5.71M
Категория: ФилософияФилософия

Онтология. Проблема бытия

1.

Онтология. Проблема бытия
1

2.

Онтология. Проблема бытия
2

3.

Проблема бытия в философии
1.Прочитайте поэму Парменида «О Природе» http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1465876469,
ответьте на вопросы.
Почему, по Пармениду, мыслить и быть - одно и то же
Почему, по Пармениду, бытие есть, а небытия – нет.
2. Объясните апорию Зенона Элейского о летящей стреле и об Ахилле и черепахе. Почему стрела
не летит, а Ахиллес никогда не догонит черепаху? Как апории Зенона связаны с представлениями
Парменида о бытии? рекомендуется учебник под ред. И.Т. Фролова, т.1. с.94-97
3. Прочитать текст Мартина Хайдеггера о бытии. Какие свойства бытия выделяет Хайдеггер. Что
такое бытие, по Хайдеггеру? Что значит быть человеком?
4. Пространство и время как формы бытия материи. Субстанциальная и реляционная концепции
пространства и времени. Теория относительности А. Эйнштейна. При подготовке рекомендуется
учебник под ред. И.Т. Фролова, т.2, с.77-87
Онтология. Проблема бытия
3

4.

Онтология. Проблема бытия
4

5.

Парменид
О ПРИРОДЕ
I 28 ...Все должен знать ты:
Истины круглой моей неустрашимое сердце
И не присущи ей туманные мнения смертных.
34. Пусть не принудит тебя накопленный опыт
привычки
Зренье свое утруждать, язык и нечуткие уши.
Разумом ты разреши труднейшую эту задачу,
Данную мною тебе.
IV 5. Путь же: есть небытие, и небытие
неизбежно.
Путь этот знанья не даст. VII 1.
Не доказать никогда, что небытие
существует.
Не допускай свою мысль к такому пути
изысканья.
Онтология. Проблема бытия
пер. М. Дынник
5

6.

Парменид
О ПРИРОДЕ
I 28 ...Все должен знать ты:
Истины круглой моей неустрашимое сердце
И не присущи ей туманные мнения смертных.
34. Пусть не принудит тебя накопленный опыт
привычки
Зренье свое утруждать, язык и нечуткие уши.
Разумом ты разреши труднейшую эту задачу,
Данную мною тебе.
IV 5. Путь же: есть небытие, и небытие
неизбежно.
Путь этот знанья не даст. VII 1.
Не доказать никогда, что небытие
существует.
Не допускай свою мысль к такому пути
изысканья.
Онтология. Проблема бытия
пер. М. Дынник
6

7.

IV 7. Небытия ни познать... не сможешь,
Ни в слове выразить.
VI 3. Ты избежишь дурного пути изысканья, —
Что измышляют невежды,
Люди о двух головах. Беспомощно ум их
блуждает.
Бродят они наугад, глухие и вместе слепые.
Вздорный народ! Бытие и небытие тем же
самым
И не тем же самым зовут. И путь во всем
видят обратный.
Быть или вовсе не быть — вот здесь
разрешенье вопроса.
Есть бытие, а небытия вовсе нету;
Здесь достоверности путь, и к истине он
приближает.
Онтология. Проблема бытия
7

8.

IV 7. Небытия ни познать... не сможешь,
Ни в слове выразить.
VI 3. Ты избежишь дурного пути изысканья, —
Что измышляют невежды,
Люди о двух головах. Беспомощно ум их
блуждает.
Бродят они наугад, глухие и вместе слепые.
Вздорный народ! Бытие и небытие тем же
самым
И не тем же самым зовут. И путь во всем
видят обратный.
Быть или вовсе не быть — вот здесь
разрешенье вопроса.
Есть бытие, а небытия вовсе нету;
Здесь достоверности путь, и к истине он
приближает.
Онтология. Проблема бытия
8

9.

VI.
VI 1.
VIII 34.
Одно и то же есть мысль и бытие.
Слово и мысль бытием должны быть.
Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль
существует.
Ибо ведь без бытия, в котором ее
выраженье,
Мысли тебе не найти.
VIII 3.
Не возникает оно, [бытие], и не подчиняется
смерти.
Цельное все, без конца, не движется и
однородно.
Не было в прошлом оно, не будет, но все —
в настоящем.
Без перерыва, одно. Ему ли разыщешь
начало?
Как и откуда расти?
Онтология. Проблема бытия
9

10.

VI.
VI 1.
VIII 34.
Одно и то же есть мысль и бытие.
Слово и мысль бытием должны быть.
Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль
существует.
Ибо ведь без бытия, в котором ее
выраженье,
Мысли тебе не найти.
VIII 3.
Не возникает оно, [бытие], и не подчиняется
смерти.
Цельное все, без конца, не движется и
однородно.
Не было в прошлом оно, не будет, но все —
в настоящем.
Без перерыва, одно. Ему ли разыщешь
начало?
Как и откуда расти?
Онтология. Проблема бытия
10

11.

VI.
VI 1.
VIII 34.
Одно и то же есть мысль и бытие.
Слово и мысль бытием должны быть.
Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль
существует.
Ибо ведь без бытия, в котором ее
выраженье,
Мысли тебе не найти.
VIII 3.
Не возникает оно, [бытие], и не подчиняется
смерти.
Цельное все, без конца, не движется и
однородно.
Не было в прошлом оно, не будет, но все —
в настоящем.
Без перерыва, одно. Ему ли разыщешь
начало?
Как и откуда расти?
Онтология. Проблема бытия
11

12.

VI.
VI 1.
VIII 34.
Одно и то же есть мысль и бытие.
Слово и мысль бытием должны быть.
Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль
существует.
Ибо ведь без бытия, в котором ее
выраженье,
Мысли тебе не найти.
VIII 3.
Не возникает оно, [бытие], и не подчиняется
смерти.
Цельное все, без конца, не движется и
однородно.
Не было в прошлом оно, не будет, но все —
в настоящем.
Без перерыва, одно. Ему ли разыщешь
начало?
Как и откуда расти?
Онтология. Проблема бытия
12

13.

VIII 21. Гаснет рождение так и смерть пропадает
без вести.
И неделимо оно, ведь все оно сплошь
однородно.
VIII 26. Так неподвижно лежит в пределах оков
величайших,
И без начала, конца, затем что рожденье
и гибель
Истинным тем далеко отброшены вдаль
убежденьем.
VIII 30. ...Могучая необходимость
Держит в оковах его, пределом вокруг
ограничив.
Онтология. Проблема бытия
13

14.

VIII 21. Гаснет рождение так и смерть пропадает
без вести.
И неделимо оно, ведь все оно сплошь
однородно.
VIII 26. Так неподвижно лежит в пределах оков
величайших,
И без начала, конца, затем что рожденье
и гибель
Истинным тем далеко отброшены вдаль
убежденьем.
VIII 30. ...Могучая необходимость
Держит в оковах его, пределом вокруг
ограничив.
Онтология. Проблема бытия
14

15.

VIII 30
Мысль и цель этой мысли — одно: ведь ты не
приищешь
Мысли без Бытности той, которая в ней изречется.
Ибо нет ничего и не будет на свете иного,
Кроме Бытного, кроме того, что Мойра в оковах
Держит недвижным и цельным. А все остальное —
лишь имя,
Все, что смертные в вере своей как истину ставят,
40 Все, что есть и не есть, рождается и погибает,
Место меняет свое и меняет яркие краски.
Онтология. Проблема бытия

16.

VIII 30
Мысль и цель этой мысли — одно: ведь ты не
приищешь
Мысли без Бытности той, которая в ней изречется.
Ибо нет ничего и не будет на свете иного,
Кроме Бытного, кроме того, что Мойра в оковах
Держит недвижным и цельным. А все остальное —
лишь имя,
Все, что смертные в вере своей как истину ставят,
40 Все, что есть и не есть, рождается и погибает,
Место меняет свое и меняет яркие краски.
Онтология. Проблема бытия

17.

Так бытие должно быть, необходимо,
конечным:
Нет ему нужды ни в чем, иначе во всем бы
нуждалось.
VIII 42. Есть же последний предел, и все бытие
отовсюду
Замкнуто, массе равно вполне совершенного
шара
С правильным центром внутри.
VIII 50. Этим кончаю я речь правдивую и
обсужденье
Истины. Ты же теперь прислушайся к
мнениям смертных,
Звукам обманчивых слов дальнейших
прилежно внимая.
Онтология. Проблема бытия
estin – on
«Есть» и
«сущее» - это
разное
17

18.

В чем суть спора? Какую философскую проблему
он отражает?
Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить;
Хвалили все ответ замысловатый.
Но, господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит:
Ведь каждый день пред нами солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей.
А.С. Пушкин
Онтология. Проблема бытия
18

19.

На основе
онтологии
Парменида
Зенон
сформулировал
свои
знаменитые
апории
Онтология. Проблема бытия
19

20.

М. Хайдеггер. Время и бытие: Статьи и выступления (М.: Республика,
1993. Переиздание: СПб.: Наука, 2007).
«Парменидовское ἔστι γὰρ εἶναι («есть, собственно, бытие») сегодня еще не продумано».
Онтология. Проблема бытия
20

21.

Когда нам приходится характеризовать время исходя из настоящего,
мы, конечно, понимаем настоящее как Теперь в отличие от уже-нетеперь прошлого и еще-не-теперь будущего.
Где же время? Есть ли оно вообще и имеет ли какое-то место? Время
явно не ничто. Поэтому мы проявили предусмотрительность и сказали:
время имеет место.
настоящее значит: протянувшееся навстречу нам, нам —
человеку в нас.
Онтология. Проблема бытия
21

22.

Кто такие мы? Будем осмотрительны с ответом.
Человек — устоявший в захваченности
присутствованием, однако так, что он принимает
присутствие, имение Места, как дар,
воспринимая то, что являет себя во вмещении
присутствующего. Не будь человек постоянным
приемником дара от «присутствие имеет Место»,
не вынеси он того, что несет ему дар, —
тогда при неявлении этого дара бытие явилось
бы не просто потаенным и не просто всего лишь
за замком, но человек оказался бы исключен из
поля досягаемости этого: «бытие имеет Место».
Человек не был бы человеком.
Онтология. Проблема бытия
22

23.

Онтология. Проблема бытия
23

24.

Онтология. Проблема бытия
24

25.

Онтология. Проблема бытия
25

26.

Онтология. Проблема бытия
26

27.

Онтология. Проблема бытия
27

28.

Онтология. Проблема бытия
28

29.

Онтология. Проблема бытия
29

30.

Онтология. Проблема бытия
30

31.

Онтология. Проблема бытия
31

32.

Онтология. Проблема бытия
32

33.

Онтология. Проблема бытия
33

34.

Онтология. Проблема бытия
34

35.

Онтология. Проблема бытия
35

36.

Онтология. Проблема бытия
36

37.

Онтология. Проблема бытия
37

38.

Онтология. Проблема бытия
38

39.

Онтология. Проблема бытия
39
English     Русский Правила