378.32K

Теория общественно-экономической формации К. Маркса. Материализм и экономический детерминизм К. Маркса

1.

ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ФОРМАЦИИ
К. МАРКСА.
МАТЕРИАЛИЗМ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ К.МАРКСА

2.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФОРМАЦИОННОЙ ТЕОРИИ
Общественно-экономическая формация
(строй) —общество, находящееся на
определенной ступени исторического развития.
В основе формации лежит известный способ
производства, представляющий собой единство
базиса (экономики) и надстройки (политики,
идеологии, науки и др.).
Эти два элемента дают представление о
системном характере общественных
отношений; служат методологической основой в
изучении структуры формации
Основными общественно-экономическими
формациями являются:
первобытнообщинная
рабовладельческая
феодальная
капиталистическая
социалистическая и коммунистическая.

3.

В определении «общественно-экономическая формация» зафиксированы
следующие структурные и динамические элементы:
1) Никакая отдельно взятая страна, культура или общество не может составлять
общественную формацию, но только совокупность многих стран.
2) Тип формации определяется не религией, искусством, идеологией и даже не
политическим режимом, а ее фундаментом — экономикой.
3) Надстройка всегда вторична, а базис первичен, поэтому политика всегда будет
только продолжением экономических интересов страны (а внутри нее —
экономических интересов господствующего класса).
4) Все общественные формации, выстроенные в последовательную цепочку, выражают
прогрессивное восхождение человечества от низших ступеней развития к высшим.
В формационной теории К. Маркса можно выделить две составные части:
Статику (то, из чего состоит общественная формация, что входит в способ
производства, в экономический базис и идеологическую надстройку)
Динамику (механизм смены способов производства (общественных формаций) мирным
или революционным путем.)

4.

Последовательная смена общественно-экономических формаций движется
противоречием между новыми, развившимися производительными силами и
устаревшими производственными отношениями, которые на определенной ступени
превращаются из форм развития в оковы производительных сил. На основе анализа
этого противоречия Марксом были сформулированы две основные закономерности
смены формаций.
1. Ни одна общественно-экономическая формация не погибает раньше, чем разовьются
все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, а новые более
высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем в лоне
старого общества созреют материальные условия их существования.
2. Переход от одной формации к другой осуществляется через социальную революцию,
По мнению Маркса, переход от одной формации к другой возможен только через
революцию, так как невозможно устранить недостатки общественно-экономической
формации путем ее преобразования.
Главной причиной перехода от одной формации к другой являются возникающие
антагонизмы.
Антагонизм - это непримиримое противоречие основных классов любого общества. При
этом авторы материалистической концепции указывали, что именно эти противоречия и
являются источником общественного развития.

5.

Анализируя новый исторический процесс, К. Маркс выделял также три основных ступени
(так называемая трехчленка):
1. Первичная формация (первобытное
общество) раннеклассовые общества
личная зависимость (человек - раб, поглощен
тотальностью рода)
2. Вторичная формация (частично
феодализм и капитализм)
внешняя зависимость (человек юридически
свободен, но вынужден идти на рынок труда и
продавать свою рабочую силу)
3. Третичная формация (будущее
общество)
свободная индивидуальность (реальный
гуманизм, реальная свобода, условия для
всестороннего развития сущностных сил
человека - реализация цели и смысла
общественного прогресса)
Согласно марксистскому видению социального прогресса капитализм представляется
завершающей стадией развития эксплуататорского общества, основой которой
выступает частная собственность.

6.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ
Экономический детерминизм наиболее глубоко был разработан К. Марксом и Ф.
Энгельсом
Впервые в работах К. Маркса («Экономическо-философские рукописи» (1844); «К критике
политической экономии» (1859); «Капитал» (т. 1—4) и др.) социально-экономические
отношения выступили в теории не просто как «имущественные» (т.е. волевые), а как
отношения прежде всего объективные, не зависящие от воли и сознания людей.
Подчеркивая объективный характер системы социально-экономических отношений,
К. Маркс назвал эту систему общественным бытием.
У Маркса «материалистическое понимание истории» базируется на признании
материальными социально-экономических, производственных отношений, которые и
являются социальной материей (т.е. «социальным бытием», «базисом»), определяющей
все другие социальные отношения («надстройку»).
Ведущим фактором развития истории, таким образом, является развитие общественного
производства, не зависящее от воли и сознания человека.

7.

Важный принцип экономического детерминизма, по мнению К. Маркса и Ф. Энгельса,
состоит в зависимости всех социальных отношений (политических, правовых,
идеологических и др.) от системы социально-экономических, производственных
отношений.
Эта система производственных отношений и была названа «социальной материей».
Поэтому «исторический материализм» К. Маркса и Ф. Энгельса и вытекающий из него
экономический детерминизм — это преставление о наличии в системе социальных
отношений такого рода связей, которые «объективны» и «материальны» в чисто
философском (методологическом) смысле, т.е. первичны по отношению к сознанию и
воле человека.
Смена типов социально-экономических отношений, соответствующих им способов
производства и общественно-экономических формаций лежит в основе социальноэкономической истории человечества.
Несомненной заслугой марксистской социологии является разработка в ее рамках ряда
основных категорий науки: «собственность», «класс», «государство», «общественное
сознание», «личность» и т. д. Кроме того, Маркс и Энгельс разработали значительный
эмпирический и теоретический материал в исследовании современного им общества,
применив к его исследованию системный анализ.
English     Русский Правила