Похожие презентации:
Вочеловечивание Божества
1.
843. Василий Великий. О вочеловечении Сына Божия (06.02.2005 12:24)Господь,совершив все,чего требовала попечительность о человеческом роде,в заключение всего
даровал нам собственное Свое пришествие...,в последние дни Сам явился во плоти,Который родился от
жены,подчинился закону,чтобы искупить подзаконных,дабы нам получить усыновление(Гал.4,4-5). Если
бы не было пришествия Господня во плоти,то Искупитель не дал цены за нас смерти и не пресек Собою
царство смерти.
Господь родился не в подобии человека,но самый человек воспринят Им. Господь принял на Себя
естественные страдания в подтверждение истинного,а не мечтательного вочеловечения; а сколько ни
есть страданий,производимых пороками и оскверняющих чистоту нашей жизни,те отверг Он как
недостойные Пречистого Божества. Посему сказано,что родился Он в подобие плоти греховной(Рим.8,3),
не в подобии самой плоти,но в подобии плоти греха...не сделав никакого греха(1Пет.2,24).
842. Василий Великий. О Духе Святом (06.02.2005 12:09)
Сила Духа приемлется вместе с Отцом и Сыном - в той животворящей силе,которой естество наше из
тленной жизни преобразуется в бессмертие... Освящает,животворит,/все исполняет/,просвещает,
утешает и все подобное производит одинаково Отец и Сын и Дух Святой.
Всякая освящаемая тварь свята. Но Дух Святой не есть что-либо освящаемое,но освящающее. Посему
Он не тварь. Дух дает свободу и сыноположение.
Дух - истинный образ,а не по образу Божию,как мы. Он образ Святости Божией и источник святыни для
всех. Мы призваны через освящение Духа,как учит Апостол(2Сол.2,13). Он нас обновляет и снова
творит образами Божиими; банею пакибытия и обновления Духа Святого усыновляемся мы Богу. И
жизнь подается нам от Бога чрез Христа во Святом Духе: Воскресивший Христа из мертвых оживит и
ваши смертные тела Духом Своим,живущим в вас(Рим.8,11).
Никто,говорящий Духом Святым,не произнесет анафемы на Иисуса,и никто не может назвать Иисуса
Господом,как только Духом Святым(1Кор.12,3). /Ибо/Имя Сына - имя выше всякого имени(Флп.2,9).
841. Василий Великий. О благах,подаваемых от Отца Сыном (06.02.2005 11:54)
От Бога доходят для нас блага чрез Сына,Который в каждом действует с большею скоростию,нежели с
какою могло бы сие выговорить слово. С сим не сравнятся ни молнии,ни скорое течение света,ни
быстрое мановение ока,ни движение самой нашей мысли - все это в сравнении со скоростью Божия
действования ничтожно/слабо/... Ибо какое временное протяжение нужно Тому,Кто держит все словом
силы Своей(Евр.1,3)и не телесно действует...но все покоряет свободному хотению Своему? Так говорит
/и/Иудифь: что помыслил Ты,то и совершилось(Иудифь,9,5).[Ср.также: ибо,что скажет,то и будет,что
повелит,то и явит(Пс.32,9 -"Давида пророка и Царя песнь") - ред.].
Слово,исполнившись Отчими благами,от Отца воссияв,все творит по подобию Рождшего. Ибо если не
имеет с Ним разности по сущности,то не будет иметь разности и по могуществу. А у кого сила равная,у
тех непременно и действование равное. Христос же Божия сила и Божия премудрость(1Кор.1,24).
Посему все чрез Него начало быть(Ин.1,3) и все Им для Него создано(1Кол.1,16) - не в том смысле,что
Он исполняет какое-то орудное и рабское служение,но в том,что Он зиждительно совершает Отчую
волю. ...Ибо собственная Его воля соединена и неразлучна с волею Отца. Ибо Отец любит Сына и
показывает Ему все,что творит Сам(Ин.5,20).
Сын всегда учится и никогда не может достичь совершенства,потому что премудрость Отчая
беспредельна,а в беспредельном невозможно достигнуть конца. Посему кто не соглашается,что Сын от
начала имеет все,тот не может согласиться,что Он когда-либо дойдет до совершенства./Но стыжусь
низости понятия,к которому приведен я последовательностью речи/.
/Истинно - ред./видевший Меня видел Отца(Ин.14,9); видел не отпечатление,не образ,потому что Божие
естество не допускает в себе сложности,но благость воли,которая созерцается во Отце и в Сыне как
нечто сопутственно сущности,подобное и разное ей,лучше сказать,тожественное с нею.
840. Василий Великий. На"трудные"возражения злочестивых о Сыне (06.02.2005 11:24)
Спрашивают:"Отец,родив Сына,перестал рождать Его?" И если сказать,что перестал,продолжают:
"Поэтому и начал рождать. Ибо все имеющее конец имеет начало. Следовательно,Сын не всегда был".
На сие скажем: если прекращающемуся необходимо иметь начало и прекратиться необходимо
имеющему начало,то ангелы и все бесплотные существа,имея начало бытия,необходимо будут иметь и
конец бытия. Но сие нелепо. Посему и начавшему бытие возможно не прекращаться,и прекратившемуся
- не начинаться. В противном случае сам Сын,если Он имеет начало бытия,по их мнению,по
необходимости имеет и конец; они требуют,чтобы все имеющее начало имело и конец. Не хула ли это? И
предведение Божие,не имеющее начала,имеет конец по исполнении предуведенного. Посему имеющему
конец нет необходимости иметь и начало.
/Иисус Христос имеет видимый всем конец как вобравший в Себя безгрешной плотью и искупивший
крестной смертью Своей всё зло мира; но Сын Божий,пребывавший в сыне человеческом Иисусе
невидимо и до ныне пребывающий для нас(и в нас)видимо - по вере нашей благословенной - Господом
Иисусом Христом,извечно и соприсущно жив в Троице Святой и предвечен по самой сущности
Своей,которое есть нераздельное и неслитное естество Живоначальной Троицы в Отце,Сыне и Духе
Святом,ныне и присно,и во веки веков,аминь.
Т.о.,Иисус Христос как Слово Божие живое соделался для человека(для каждого из нас),благодатию
неизреченной Господней,видимым образом невидимого и непознанного естества Божия в Троице
Святой.- Прим.ред./