133.20K
Категория: РелигияРелигия

Нил Синайский об искушениях и страстях

1.

763. Нил Синайский об искушениях и страстях (15.12.2004 12:57)
Похотение снеди породило преслушание,а усладное вкушение изгнало из рая.
Тому,что сверх потребности/т.е.чувственной похоти - ред./,нет предела.
Воззрение на женщину в невоздержном возбуждает непотребную страсть,
а целомудренного располагает к прославлению Бога.
Сластолюбцу не довольно одной жены,а монаху в унынии недостаточно одной келии.
Что пища для здорового тела,то искушение для мужественной души.
Честный муж избегает срамного пристанища,а Бог - злопамятного сердца.
О совершенной душе сказано,что она якоже крин в тернии(Песн.песн.2,8),а
сие означает душу,которая среди заботящихся о многом живет без попечений.
Приятное зрелище - спокойное море,но неприятнее мирного устроения духа.
В тихом море играют дельфины,и в мирном устроении духа возникают
боголепные помышления.
Гнев - неистовая страсть,легко выводит из себя даже имеющих ведение,зверскою
делает душу и заставляет уклоняться от(дружелюбного)собеседования.
Кротость мужа поминается у Бога(Пс.131,1),и душа негневливая делается храмом
Святого Духа.
Кто ради мира терпит сердитого,тот воистину есть сын мира.
Если дело любви - долготерпеть,то гневом воевать против брата - не дело любви.
Кто памятозлобен на демонов,тот не злопамятен на людей;
но с демонами состоит в мире,кто памятозлобствует на брата.
Кроткий да будет и браннолюбив,не распространяя кротости на злохитрые помыслы
и брани на ближних по естеству.
762. Нил Синайский о молитве (15.12.2004 12:30)
Молитва есть беседа ума/и сердца/к Богу.
Прежде всего молись о получении слез,чтобы плачем умягчить сущую
в душе жестокость.
Если ты терпелив,то всегда будешь молиться с радостью.
Нерассеянная молитва есть наивысшее умное делание.
Вся ведущаяся между нами и нечистыми духами брань,не из-за чего другого ведется,
как из-за духовной молитвы: ибо она очень им противоборственна и не сносна,и нам
спасительна и благоприятна.
Невещественно приступи к Невещественному,- и сойдешься с Ним...ибо молитва есть
отложение всяких вещественных дел и сторонних помышлений.
Молись мирно и безмятежно,пой(псалмы)разумно и благонастроенно,- и будешь,
как птенец орлий,поднимающийся на высоту.
Если не получил ты еще дара молитвы или псалмопения,то проси
неотступно/у Господа/и получишь.
Духовная молитва есть пища для ума.
Не желай видеть чувственно Ангелов,или Силы,или Христа,чтоб с ума не сойти,
приняв волка за пастыря и поклонившись врагам - демонам.
Блажен ум,который во время молитвы хранит совершенное безмолвие...и держит
совершенное ко всему нечувствие.
Молитва раздраженного - мерзостное курение,псалмопение гневливого неприятный звук.
В болезнях прежде врачей и лекарств пользуйся молитвою.
После/слезной/молитвы помни,о чем плакал.
Если желаешь быть храмом Божиим,то приноси Богу непрестанную молитву,
как жертву непрерывную.
Нестяжавший чистой молитвы не имеет оружия к брани(со страстями).
Блажен,кто неусыпен в молитвах,чтении и доброделании;таковый не уснет в смерть.

2.

761. Преподобный Исихий (15.12.2004 12:06)
На себя,а не на Бога надеющийся падет падением ужасным.
Образ внешних,чувственно-телесных подвигов есть Ветхий Завет,а св.Евангелие,которое есть Новый
Завет,есть образ внимания или чистоты сердечной.
Добродетель внимания...состоит в блюдении и хранении ума и в установлении сладостного сердечного
безмолвия и,свободного от мечтаний,блаженного состояния души - дело,которое не во многих найдешь.
Она-то(эта добродетель)и именуется мысленным любомудрием.
Начало плодоносия - цвет,а начало трезвения ума - воздержание в пище и питии,отвержение и
отсечение всяческих помыслов и сердечное безмолвие.
Как невозможно жить теперешнею жизнью без пищи и пития,так без хранения ума и чистоты сердца,что есть и называется трезвение,- невозможно душе достигнуть чего-либо духовного и Богу угодного,
или избавиться от мысленного греха,хотя бы кто страхом мук и удерживал себя принудительно от
грешения делом.
Ум наш есть нечто легкодвижное и незлобивое,легко отдающееся мечтам и неудержимо падкое на
помыслы греховные,если не имеет в себе такого помысла,который,как самодержец над страстями,
удерживал бы его непрестанно и обуздывал.
Блажен воистину,кто так прилепился мыслию к молитве Иисусовой,вопия к Нему непрестанно в сердце,
как воздух прилежит телам нашим,или пламя к свечке...
Очищение сердца...ничто иное есть,как отнюдь не попускать прилогам греховных помыслов входить в
душу.
Высокую глубину узрит разумно соблюдаемое безмолвие сердечное,и дивное услышит ухо у
безмолвного ума.
Наш ум есть нечто легкое(подвижное),и трудно удержать его от греховных воспоминаний.
Можно,впрочем,сказать,что он с равным удобством последует как за худыми,так и за добрыми
мысленными мечтаниями.
Никто другой прочно не умиротворит сердца твоего от страстей,кроме Самого Иисуса Христа,
сочетавшего в Себе далеко расстоящее(т.е.Божество и человечество).
Как невозможно солнцу сиять без света,так невозможно сердцу очиститься от скверны пагубных
помыслов без молитвы именем Иисусовым.
Отличительное в Ветхом Завете первосвященническое украшение/чистая золотая дщица(дощечка)на
груди,с надписью: святыня Господня/было преобразованием сердечной чистоты,которое внушает нам
дщице сердца нашего,не почернела ли она от греха,дабы(если окажется такою)поспешили мы очищать
ее слезами,покаянием и молитвою.
Горе погубившим сердце! Возмемся же,братия,поревностнее за дело сердца.
English     Русский Правила