123.71K
Категория: РелигияРелигия

430. Псалом 72 (комментарии). Псалмы

1.

430. Псалом 72 /комментарии/ (19.05.2005 15:53)
После псалма 71-го имеется особое краткое сказание,или эпилог(присловие),состоящий из следующих
слов: Окончашася(в др.старинных изданиях -"оскудеша")песни Давида,сына Иессеова. Ученые
толкователи псалмов присловие сие - об окончании Давидовых псалмов - объясняют так,что когда
составлялись первоначальные сборники псалмов,то 71-й псалом был поставлен в них последним из
Давидовых псалмов; когда же с течением времени,составлялись новые собрания псалмов,то в них вошли
и другие псалмы,принадлежащие Давиду,кроме тех,которые найдены и вошли в состав сборников
прежнего времени.
В Сл.пс.на р.яз.надписание 72-го псалма: Переложение песен Давида,сына Иессеева. Оно означает,что
не только этот псалом,но и многие другие из последующих в Псалтири песен псаломских,составлены на
основе содержания псалмов Давида в развитие их и поучение для последующих поколений составителей
их и певцов.
Псалом 72-й,согласно краткой надписи на нем(Сл.Пс.):
Псалом Асафу - приписывается,как автору его,некоему Асафу,сыну Варахии,из племени Гирсона
Левиина,знаменитому из числа левитов,современных Давиду,- тем,что он был одним из трех
начальников хора при Давиде(1Пар.6,31,39-43; 15;17,19 и др.). Вместе с четырьмя сыновьями своими
он начальствовал над четырьмя градами певцов Давидовых,и,играя по наставлению и под руководством
самого царя Давида(1Пар.25,2),являлся главным распорядителем священной музыки и пения пред
ковчегом Завета в Сионской скинии(1Пар.16.4 и след.). Но при этом он был не исполнителем только
песнопений(псалмов)Давидовых,но и сам,вместе с Давидом,участвовал в составлении псалмов для
церковно-богослужебного употребления. Посему Свящ.Писание называет его пророком(2Пар.29,30).
Певец настоящего псалма,как видно,благочестивый христианин(ст.1,13,28),в минуты тяжких страданий,
задается(как и в псалмах 36 и 48)вопросом,так сильно приводившим в недоумение ветхозаветных
праведников: как примирить с благостью и правдою Божией земное счастье нечестивых и разные
бедствия и страдания благочестивых? При виде того,как часто праведные люди претерпевают гонения и
бедствия,а нечестивые наслаждаются довольством и спокойствием,душа верующего обуревается
сильным сомнением(ст.2,3)в благости и правде Божией. Но в конце своих размышлений,на основе
собственного нравственного опыта,приводит к заключению,что не должно соблазняться
видимым/внешним/счастьем грешников(ст.14-22,27)и что полное счастье и истинное благополучие
человека заключается в Едином Боге,в теснейшем общении с Ним,выражающемся во всецелом уповании
на Него,на волю Его,и в хвалебной молитве к Нему:
Мне же пристало прилепиться к Тебе,Господу и Богу моему,творить благое во славу Твою.
На Господа возложил надежду мою,непрестанно возношу хвалу Тебе во вратах Церкви святой(28).
__________________________"Давида пророка и Царя песнь"
English     Русский Правила