73.49K
Категория: РелигияРелигия

Современник царя Давида

1.

445. Псалом 80 /комментарии/ (31.05.2005 14:43)
Современник царя Давида,пророк Асаф,"игравший по наставлению царя"(1Пар.25,2)и разделявший с
ним все труды по восстановлению и устройству богослужения,составил этот псалом как пасхальную
песнь,в которой,после приглашения к торжественному празднованию великого праздника с пением и
звуками священной музыки(ст.2-5),напоминает об исторических обстоятельствах его установления,
освобождении израильтян из Египта и следовавшем затем странствовании их(ст.6-8)и,подобно как в
псалме 49,даже в одинаковых почти выражениях(ср.ст.9 с Пс.49,7),от лица Самого Бога,увещевает
израильтян пребывать верными завету Его,чтобы за то побеждать врагов своих и наслаждаться
спокойствием и благоденствием(ст.9-11,14-15).
В надписании сего псалма(В конец,о точилех,псалом Асафу)некоторые из отцов Церкви(св.Афанасий,
блж.Феодорит)толкуют выражение"о точилех"(особый прибор или пресс для выдавливания виноградных
ягод,который напоминал внешней формой своей Гефское муз.орудие,сопровождавшее исполнение этого
псалма,как и ещё двух псалмов,8 и 83)в духовном,или пророческом,смысле,разумея под ними будущие
христианские храмы. Поскольку в древности,во времена ветхозаветные,один был виноград - народ
израильский:"Виноград Господа Саваофа дом Израилев есть"(Ис.5,7),и точило было одно - храм
Иерусалимский и один при нем жертвенник; а ныне,в новозаветные времена,множество христианских
храмов,которые суть"духовные точила",дающие верующим вино христианского учения,веселящее души
их. Об этих-то духовных точилах(т.е.христианских храмах)и воспевает настоящий псалом,по
толкованию упомянутых отцов Церкви.
Продолжая же в псалме этом тему оставления Богом народа израильского(о чём подробно говорилось в
комментариях к предыдущему 79-му псалму),пророк далее от лица Божия сетует:
Но не слышат люди Меня,не слушают голоса Моего,глухи ко Мне,как и Израиль тогда.
По неверности вашей вам воздаю: пойдёте путём погибели(12-13).
Народ Мой,говорит Господь,не слушает гласа Моего,и"Израиль не покорился Мне"(Синод.Пс.),и вот за
это Я оставил их,допустив им жить по упорству сердца своего(по начинаниям нечестивых сердец их),
пусть ходят по своим нечистым помыслам и гибельной своей неверности,впадая во все более тяжкие
преступления. Или,как говорит о таком состоянии отверженного народа Апостол: за"то и предал их Бог
в похотях сердец их нечистоте... Они заменили истину Божию ложью,и поклонялись и служили твари
вместо Творца...потому и предал их Бог постыдным страстям(Рим.1,24-26,и далее 28-32).
Враги Господа Вышнего совратили народ Мой,проклятье народу сему вовек:
напитаются соломой гнилой и слижут с камня слизь как мёд(16-17).
Под"врагами"Господа нужно разуметь тех же врагов народа израильского,которые ненавидя(как в пер.с
евр.)народ Божий,ненавидели и Самого Бога,и примером нечестивой,развратной жизни своей совратили
израильтян,которые забыли Бога и не ходили уже спасительными,прямыми путями Его.
Псалом 80-й в Сл.Пс.на р.яз.надписан: о воздаянии; так же,как и псалом 74-й.
Ибо,несомненно,праведник получит справедливое и благое воздаяние Господне - вечную и блаженную
жизнь во Христе,тогда как неправедный и нечестивый получит своё,заслуженное им воздаяние проклятие вечное,забвение и смерть,о чём и псалом 67-й,означенный в Сл Пс.на р.яз.тоже как
"воздаяние"недвусмысленно и определённо говорит(стихи 2-4,22-24 и др.). Ибо воздаяние Господне
бывает двоякого рода,"вина крепкого и вина разбавленного волен налить"(Пс.74,9).
Незавидна участь отступившего от Бога и предавшего Господа на смерть еврейского народа. Такая же
участь ожидает любой христианский народ,в сердце своём и делах своих отступивших от Бога.
Современное,актуальное и всегда злободневное звучание ветхозаветного псалма указывает нам на то,
что оно всегда обращено в настоящее как в наступившее уже будущее:
Слышите,люди Мои,свидетельствую вам,как Израилю,слушайте Меня:
Не сотворите кумира себе,не поклонитесь чуждому образу(9-10).
__________________________"Давида пророка и Царя песнь"
English     Русский Правила