ПЛАН:
Вопрос № 1:
Иларион
Вопрос № 2:
Петр Яковлевич Чаадаев (1794 – 1856)
Онтология Чаадаева также носит религиозный характер.
Идеи Чаадаева положили начало спору западников и славянофилов.
Славянофилы (П.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков и др.)
Вопрос № 3:
Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885)
Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891)
Вопрос № 4.
Еврази́йство
Вопрос № 5:
945.50K
Категория: ФилософияФилософия

Философское осмысление России как цивилизации

1.

Философское осмысление
России как цивилизации
профессор кафедры медицинского права
доктор политических наук
Радонова Анна Владимировна

2. ПЛАН:

1. Философско-исторические идеи Илариона и Филофея.
2. Концепция Российской цивилизации П.Я.Чаадаева. Проекты
развития России западников, славянофилов и революционных
демократов.
3. Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.
Концепция места России в Европе и Азии К.Н. Леонтьева.
Концепция локальных цивилизаций Л.И. Мечникова.
4. Евразийская концепция Российской цивилизации. Марксистская
концепция Советской цивилизации. Концепция будущего
локальной цивилизации А.А. Зиновьева.
5. Концепция Российской цивилизации А.С. Панарина. Учение о
Российской цивилизации и русском мире А.Г. Дугина.

3. Вопрос № 1:

Философско-исторические идеи
Илариона и Филофея

4. Иларион

один
из
первых
киевских
митрополитов,
сподвижник
Ярослава
Мудрого.
Его
перу
принадлежит «Слово о Законе и Благодати»,
созданное Иларионом в 1037-1050 гг.
Первая часть по своей форме «Слово» Илариона
представляет собой торжественную проповедь,
обращенную к верующим и убеждающую их в
превосходстве христианства над иудаизмом.
Вторая часть – о русском христианстве, в третьей
части возносится похвала князю Владимиру.

5.

Как итог, в сочинении Илариона впервые
выражена мысль, в дальнейшем очень часто
повторяющаяся в русской философии, мысль о великом будущем Русской
земли, русского народа, приобщившегося к
мировой истории после принятия
христианства.

6.

Другая версия идеологии московской
централизации связана с теорией игумена
псковского монастыря Филофея (XVI в.).
В «Послании к великому князю
Василию» Филофей сформулировал ее
выводы.
Главный
из
них:
«Все
христианские царства сошлись в одно
твое... два Рима пали (Римская империя
и
Византия.),
третий
стоит,
четвертому же не бывать».

7.

Таким
образом,
России
предписывалась роль хранительницы
единственно истинно христианской
православной веры; в свою очередь
православие объявлялось «русским», а
русское государство — единственным и
подлинно христианским и в этом
смысле вселенским царством.

8. Вопрос № 2:

Концепция Российской
цивилизации П.Я. Чаадаева.
Проекты развития России
западников, славянофилов и
революционных демократов

9. Петр Яковлевич Чаадаев (1794 – 1856)

философ
и
общественный
деятель,
участник войны 1812 г., друг Пушкина.
Чаадаев первым в истории русской мысли
создал систему философского знания. Его
идеи наиболее полно выражены в
«Философических письмах».

10. Онтология Чаадаева также носит религиозный характер.

Основная идея гносеологии Чаадаева –
объективная обусловленность сознания.
Разум, познающий мир, сам подчинен
законам этого мира. Главными средствами
познания физического мира являются опыт,
рассуждение и интуиция, законы духовного
мира могут быть поняты только путем
Божественного откровения.

11. Идеи Чаадаева положили начало спору западников и славянофилов.

Западничество было представлено
именами А.И. Герцена. Н.П. Огарева,
Т.Н. Грановского и др.; западнических
взглядов придерживались также В.Г.
Белинский, Н.Г. Чернышевский, И.С.
Тургенев.

12. Славянофилы (П.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков и др.)

концентрировали
свое
внимание на
национальном
своеобразии
русской
культуры,
отстаивали
национальносамобытный путь России во всемирной
истории. Они не были противниками
развития связей с другими странами в
области промышленности, торговли, но
политическую культуру Запада считали для
России неприемлемой.

13.

В контексте русской религиозной философии
сформировалось
значительное
для
русской
философии в целом идейное течение, в основе
которого понятие «русская идея».
Под русской идеей принято понимать комплекс
проблем
и
представлений,
связанных
с
определением исторической роли России в составе
мирового целого, особенностями российской
истории, русской культуры, народного характера и
менталитета.

14. Вопрос № 3:

Концепция культурно-исторических
типов Н.Я. Данилевского. Концепция
места России в Европе и Азии
К.Н. Леонтьева. Концепция
локальных цивилизаций
Л.И. Мечникова

15. Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885)

Его культурологическая концепция изложена в
книге «Россия и Европа» (1869). Поскольку
Данилевский
принадлежал
к
кругу
«почвенников» (поздних славянофилов), его
целью было обоснование особого места России в
истории человечества. Он хотел доказать, что у
России — собственный путь развития
самобытной культуры, отличающийся от
европейского пути, следование по которому
было бы гибельным для России.

16. Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891)

Согласно его концепции, все существующее в
своем развитии подчинено закону «трех фаз»,
проходя через периоды:
1).первоначальной простоты;
2) цветущей сложности;
3) вторичного смесительного упрощения.

17. Вопрос № 4.

Евразийская концепция
Российской цивилизации.
Марксистская концепция
Советской цивилизации.
Концепция будущего
локальной цивилизации
А.А. Зиновьева

18. Еврази́йство

русское философско-политическое движение,
выступающее за отказ от европейской
интеграции России в пользу интеграции с
центральноазиатскими
странами.
Евразийское движение, появившееся в среде
русской эмиграции в 1920-1930-е гг.,
приобрело популярность к началу XXI века.

19. Вопрос № 5:

Концепция Российской цивилизации
А.С. Панарина. Учение о Российской
цивилизации и русском мире
А.Г. Дугина

20.

По-мнению
Александра
Сергеевича
Панарина, цивилизация, с одной стороны, исходит
из того, что есть свод неких надгосударственных
норм,
которые
делают
эту цивилизацию предсказуемой, с другой
стороны, цивилизация – это не жесткий и
неизменяемый код, а «некоторые предпосылки,
установки и партитуры, достаточно неясно
написанные, чтобы не стеснять нашу моральную и
творческую свободу, и в то же время не давать
вечных
гарантий,
которые
человеку
противопоказаны».

21.

К проблемам, порожденным
современным пореформенным
периодом, А.С. Панарин относит захват
духовной власти в России зарубежной
элитой и неумелое заимствование
достижений западной культуры без той
аскезы, которая их породила.

22.

Согласно геополитической теории Александра
Гельевича Дугина, мир политически биполярен:
одна сторона — это евразийские континентальные
державы, тяготеющие к авторитарным режимам,
а вторая — атлантические державы, представленные
США
и
Великобританией
с
либеральнодемократическим устройством.
Их сосуществование, по его словам, исключено.
Лидирующую роль в Евразии Дугин приписывает,
понятно, России, а целью геополитики определяет
реставрацию ее державной позиции.
English     Русский Правила