Похожие презентации:
563. Из бесед на псалом 143. Псалмы
1.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу,и ныне и присно,и во веки веков,аминь.563. Из бесед на псалом 143(142-й в ред.Сл.Пс.на р.яз.)св.Иоанна (09.09.2005 18:18)
Неужели Бог есть учитель войны,брани,ополчения? Когда Давид низложил Голиафа,виновником победы
был Бог; когда он вел многие войны,добывал трофеи,брал неприятельские города вместе с жителями,то
Бог добывал ему победу. Поэтому и воспевал: Господь крепкий и всесильный,Господь могучий во
брани(Пс.23,8). И при Моисее Бог совершал много подобного.
Впрочем есть и другая война,гораздо тяжелее этой,в которой нам особенно нужна высшая помощь - наша
борьба с вражескими силами. Эта борьба тяжелее потому,что полчища этих неприятелей не одной с нами
природы и невидимы для нас,и потому,что борьба происходит не за что-нибудь маловажное,а за спасение
или погибель. Здесь невозможно видеть убиваемых,невозможно наперед знать ни времени,ни
препятствий, ни места и ничего подобного. Война с этими силами не знает перемирия,не имеет ни
вестников,ни переговорщиков и бывает без объявления. Поэтому здесь особенно нужно со всех сторон
ограждать себя и подкрепляться пищей. А пища для такой войны и оружие для таких воинов есть
слушание Божественных Писаний/Ср.Пс.18,5/. "Дам им,-сказал Господь,- не глад хлеба,ни жажду
воды,но глад слышания слова Господня"(Ам.8,11). Здесь,как и в обыкновенной войне,необходима помощь
свыше. "Не спасётся царь силой своей,и великан не спасётся множеством мощи. Ложь бесчестному конь
во спасение,далеко не ускачет от неправды своей"(Пс.32,16-17). Так,многие обращали в бегство
врагов,когда предшествовали тому молитвы,которые и ниспровергали неприятельские полчища.
Милость моя и прибежище моё,заступник мой и избавитель мой,Спаситель мой и Бог мой,
на Тебя уповаю,ибо повинуешь мне и людей моих(2).
Нужна и для этого высшая помощь,чтобы удерживать подданных в повиновении,чтобы они не восставали
и не возмущались. Весьма нередко многие на войнах одерживали победы,а во время мира падали,не умея
держать бразды управления подчиненными.
Вызволи и избавь меня из рук сынов чуждых(7).
Мой ближний - не столько тот,кто близок мне по родству,сколько тот,кто признает со мной того же отца и
имеет общение в той же трапезе - эта связь крепче родства,равно как и несходство нравов ведет к
отчуждению гораздо более,нежели различие по происхождению. "Не на то смотри,что мы живем под
одним небом и в одной вселенной; я ищу другого общения,которое выше неба - там наше отечество и
жизнь". О горнем помышляйте,а не о земном(Кол.3,2). Жизнь наша,- продолжает далее апостол,- сокрыта
со Христом в Боге(Кол.3,3). Не на земле мы/истинные последователи Христа - прим.ред./живем,но
переселились в высшее жилище. У нас другой свет истинный,другое отечество,другие сограждане и
сродники. Потому и Павел говорит: Итак вы уже не чужие и не пришельцы,но сограждане святым и свои
Богу(Еф.2,19).
Когда нужно оказать благодеяние,то пусть всякий человек будет ближним твоим(Ср.Лк.10,29-37),а когда
дело касается Истины,то различай своего от чужого. Если чужеземец в е р у е т в то же,во что веруешь и
ты,то он должен быть к тебе ближе и роднее единоутробного брата./Ибо/тот преимущественно и есть
человек,кто содержит правое учение и ведет любомудрую жизнь.
Без веры угодить Богу невозможно; надобно,чтобы приходящий к Богу веровал,что Он есть,и ищущим Его
воздает(Евр.11,6). И не усиливайся познать,что есть Бог по существу(ибо непостижимого и необъятного
невозможно познать),но веруй,что Он существует(как существует взятая из ничего твоя жизнь). Адам
захотел знать больше,послушавшись диавола,и за излишнее желание лишился и того,что имел.
О Боге-Творце возвещают все твари -"ибо от величия красоты созданий сравнительно познается
Виновник бытия их"(Прем.13,5),о Нем возвещает самое человеческое устройство/гносеология этого
слова: троица/,предвозвещают пророки,различные чудеса,а после всего приходит Сам Единородный Сын
Божий и совершает дивное и страшное домостроительство нашего спасения/которое и доныне
совершается в Духе Святом в каждом из нас/. И между тем есть люди,которые еще не знают и не
понимают такой ясной истины... Поэтому человек такой"подобен суете"(ст.4),которая означает не что
иное,как тленность,смертность,кратковременность,т.е.человек неверующий уподобляется ничтожеству.
Итак,"чуждых"узнавай по словам и делам их,как и Христос сказал: по плодам их узнаете их(Мф.7,16).
"Их же суетны уста,и десница их десница неправды"(ст.11).
Боже,песнь новую воспою Тебе,во псалтири многострунной вознесу Тебя и воздам Тебе(9).
Псалмопевец приносит то,что имеет. Так и от бедных,ничего не имеющих,не требуется ничего,кроме
благодарности за всякое благодеяние Господне. Во времена Давида были муз.орудия,на которых
воссылали Богу хвалебные песни,а теперь вместо орудия можно употреблять телесные члены. Мы можем
петь не только языком,но и глазами,и руками,и ногами,и слухом. Если каждый из этих членов делает
то,что приносит Богу славу и хвалу,если глаз не смотрит бесстыдно,если руки простираются не на
хищение,а на подаяние милостыни,если слух открыт для слушания псалмов и духовных песнопений,если
ноги стремятся не"на совет нечестивых"(Пс.1,1),а в Церковь,если сердце не строит козни,а наполнено
любовью,- то члены тела делаются псалтирью и гуслями и воспевают новую песнь не словами,а делами.
/Дабавим от себя,что"новая"песнь это не только очередная песнь из Псалтири, но песнь по-новому и
вдохновенно исполненная,благоугодная Богу,моление - "в благоухании обоняния духовного Тебе,за всех
людей Твоих приносящего" (Из помянника о живых православного Молитвослова)/.
/И последнее/.Если ты увидишь людей,которые живут в таком изобилии (см.ст.12-14 настоящего
2.
псалма),но ведут жизнь порочную,то,хотя бы вся вселенная считала их блаженными,ты считай ихжалкими и несчастными, а людей,преданных Богу,признавай достойными подражания и блаженными.
/Ибо/истинно тот блажен,с кем Господь Бог наш(15).