127.31K
Категория: РелигияРелигия

Псалом 88 /комментарии/

1.

460. Псалом 88 /комментарии/ (10.06.2005 15:24)
Вопрос,который"внутренне"прозвучал в 87-м псалме,явил ответ на себя в следующем,88-м псалме.
Но будем помнить,что ответ и вопрос в пророческом,сокровенном смысле совсем не то,что имеем мы в
обычном понимании такой логической связи. В данном случае прослеживается намного более объёмная
и глубинная связь.
"Единичное",глубоко личное переживание"израильтянина",отражённое в предыдущем псалме,находит
свой выход и развитие в обобщённо-пророческом письме-ответе"израильтянину"в 88-м. Это один из
самых обширных псалмов,включающий в себя 53 стиха. Надписание его: Разума Ефама
Исраильтянина(ст.1). В Сл.Пс.на р.яз.просто: израильтянина. Ефам был левитом,прозорливцем
царским,который вместе с Еманом и Асафом состоял начальником певцов Давидовых(1Пар.6,31-48),
принадлежал к потомкам Корея,каафитам. Непосредственным поводом к написанию псалма,как
считают,мог быть один из опустошительных набегов на Иудею врагов израильтян,разграбивших
Иерусалимский храм и дворец царский(3Цар.14,25-26; 2Пар.12;1,4-9),а также вообще печальное
состояние народа израильского и уничижение дома и царства Давидова во время правления нечестивых
наследников его(ст.39-46),удалившихся от заповедей Божиих. Таким образом,одним из авторов псалма
мог быть и Ефам,и один из потомков его,продолжавших псаломскую традицию.
В псалме этом находим немало изречений,предсказывающих рождение Иисуса Христа от семени
Давидова,о Царстве Его и спасительном страдании за род человеческий; поэтому псалом этот можно
рассматривать как поучительную песнь о лице Христа,Сына Божия.
Милость Твою,Господи,вовек воспою,из рода в род возвестят уста мои истину Твою(2).
Слова"из рода в род"(по толкованию блж.Феодорита)означают,что"престол Мессии будет процветать
во всяком роде"христианском.
Господи Боже Сил,кто подобен Тебе,кто всемогущ как Ты: Истина Твоя довлеет повсюду.
Властелин вечности,Ты громады волн укротишь,любого великана как язвой смиришь,и мышцей Твой
всех врагов расточишь. Твои небеса и Твоя земля,все начала вселенной и истоки её Ты проложил.
Стужу и зной,и солёное море Ты сотворил; север и юг,Фавор и Ермон рады имени Твоему.
Мышца Твоя всесильна: да не ослабнет рука Твоя,да вознесётся десница Твоя(9-14).
Промыслителю и Творцу всё подвластно и подчиняется в мире. Потому и вера наша должна быть
обращена только к Нему,ибо смиряет и возносит,наказывает и милует,отнимает и воздаёт,и нет, и не
может быть другого такого же сильного помощника и благодетеля у человека как Бог наш и Господь
Христос.
Правда и суд престол Твой,милость и истина предвосхищают приход Твой(15).
Бог в особенности страшен праведным судом Своим,на котором пред строгостию правды Божией не
устоит ни один человек,а так как нелицеприятному и страшному суду Божию предшествуют
("предъидете"- Сл.Пс.) милость и истина Его,то есть и остаётся всегда надежда у грешника получить
помилование от милосердия Божия,чрез покаяние.
Ибо Господь вовеки спасение наше,вовеки Бог наш и Царь(19).
Благоволение Божие(ст.18),или,что то же - благая воля Отца,есть вочеловечение Сына и всё к Нему
относящееся. А где есть благоволение,там и"заступление Господне и Святаго Израилева Царя
нашего"(Сл.Пс.),Который есть един всесильный Заступник не только Израиля,но и всего мира
христианского.
В первенцах Моих возложу его,выше всех царей вознесу,
в веках сохраню на нём милость Мою,и Завет Мой на нём утвержу(28-20).
Здесь и далее в прямом,буквально-историческом смысле речь идет о Давиде,Самим Богом избранным и
поставленным царем народа еврейского,которому(Давиду)Сам Господь дал Свою силу и которого вознес
из среды израильского народа. Но вместе с тем здесь,конечно же,пророчески предсказывается и о
Христе,Которого апостол Павел"проповедует"как"Божию силу и Божию премудрость"(1Кор.1,23-24),и
Который по человеческому естеству происходит из семени царя Давида.
Первенцем,или первородным,ап.Павел называет Иисуса Христа в трех отношениях: во-первых,как
первородного между многими братьями,т.е.верующими в Него(Рим.8,29; кого Господь называет
братьями см.: Лк.8,21); во-вторых,как перворожденного из мертвых(т.е.воскресшего),дабы Ему иметь во
всем первенство как"главе тела Церкви"(Кол.1,18); и,в-третьих,как первенца,"рожденного прежде
всякой твари"(Кол.1,15)от Бога Отца и Единосущного Отцу.
По толкованию св.Афанасия Александрийского"милостью"называется здесь отпущение грехов по
вере(ср.:"Помилуй меня,Боже,по великой милости Твоей",Пс.50,3),а под именем Завета разумеется
Новый Завет,потому что Завет первый(Ветхий)прекратился(ср.: Евр.8,9; Иерем.31,31)как не
предназначенный для вечности. Церковь же Христова предназначена и принадлежит вечности,и престол
Царя Христа,Сына Божия,пребывает вечно,потому что новое небо,имеющее явиться по кончине
мира,конца иметь не будет(Ис.9,6-7; 51,6).
Доколе,Господи,оставил нас,возжёг огнём гнев Твой на нас(47).
English     Русский Правила