Похожие презентации:
Философия средневековья (IV-XIV вв. н.э.)
1.
Тема 4. Философия средневековья(IV-XIV вв. н.э.)
1. Особенности философии средневековья
Западной Европы
2. Аврелий Августин и Фома Аквинский
как видные представители патристики и
схоластики
3. Арабская философия средневековья.
2.
3.
4.
Характеристика средневековойфилософии
Религиозная (теологическая)
Христианская
«Служанка
богословия»
5.
Теоцентризм философии средневековьяв Западной Европе признавал Бога
в качестве высшего существующего начала,
а весь окружающий мир – его творением.
Особенности мировоззренческой позиции:
креационизм;
вера в существование Бога, ангелов, потустороннего мира,
бессмертия души и т.д.
«греховность» как переход ответственности за грехопадение
Адама и Евы;
страдание как путь познания Бога;
«чудо» как видимое проявление воли Бога;
аскетизм;
молитва как обращение к Богу в ритуальной форме
восхваления и благодарения;
исповедь и покаяние как христианское таинство.
6.
ТЕОЦЕНТРИЗМ(Бог – абсолютный источник жизни и блага)
7.
Креационизм – творениемира Богом из ничего
1. Идея творения:
Мир – результат
творения Бога
2. Идея откровения:
Вера- единственный
способ познания
сверхъестественного
8.
ПровиденциализмБог управляет миром
История человечества – исполнение его
предначертаний
-----------------------------------------------------Развивается экзегетика – искусство
толкования религиозных текстов
9.
Основные вехи средневековойфилософии
• Патристика
• Схоластика
10.
Основные этапы развитияфилософии средневековья
ПАТРИСТИКА
(учение «отцов церкви»)
охватывает с I по IX вв.
На этом этапе происходит
разработка и оформление
основного содержания
христианской философии
на основе религиозного
учения Иисуса Христа и
философской системы
Платона.
СХОЛАСТИКА
(от лат. schola –школа)
охватывает с IX по XV вв.
Представляет собой школьноуниверситетскую
дисциплину, имевшую цель
философски обосновать
религиозное учение и
догматы Церкви под
влиянием философского
наследия Аристотеля.
11.
Августин Блаженный как видныйпредставитель патристики
• Автор работ «О граде
Божьем», «Исповедь»,
«Против академиков» и др.;
• заложил основы католицизма;
• основал исповедальный жанр
в философии и литературе;
• предложил линейное
представление о времени;
• обосновал идею господства
Церкви над государством, а
Папы – над монархами;
• выдвинул идею социального
конформизма (смирение с
бедностью и чужой властью)
12.
Патристика (лат. pater — отец)Совокупность философских и
теологических доктрин
христианства II – VIII вв.,
созданных
«отцами церкви»
Патристика опиралась на идеи
Платона
13.
Вопрос 2. Средневековая патристика.Патристика –
учение «отцов церкви».
Цель-формулировка основных догматов
Гностицизм
Васелид, Валентин
Манихейство
Мани
Апологетика
Юстин Мученик,
Тертуллиан
Догматика
Василий Великий,
Аврелий Августин
14.
ГностицизмОсновные идеи:
• Переосмысление религиозных,
мифологических и философских
представлений
• Делили людей на 3 категории:
«плотские» люди, «душевные» люди,
«духовные» люди
• Противопоставление духа и материи
15.
АпологетикаОсновные идеи:
• Главная идея – оправдания, защиты
религиозного мировоззрения
• «Верю потому, что абсурдно»
• Откровение
–
обнаружение
Бога
посредством деятельности сердца как
органа религиозных переживаний
16.
МанихействоОсновные идеи:
• Мир рассматривали как арену борьбы
добра
и
зла
(Божественного
и
дьявольского)
• Путь спасения человека - аскетический
образ жизни
17.
Августин Блаженный (354-430 гг.)яркий представитель патристики
«Исповедь»,
«О граде Божьем»
Град земной – жизнь во плоти
Град Божий – жизнь по духу
«ЛЮБИ БОГА, и тогда делай, что хочешь»
18.
Философия истории АвгустинаГРАД БОЖИЙ
АРМИЯ
ЗАКОНЫ
ВЛАСТЬ
ГРАД ЗЕМНОЙ
Смысл истории человечества – нравственный прогресс
(очищение души и подготовка к вечной жизни)
19.
Спор о природе универсалий(общих понятий)
Реализм
- направление теологической
философии, сторонники
которого считали
подлинно существующими
не сами вещи, а их общее
понятие – универсалии.
Согласно реалистам
универсалии существуют
до вещей. Они
продолжают учение
Платона об эйдосах.
Номинализм
Реально существуют сами
конкретные вещи, в то
время как общие понятия
есть лишь имена вещей.
Согласно номиналистам
универсалии существуют не
до, а после вещей, а вещи
познаются чувственным
опытом. Они продолжают
учение Аристотеля.
20.
Средневековая схоластикаСредневековая схоластика
«школьная философия»
Распространение среди широких слоев населения
Вопрос об универсалиях –
общих понятиях
(человек, лошадь)
Реализм
Номинализм
21.
Фома Аквинский как крупныйпредставитель схоластики
• Автор работ «Сумма теологии»,
«Против язычников»,
комментариев к Библии, к
произведениям Аристотеля;
• логически доказал
существование Бога;
• систематизировал схоластики;
• автор неотомизма;
• исследуя проблему бытия,
разделяет сущность (эссенцию)
и существование (экзистенцию);
• разработал проблему
соотношения религии и науки,
веры и разума.
22.
Доказательства существования БогаФомой Аквинским в «Сумме теологии»:
• должен существовать первый двигатель;
• в цепи действующих причин должна существовать первая
причина;
• все вещи мира случайны, но случайное зависит от
необходимого, поэтому должно существовать абсолютное
необходимое существо;
• вещи обнаруживают различные степени совершенства,
поэтому должно существовать и абсолютно совершенное
существо, воплощающее в себе саму идею совершенства;
• целесообразность в природе не может быть объяснена
естественными причинами, поэтому необходимо согласиться
с тем, что имеется сверхприродное разумное существо,
которое упорядочивает мир.
23.
Исследование проблемы познанияФомой Аквинским:
• Откровение и разум (вера и знание) – не одно и то же
(как считал Августин Блаженный), а различные
понятия
• Вера и разум одновременно участвуют в процессе
познания
• Вера и разум дают истинное значение
• Если человеческий разум противоречит вере, то он
дает неистинное знание
• Все в мире делится на то, что можно познать
рационально (разумом), и то, что разумом
непознаваемо
24.
Пьер АбелярОсновные идеи:
• Подчеркивал преимущества разума перед
слепой верой
• Сформулировал теорию «двух истин»,
достигаемых с помощью веры и разума
• Считал, что универсалии – это понятия,
возникающие в ходе познания вещей при
помощи абстрагирующей деятельности ума
25.
Уильям ОккамОсновные идеи:
• Отделил философию от теологии
• Сформулировал
принцип
Оккама»:
Сущностей
не
умножать без необходимости
«бритвы
следует
26.
Основные положения темы:В средневековой
философии все
интерпретируется исходя
из одного принципа,
принципа абсолютной
личности, Бога.
Философия была тесно
связана со Священным
писанием, которое
воспринималось как
основа философского
знания.
Главным считалось
искусство трактовать
тексты Библии.
Одной из главных была
идея божественного
предопределения и
учение о конце света.
Окружающий мир
рассматривался как
вторичный по отношению
к Богу и людям; человек
был центром мира,
сотворенного Богом.
27.
Значение философиисредневековья:
• Именно на основе религиозных духовных ценностей
был постепенно преодолен тот глубокий социальнополитический и духовный кризис, который явился
причиной гибели античной культуры;
• религиозная философия оказала стимулирующее
воздействие и на духовное развитие общества;
• мыслители Средневековья внесли существенный вклад
в разработку ряда ключевых понятий и проблем
философии;
• философия средневековья внесла существенный вклад
в укрепление нравственных устоев общества,
проповедуя вечные, общечеловеческие нравственные
ценности.
28.
Задание:Прочитать текст учебника «Средневековая западноевропейская философия»
стр.83-93.
Составить словарь новых терминов (определение понятий): христианство;
теоцентризм; креационизм; дуализм; провиденциализм; патристика; схоластика;
номинализм; реализм.
Обсудить в группе и подготовить ответы (письменно, краткие тезисы) на
вопросы:
1. В чем заключается философское понятие о человеке в средневековой
философии?
2. Дайте характеристику христианству как философскому направлению.
3. В чем основа теоцентризма как учения?
4. Какое мировоззрение характерно для креацинизма?
5. Охарактеризуйте философские взгляды патристиков и схоластиков.
6. Дайте характеристику основам учения номиналистов.
7. Какую роль в христианской философии сыграли Августин Блаженный и Фома
Аквинский?