащитное состояние
своё. Умоляя Бога сохранить душу его от погибели и спасти от опасностей,грозящих со стороны злейших
врагов,он,во-первых,представляет свою невинность пред ними и принадлежность к разряду тех людей,
которые,как он - царь и пророк,знают и чтут Бога("преподобен есмь"- Сл.Пс.),а во-вторых,выражает
твёрдое упование своё единственно на Бога и называет себя рабом Божиим,делая это с целью указать
на свой долг и обязанность,а не для того,чтобы показать свои,как бы сказать,особые заслуги перед
Богом,в награду за которые он будто бы и испрашивает себе избавления.
Господи,приклонись ко мне и услышь меня,ибо нищ я и убог.
Сохрани душу мою,ибо раб Твой вовек; спаси преподобного Твоего,Боже,на Тебя уповаю(1-2).
И далее по откровению великому,раскрывающемуся с нарастающей и захватывающей
последовательностью в псалме(характерной и свойственной в полной мере и всей Псалтири в целом),
продолжает в словах Божиих,"с молитвой,которую в уста Ты мне вложил"(Пс.65,13-14),исповедоваться
Господу всем сердцем своим,и принимать от Него,Всещедрого и Всемилостивого,несказанные и
неисчетные воздаяния,которые есть настоящее чудо в глазах всех людей,так же,как и в глазах злейших
врагов псалмопевца,которые"устыдятся и смолкнут,ибо Ты,Бог мой,помог мне и утешил меня"(17).
Весь псалом этот есть(как уже не раз отмечали мы подобное и в отношении других псалмов в Псалтири)
прямое и непосредственное развитие темы предыдущего,84-го псалма,как сам он в свою очередь будет
являться продолжение и следствием себя в псалме последующем,86-м,ещё дальше и глубже и объёмнее
проникая в пророчественную о грядущем Христе Боге тему,которая сама по себе является,ныне и
присно будет всегда и есть,чудеснейшая,в Духе Святом претворённая и преисполненная Божественного
вдохновения -"Давида пророка и Царя песнь".
Псалом сей,по уставу Святой Православной Церкви,положенный для прочтения на 9-м часе нашего
ежедневного богослужения,может и должен служить образцом усердной высокой молитвы христианина
среди терзающих его скорбей и бед. Молитва наша должна быть усиленной и непрестанной и всегда
должна быть проникнута духом глубокого смирения. Непрестанно,осмысленно и усердно молясь Богу,мы
не должны вменять себе это в какую-то личную заслугу: по примеру пророка,мы должны ожидать
спасения не как награды за свою усиленную молитву,но единственно как милости Божией. Псалмопевец
непрестанно(весь день)взывал к Богу,устремляясь к Нему всей душой своей(ст.3-4),и при этом однако
не устаёт взывать к милосердию Божию,ибо"Ты всемилостив и милосерд,Господь наш,благоволишь
всем,кто призывает Тебя"(5). Такова по характеру должна быть и наша молитва. Пророк Давид
указывает нам и на то,о чём должны мы молиться. Был он величайшим праведником и кротким
человеком,но сознавал себя неумеющим жить согласно с волей Божией и страстно молился о том,чтобы
Бог научил его жить по заповедям Божиим,в чём и вся мудрость и счастье человека,живущего по Богу,
состоит(ст.11). Давид был также глубоко богобоязненным человеком,но неизменно молился о том,чтобы
Бог вселил в сердце его страх Свой Божественный и чрез это дал ему истинную радость,которая
происходит от благоговения пред Богом. Ибо не столько радость избавления от несчастий,сколько
прежде всего радость благочестия и добродетели,радость вечного спасения должна быть предметом
наших желаний и молитв.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.Аминь