Похожие презентации:
478. Псалом 96 (комментарии). Псалмы
1.
478. Псалом 96 /комментарии/ (21.06.2005 15:41)Имеет следующее надписание: Псалом Давиду,егда земля его устрояшеся,не надписан у еврей. Внесено
прежде в греческую,а потом и в нашу Славянскую Псалтирь,из древнейших переводчиков,на основании
догадок и предположений,потому что не вполне соответствует смыслу и содержанию псалма
(Г.Разумовский).А по нашему мнению,внесено Духом Святым,для лучшего уяснения,как и восприятия,
этого замечательного псалма. Тем более,что пророк упоминает в нём о Чистой Деве,Которая примет с
верой,надеждой и любовью судьбу Твою,Господи. Поэтому в Сл.Пс.на р.яз.оставлено надписание
его:"когда земля устроилась".
Как и в предыдущем,в этом псалме изображается величие и слава Божия,и вместе пророчествуется о
приходе Царства Христова,упразднении почитания идолов и утверждении Церкви Христовой("Ибо
Ты,Всевышний Бог наш,Царь и Господин земли всей,вознёсся выше богов всех",ст.9),которая,озарённая
величием света благовестия Евангельского,восторжествует над всеми идольскими капищами.
В перспективе исторической речь здесь идёт об устроении всей земли,а не одной только земли
иудейской,в которой Царствовал Давид,или только в значении гражданского-политического её
устроения. Если и могут возникнуть такие подозрения,то только в собственно еврейских переводах этого
псалма. Поэтому псалом данный справедливо относят к числу пророчески-мессианских.
В первых стихах его(1-5)говорится(как это только можно понимать нам)о"невидимости"существа Божия
и как бы закрытии Его для нас под"тьмой и мраком"нашего неведения о Нём. Ибо затем:
Взметнулся как молния во вселенной,ослепил всё,и подвинулась земля.
Горы растаяли как воск от взгляда Господня,от лица Господа всей земли(4-5).
И в этом есть свидетельство о вечной,неодолимой силе Его и всемогущем Божестве,которые,по слову
Апостола:"чрез рассматривание творений/нам/ видимы"(Рим.1,20). Есть в этих стихах(2-4)и явный
намёк на силу и власть Господа Иисуса Христа,которые Он проявил в пришествии Своём на землю,когда
воцарился и совершил праведный суд Свой,по которому победил мучителя диавола,чтобы освободить от
него находящихся во власти его людей - чрез веру в Себя,Сына Божия,Господа Вседержителя,
Всемогущего, Всесильного и неизменно вечного в Троице Святой; а также даются ясные указания и
знамения второго пришествия Христова,для всемирного Суда(об этом см.подробнее в комментариях к
95-му псалму). "Ибо,как молния,- изрек Сам Владыка,- исходит от востока и видна бывает до запада,так
будет и пришествие Сына Человеческого"(Мф.24,27). Действие невидимой силы Божией выразилось у
псалмопевца под видимым образом сокрушения величия высот земных:
Горы растаяли как воск от взгляда Господня,от лица Господа всей земли(5).
По изъяснению св.отцов(Феодорита и Афанасия),под"горами"разумеются здесь противные Богу силы,
которые,подобно тому,как воск от приближения к огню уничтожается,исчезают и тают. То же самое и
так же выражено и в псалме 67,стих 3,где"враги Господни",то есть демоны и служащие им люди,
"исчезают"от лица Божия,"как воск от лица огня".
Небеса возвестили правду Его,и увидели люди славу Его(6).
Славу Божию люди видели и могут видеть всегда в делах творения мира,в делах всегдашнего
попечительного Промышления Божия о мире,в делах Его величайшего всемогущества и святости
(Пс.110,2-4),в особенности же в делах благодати и спасения,совершенных чрез Христа,Сына Божия
(Ин.1,14; 13,31-33; Рим. 9,23; Ефес.1,5-6) - тех делах,которые до сих пор некоторые"мудрецы"земные и
люди"учёные"за нечто серьёзное и действительно существующее признавать не хотят,всё кажется им,
что это сказочные фантазии и мифы,и не очень удачные шутки.
Да посрамятся поклонники идолов своих,похвалявшие
истуканов своих,да поклонятся Господу все ангелы Его(7).
Потому как у мудрецов,отвергающих Бога и не признающих реальной и постоянно действующей в мире
силы Его,авторитеты - как не пытаются они это скрыть или отрицать - идолы,истуканы и жалкие
кумиры, которым они исправно поклоняются и воздают жертвы сердца и души своей. /Сравни: Ибо
жертвы возносят идолам своим,да не усладятся от слов молитвы моей. Пс.139,6 - в ред. Сл.Пс.на р.яз./
Воздают этим бездушным и мёртвым истуканам честь и славу,которые принадлежат Единому истинному
Богу,совершают дело постыдное и безумное(см.об этом также Пс.95,5),не свойственное человеку
разумному,созданному по образу и подобию Божию.
По мнению св.отцов,упоминание об ангелах(ст.7)нужно было для того,чтобы мы не стыдились
поклоняться Богу,Которому поклоняются ангелы,и вместе знали,что,поклоняясь Богу,мы вступаем в чин
ангелов,и что,сверх того,ангелам свойственно поклоняться,а не принимать поклонение Божеское.
Слышит Его и веселится Сион...(8).
Сын Божий не может не слышать обращённый к Нему голос Отца,ибо потому Он и Сын Божий,сущий в
Троице Святой,рождённый прежде всех век(см.христианский Символ веры).
...и радуется Чистая Дева,принимая судьбу Твою,Господи(8).
Дева Чистая всегда в радости и трепете принимает предначертания судьбы Господней,потому как нет и
не может быть выше радости и утешения для любой чистой девушки,чем принять на себя
преисполнение сокровенного желания и воли Божией(ср.: Смотри,дочь моя,и внемли,приклони к Нему
сердце Твоё: забудешь близких,оставишь дом отца твоего,ибо возжелает Царь доброты твоей. Пс.44,1112).
2.
Свет воссият праведным,радость познает правый сердцем(11).Праведному воссияет не тот свет,который дают человеку науки и искусства,и который получается
вообще от внешнего мирского образования и просвещения,а тот,который происходит от Бога,света
истины,и проявляется в добрых делах человека,- это тот свет,о котором Господь наш Иисус Христос
говорил Своим ученикам и окружавшему Его народу такими словами:"Вы свет мира. Так да светит свет
ваш пред людьми,чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного(Мф.5;
14,16). Свет сей осиявает человека,когда он возлюбит Господа Бога и возненавидит вся злая(ст.10);
тогда Сам Дух Святой вселяется в души праведных,и тогда праведники чувствуют в сердце своём покой
и мир душевный,который даёт им сознание соделанной правды,и тогда является у правых сердцем
веселие. Ибо Царствие Божие"ни там и ни здесь"находится,но вот оно"внутрь вас есть"(Лк.17,21); оно
есть,по объяснению апостола Павла,"праведность и мир и радость во Святом Духе"(Рим.14,17). Отсюда
становится понятным и блаженство праведников,которое состоит в непрестанном веселии и радости о
Господе:"Веселитесь православные о Господе,исповедуйте вечные святыни Его(ст.12)./Как мы уже
отмечали при рассмотрении псалмов 31 и 32,праведные и есть суть истинно православные,на каком бы
языке или наречии они не изъяснялись. Тем более это относится к русскоязычным православно
верующим христианам/.
Также и Сам Господь наш Иисус Христос,говоря о блаженстве праведных,выразился так:"Радуйтеся и
веселитеся,яко мзда ваша многа на небесех"(Мф.5,12).
Радуясь и веселясь о Господе,они будут,вместе с тем,
и благодарно прославлять Бога,"исповедовать вечные святыни Его",или как не менее прекрасно и точно
выражено по переводу с еврейского:"будут славить имя святое Его".
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.Аминь