Похожие презентации:
Феномен философии в средневековой культуре
1. Феномен философии в средневековой культуре.
ФЕНОМЕН ФИЛОСОФИИ ВСРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЕ.
2. План:
Особенности философии средневековьяЗападной Европы
Аврелий Августин и Фома Аквинский как
видные представители патристики и схоластики
Арабская философия средневековья.
3. Теоцентризм философии средневековья в Западной Европе признавал Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий
мир – его творением.Особенности мировоззренческой позиции:
креационизм;
идея «откровения»;
вера в существование Бога, ангелов, потустороннего мира,
бессмертия души и т.д.
«греховность» как переход ответственности за грехопадение
Адама и Евы;
страдание как путь познания Бога;
«чудо» как видимое проявление воли Бога;
аскетизм;
молитва как обращение к Богу в ритуальной форме восхваления и
благодарения;
исповедь и покаяние как христианское таинство.
4. Наиболее яркие представители средневековья:
Тертуллиан Карфагенский (160-220);Августин Блаженный (354-430);
Боэций (480-524);
Альберт Великий (1193-1280);
Фома Аквинский (1225-1274);
Пьер Абеляр (1079-1142);
Уильям Оккам (1285-1349)
5. Основные этапы развития философии средневековья
ПАТРИСТИКА(учение «отцов церкви»)
охватывает с I по IX вв.
На этом этапе происходит
разработка и оформление
основного содержания
христианской философии
на основе религиозного
учения Иисуса Христа и
философской системы
Платона.
СХОЛАСТИКА
(от лат. schola –школа)
охватывает с IX по XV вв.
Представляет собой школьноуниверситетскую
дисциплину, имевшую цель
философски обосновать
религиозное учение и
догматы Церкви под
влиянием философского
наследия Аристотеля.
6. Августин Блаженный как видный представитель патристики
Автор работ «О граде Божьем»,«Исповедь», «Против
академиков» и др.;
заложил основы католицизма;
основал исповедальный жанр в
философии и литературе;
предложил линейное
представление о времени;
обосновал идею господства
Церкви над государством, а
Папы – над монархами;
выдвинул идею социального
конформизма (смирение с
бедностью и чужой властью)
7. Спор о природе универсалий (общих понятий)
Реализм- направление теологической
философии, сторонники
которого считали подлинно
существующими не сами
вещи, а их общее понятие
– универсалии. Согласно
реалистам универсалии
существуют до вещей. Они
продолжают учение
Платона об эйдосах.
Номинализм
Реально существуют сами
конкретные вещи, в то
время как общие понятия
есть лишь имена вещей.
Согласно номиналистам
универсалии существуют не
до, а после вещей, а вещи
познаются чувственным
опытом. Они продолжают
учение Аристотеля.
8. Фома Аквинский как крупный представитель схоластики
Автор работ «Сумма теологии»,«Против язычников»,
комментариев к Библии, к
произведениям Аристотеля;
логически доказал
существование Бога;
систематизировал схоластики;
автор неотомизма;
исследуя проблему бытия,
разделяет сущность (эссенцию)
и существование (экзистенцию);
разработал проблему
соотношения религии и науки,
веры и разума.
9. Доказательства существования Бога Фомой Аквинским в «Сумме теологии»:
должен существовать первый двигатель;в цепи действующих причин должна существовать первая
причина;
все вещи мира случайны, но случайное зависит от
необходимого, поэтому должно существовать абсолютное
необходимое существо;
вещи обнаруживают различные степени совершенства,
поэтому должно существовать и абсолютно совершенное
существо, воплощающее в себе саму идею совершенства;
целесообразность в природе не может быть объяснена
естественными причинами, поэтому необходимо согласиться
с тем, что имеется сверхприродное разумное существо,
которое упорядочивает мир.
10. Под арабской философией понимается совокупность философских учений, созданная мыслителями стран Востока, принявших
мусульманскую веру и пользовавшихся арабским языком.Основные направления арабской философии периода
зарождения (VII-IХ вв.):
Мутакаллимы – сторонники радикального ислама,
основоположником считается Аль-Ашари (874-935 гг.);
Мутазалиты («обособившихся») – исламские философы, учение
которых носит относительно материалистический характер.
Родоначальник – Аль-Кинди, впоследствии представителями
этого направления были также Аль-Фараби и Ибн-Сина;
Суфизм (от араб. означает буквально «человек в одежде из
шерсти» – считали высшим благом добровольное отрешение
от окружающего мира, аскетизм, уход в себя и мистику.
11. Арабская философия IX–XV вв.
Особенности:усиление материалистических идей, развитие
медицины;
заимствование древнегреческой философии и
превращение арабской в арабо-греческую.
12. Представители арабской философии:
Аль-Кинди (800-879)Ибн-Сина (Авиценна) (980-1037)
Аль-Фараби (870-950)
Ибн-Аль-Хайсам (Альгазен) (965-1038)
Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126-1198)
и другие.
13. Ибн-Сина (Авиценна) (980-1037гг.)
Ибн-Сина – ученый-энциклопедистсоздал около 450 работ, из которых
до нас дошло около 240;
создал около 50 трудов по
медицине: «Канон врачебной
науки», «Книга исцеления»
«Указания и наставления», «Книга
знания» и др.
дал анатомическое описание
человека, характеристику телесной
структуры, изучил проблемы
нервных и психических болезней и
их лечения;
пытался отделить философию от
теологии.
14. Значение философии средневековья:
Именно на основе религиозных духовных ценностей былпостепенно преодолен тот глубокий социальнополитический и духовный кризис, который явился причиной
гибели античной культуры;
религиозная философия оказала стимулирующее
воздействие и на духовное развитие общества;
мыслители Средневековья внесли существенный вклад на
разработку ряда ключевых понятий и проблем философии;
философия средневековья внесла существенный вклад в
укрепление нравственных устоев общества, проповедуя
вечные, общечеловеческие нравственные ценности.
15. Литература:
Августин Аврелий. Бог и мир. Вечность и время.Библия.
Аквинский Фома. Доказательства бытия Бога.
Винокуров В.В. Основные этапы развития средневековой философии
Донини А. У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана): Пер. с
итал. – М.:Политиздат, 1989. 365 с.
Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М.. 1979.
Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979.
Рассел Б. История западной философии: В 3 кн./ Пер. с англ; - Подгот.
Текста В.В.Целищева. – Спб.: Азубка, 2001. – Кн.2. Католическая
философия. – С.365-582.
Соколов В.В. Средневековая философия. – М.: Высш.шк., 1979. 448с.
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии:
Учеб. пособие для вузов. – М.: Высш. шк., 1991. – 512 с.