Похожие презентации:
Псалом 114 (комментарии)
1.
515. Псалом 114 /комментарии/ (14.07.2005 17:46)Псалом Сына - таково надписание его в Сл.Пс.на р.яз. Ибо то,что в краткой молитвенной речи отражено
в нём,может в полной мере быть отнесено к Сыну Божию,Господу Христу.
Объяли меня болезни смертные,беды адовы обрушились на меня,скорбь и болезнь удел мой.
Взываю к имени Твоему: о,Господи,избавь душу мою(3-4).
Изречения эти почти буквально повторяются в псалме 17(ст.5-7),надписание которого тоже весьма
знаменательно:"о тайне Сына"(Сл.Пс.на р.яз.),а по характеру изложения близки стихам 2-5
из псалма 68.
Милостив и справедлив Господь,хранит и милует нас,сохранит и младенца,помилует и меня(4-5).
Здесь пророк говорит о младенцах не по возрасту,а по нраву,почему это изречение о младенцах и
читается по переводу с еврейского:"Хранит Господь простодушных". Таково и учение Господа нашего
Иисуса Христа:"Истинно говорю вам: если не обратитесь и не будете как дети,не войдёте в Царство
Небесное"(Мф.18,3). В том же смысле говорит и апостол Павел:"Братие!не будьте дети умом: на зло
будьте младенцы,а по уму будьте совершеннолетни"(1Кор.14,20). /Ср.также с этим слова прп.Исаака
Сирина: Ходи пред Богом в простоте,а не в мудровании ума. За простотой следует вера,а за
утончённостью и изворотливостью мудрования - самомнение,за сомомнением же - удаление от
Бога/{именно в этом состоит явный неуспех проекта correkt - прим.ред.}.
Блаженный муж(т.е.отрок,сын Божий)в Книге Хвалебной сей(Псалтири)может вполне естественно
восприниматься Всевышним Творцом и как младенец. Сравни,напр.: Сын Мой,ныне Я родил
Тебя(Пс.2,7). Или: Из уст младенцев,сосущих материнскую грудь(т.е.учение Христово),слышим хвалу
Тебе(Пс.8,3). Ещё: Мудрость слов Твоих вразумит и наставит младенца(Пс.118,30); или: Я юнейший
младенец Твой,сего ради уничижён,ибо не забыл Завет Твой(Пс.118,141); а также: Да вознесётся Бог:
стрела младенца чудовище сразит(Пс.63,8). И наконец: Мал был в братии моей и юнейший в доме отца
моего(Пс.150,1 - в ред.Сл.Пс.на р.яз.).
Обратись,душа моя,к Господу,и примет и успокоит тебя: душу твою от смерти отведёт,
глаза твои от слёз,и ноги твои от поползновения. Да благоугожу Господу на земле живых(6-8).
Вечный покой предстоит тем,которые в здешней жизни законно подвизались,- покой не по заслугам
дел/мирских/воздаваемый,но по благодати великодаровитого Бога даруемый уповавшим на Него.
В здешней жизни много соблазнов и опасностей к поползновению,почему и Павел говорит:"Посему,кто
думает,что он стоит,берегись,чтобы не упасть(1Кор.10,12). Ибо мир сей и сам смертен,и служит
жилищем для умирающих.
Поскольку состав видимых вещей сложен,а все сложное обыкновенно разрушается,то и мы,живущие в
мире,как части мира по необходимости участвуем в естестве целого. Посему мы,человеки,многократно
умираем даже прежде,нежели смерть разлучит душу с телом. Поэтому,когда видишь,напр.,мужа,в
котором постепенно с годами возрастание/телесное/прекратилось,рассудок же утвердился и не осталось
следа юности,тогда не заключишь ли,что прошедшее в нем умерло? Опять же старец,преобразившийся и
в наружном виде и в душевных расположениях,явно становится не таким,каким был прежде. Поэтому
жизнь человеческая обыкновенно бывает исполнена многих смертей,не только при переходе из одного
возраста в другой,но и при душевных падениях в грех./По Василию Великому/
Сравни с этими высказываниями слова Христа(Ин.14,27): Мир оставляю вам,мир Мой даю вам; не
так,как мир дает,Я даю вам. И ещё(Ин.14,30): ибо идет князь мира сего,и во Мне не имеет ничего.
"Страна живых"(Сл.Пс.)- это та страна,в которой нет смерти,происходящей от неверия в Господа и,как
следствие этого погибельного неверия,умервщление души/жизни/своей(бесценного дара Божьего
человеку,вызволенного из небытия своего Всемилостивым Творцом)в пороках и грехах,возвращение
обратно во тьму проклятия и неведения своего. Поэтому,и по мнению св.отцов(В.Великого,
И.Златоуста,блж.Феодорита),страна живых - это страна не умирающих грехом,но живущих истинною
жизнию во Христе Иисусе[7,с.914; 5,с.343; 6,с.558]. То же значит и"небесный Иерусалим",именем
которого др.св.отец,Афанасий Александрийский,назвал страну,или землю,живых,о которой упоминает в
заключительных словах псалма богоносный пророк.
Поэтому не смотри на видимое,но смотри более на невидимое,ибо видимое временно,а невидимое
вечно(2Кор.4,18). Вот и в молитве Божией нам заповедано говорить: Да приидет Царствие Твое
(Мф.6,10), чтобы мы всегда представляли тот/далеко не всякому видимый/день. Отсюда и
пророческие,полные внутреннего драматизма,слова псалмопевца,открывающие псалом,- призывающие
Господа,Отца небесного своего,помиловать человеческое,т.е.грешное и немощное существо его:
Спаси и помилуй меня,Боже,услышь моление моё.
Приклони ухо Твоё ко мне во дни,когда призываю Тебя(1-2).
бо только так - непрестанно,день за днём(и это есть истинно светлые и спасительные для человека
дни),с верой призывая Господа,можно обрести чаемое,которое есть"воскресение мертвых и жизнь
будущего века"(Символ веры,11-12).