Похожие презентации:
Помяни, Господи, Давида, и всю кротость его
1.
542. Псалом 131 /комментарии/(08.08.2005 12:47)
Помяни,Господи,Давида,и всю кротость его(1).
В этом псалме говорится о добродетели,о том,что служит источником всех благ - о скромности,
смиренномудрии,кротости. "На кого воззрю,- говорит Господь,- токмо на кроткаго и молчаливаго и
трепещущаго словес Моих"(Ис.66,2).
Когда Давид узнал чрез пророка Нафана,что нет воли Божией на то,чтобы ему строить храм
/Иерусалимский/,то всегда носил в душе своей сокрушение о том,каковое слово,вместо"кротость",и
читается по переводу с еврейского:"Помяни,Господи,Давида и все сокрушение его". Под словом
"сокрушение"разумеются,конечно,и кротость,и смиренномудрие,о которых прекрасно сказано и в
предыдущем(130-м)псалме. Все эти свойства души пророка Давида говорят об одном,что кротость нрава
была отличительной чертой и главной добродетелью его.
Вспоминая об обретении и перенесении Давидом(1Пар.гл.5 и 6)ковчега Завета на гору Сион,место,где
обретет покой и жилище Себе Господь на земле<как и место сокровения своего человек во Христе>,об
исполнении обещания,или клятвы,Давида найти таковое место для Бога,псалмопевец так об этом
говорит:
Слышали клятву его суша и вода,
пронеслась шелестом листвы в дубравах и полях:
идёт в селение Его,поклониться месту,где утвердится нога Его(6-7).
Соломон же,которому по завещанию Давида довелось довершить дело отца - построить великолепный
храм Богу,при перенесении в него ковчега Завета("кивота святыни Твоей"),возносит Господу
торжественную молитву,в конце которой просит Его восстать во всем величии славы Своей и войти в
этот храм,не для временного пребывания,а для постоянного жительства и упокоения в сем храме,как бы
так говоря: восстань,Господи,от того места,в котором Ты доселе пребывал,как временный гость,и вниди
в собственный дом Твой,чтобы не переходить уже с места на место,как это было прежде.
Т.е.присутствие Бога и пребывание Его в новом храме можно понимать в том смысле,что Он,невидимо
присутствуя в кивоте,являет здесь зримо могущество и силу Свою. Почему и в еврейском тексте
употреблено вместо"святыни"другое слово:"могущества": Стань,Господи,на месте покоя Твоего,- Ты и
кивот могущества Твоего(ст.8).
Потомки Давида не сохранили завета Божия и,как видно из библейской истории,начиная с Соломона,
постепенно отступали от закона Божия и тем все более и более навлекали на себя гнев Божий
и,окончательно потеряв милость и расположение Божие,как и царство свое,были отведены в плен,в
Вавилон. Таким образом,клятвенное обетование Давиду:"И царство его до века предо Мною: и престол
его будет исправлен во век(2Цар.7,16; ср.также: Пс.88,28-30),- не исполнившееся по означенной
причине на ближайших потомках его,вполне исполнилось на Божественном Потомке его по плоти,Сыне
Божием,Господе Иисусе Христе,к Которому оно и относится,по учению Святой Церкви.
О клятвенном обещании Господа в данном случае нужно заметить,что когда Бог Отец клянется
Единородному Сыну Своему,то делает это без всякого условия,как сказано в Пс.109,4:"Клятся Господь и
не раскается". Когда же клянется,или дает обещание другим сынам,то делает это условно,как в этом
псалме(ст.11-12)и также в некоторых других местах Писания(1Пар.28,7; Пс.82; 17,19; 3Цар.9,4-7).
Потому что хотя и храм был разорен,и алтарь разрушен,и все законное богослужение уничтожено,но
слава и величество Божие вскоре потом во всем своем блеске просияли,так что и храм,и престол
царский до самого Христова пришествия стояли непоколебимо.
В высшем духовном значении,под именем вечного покоя Божия,основанного на Сионе,разумеется
Церковь Христова,которой и"врата ада не одолеют"(Мф.16,18):
Здесь будет покой Мой из века в век,здесь поселюсь по изволению Моему(14).
Далее Бог-Творец,Промыслитель и Создатель всего и всяческого,устами пророка-псалмопевца о выборе
Давида,раба Своего,возвещает:
Благословенный выбор его благословлю,хлебом напитаю нищих его,
и священникам дам спасение Моё: радостью воздам всех подданных его(15-16).
В числе"нищих"разумеем и"нищих духом",которым,кроме благословения и насыщения
телесного,обещано Христом блаженство в Царстве Небесном"(Мф.5.3).
Семя Давидово там взращу,рог его вознесу,и уготовлю светильник помазаннику Моему.
Всех врагов его посрамлю,и в нём возвещу святыню Мою(17-18).
Только из семени Давидова,от его благословенного выбора,идущего от кротости и смиренномудрия,от
помазанного Богом царского достоинства его,смог произрасти чудесный плод,который дала земля
наша(ср.Пс.66,7) - Господь Иисус Христос,Слово Божие Живое,первенец из мертвых.
Только имеющий в себе кротость и смирение,как у Давида,унаследует себя воскресением во Христе
Боге. Только страстно желающий и способный,по благодати Божией,воспеть от всего сердца своего
хвалебную песнь Богу унаследует достояние Господне. Только свято верующий в воскресение мертвых и
жизнь будущего века воспримет вечное и блаженное бытие Христово.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.Аминь