3.04M
Категория: ПедагогикаПедагогика

Работа с детьми с ОВЗ умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по развитию мелкой моторики

1.

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа» пст. Нижняя Омра
Методическая разработка
Осуществление проекта «Работа с детьми с ОВЗ умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) по развитию мелкой моторики и координации движений рук через развитие
художественного творчества и активизации творческого потенциала посредством
использования нетрадиционной технологии рисования "Кляксография»».
Составила:
КОПЫЛОВА А. А,
учитель классов коррекции
пст. Нижняя Омра
2018

2.

Содержание
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Введение…………………………………………………………………… 3
Ожидаемые результаты……………………………………………….........5
Этапы реализации проекта…………………………………………. .........5
Основная часть……………………………………………………………..6
Список литературы……………………………………………………….16
Приложение 1……………………………………………………………..17
Приложение 2……………………………………………………………..27
Приложение 3……………………………………………………………..31
Приложение 4……………………………………………………………..32
2

3.

Введение
В настоящее время весьма актуален вопрос обучения детей с умственной
отсталостью (интеллектуальными) нарушениями в общеобразовательной школе, как
вопрос, отвечающий социальным запросам современного общества. Совместное обучение
и воспитание детей с умственной отсталостью (интеллектуальными) нарушениями с
нормально развивающимися сверстниками в общеобразовательных учреждениях требует
создания специальных педагогических условий, обеспечивающих реализацию
интегрированного подхода. Современные требования по ФГОС рассчитаны на создание
таких условий: общедоступность к образовательному учреждению «детей – инвалидов»,
современные требования к подготовке педагогических кадров, материально-техническая
оснащенность образовательной организации.
Руководствуясь Федеральным Законом № 273 "Об образовании в Российской
Федерации", Федеральным государственным образовательным стандартом образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными) нарушениями (утв.
приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599), Уставом
школы, методическими письмами и рекомендациями в МОУ «ООШ» пст. Нижняя Омра с
2008 года организована работа по выполнению муниципального задания для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными) нарушениями.
С целью реализации прав личности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными) нарушениями на образование, трудовую подготовку и социальную
адаптацию, создание максимально благоприятных условий в школе имеется необходимая
нормативно-правовая база, соответствующие локальные акты и положения.
Контингент обучающихся в классах с умственной отсталостью (интеллектуальными)
нарушениями за три года:
2015-2016
2016-2017
2017-2018
1-4 классы
8 чел
12 чел
13 чел
5-9 классы
12 чел
10 чел
11 чел
Всего
20 чел
22 чел
24 чел
Индивидуальное обучение
13 чел
12 чел
10 чел
Дети - инвалиды
12 чел
13 чел
15 чел
Из таблицы мы видим, что в школе наблюдается увеличение численного
контингента обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными)
нарушениями, а также увеличивается количество обучающихся, имеющие статус «дети –
инвалиды».
Все эти обучающиеся имеют диагноз умственная отсталость и сопутствующие
заболевания. У троих обучающихся нарушена координация, точность и темп движений.
Движения замедленны, неуклюжи, что является помехой формированию сложного
механизма бега и прыжков. У них возникают большие сложности при выполнении
действий, требующих переключений движений или быстрой смены поз. У двоих
обучающихся повышенная подвижность сочетается с нецеленаправленностью,
беспорядочностью, некоординированностью движений. Недостаточность развития мелкой
моторики препятствует развитию сложнокоординированных графических движений рук,
что значительно затрудняет овладение детьми базисными движениями, необходимыми
для формирования графомоторных навыков. Изменение мышечного тонуса обусловливает
утомляемость кистей рук, из-за чего ребенок не может длительное время удерживать
3

4.

карандаш или ручку. Недостаточность деятельности нервной системы делает движения
неловкими, препятствует их согласованности и плавности.
Указанные нарушения обычно сочетаются с расстройствами зрительно-моторной
координации, которые проявляются:
- в неспособности провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную);
-в трудности формирования правильной траектории движений при выполнении
графического элемента (буквы, цифры, геометрической фигуры);
-в неустойчивости почерка (неровные штрихи, различная высота и протяженность
графических элементов, большие, растянутые, разнонаклонные буквы);
-в треморе;
- в очень медленном темпе письма.
Работая с обучающимися
с умственной отсталостью (интеллектуальными)
нарушениями и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать
вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс
усвоения детьми знаний. Поэтому наряду с общепринятыми методами и приемами вполне
обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых
очевидна.
Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального
произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это
огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое
главное, самовыражаться.
Включение в работу обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными)
нарушениями нетрадиционных техник рисования позволяет мне развивать сенсорную
сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение
соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными
материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка
(использование предметов, которые окружают его каждый день в новом ракурсе - можно
рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки мятую
бумагу или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словеснологического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей.
Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми,
имеющими речевые нарушения, может способствовать преодолению моторной
неловкости (а значит и слабых изобразительных умений, демонстрируемых детьми при
проведении традиционных занятий по изобразительной деятельности); по-новому
открывает перед ребѐнком мир, что помогает активизировать и расширить словарный
запас; даѐт представление о новых возможностях взаимодействия предметов, позволяя
установить грамматические закономерности при описании своих действий, а также
создаѐт мощную психофизиологическую базу для развития речи.
Поэтому мною был разработан проект, цель которого: развитие мелкой моторики и
координации движений рук
у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными) нарушениями через развитие художественного творчества и
активизации творческого потенциала посредством использования нетрадиционной
технологии рисования "Кляксография".
Объект проекта: развитие мелкой моторики у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными) нарушениями.
4

5.

Предмет проекта: задания, игры и упражнения через использование технологии
«Кляксография», направленная на развитие мелкой моторики у обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными) нарушениями.
Задачи проекта:
1.Проанализировать теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики в
работах специалистов.
2.Подобрать комплекс специальных заданий, игр и упражнений нетрадиционной
технологии «Кляксография», развивающая мелкую моторику обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными) нарушениями.
3.Разработать рекомендации педагогам, родителям (законным предствителям) по
коррекции мелкой моторики и применению технологии «Кляксография» в урочное и
внеурочное время.
Ожидаемые результаты
1.Применение полученных знаний и опыт коллег в ходе реализации проекта по проблеме
развития художественного творчества;
2.Умение обучающихся применять
усвоенную нетрадиционную технологию
«Кляксография»;
3. Участие в региональных, республиканских и всероссийских конкурсах рисунков.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап

Содержание деятельности
1
Изучение литературы, подбор материала.
2
Изменение предметно-развивающей
среды.
3
Разработка самого проекта.
Основной этап

Содержание деятельности
1
1.Ознакомление детей с одним из видов
нетрадиционной технологии рисования
«Кляксография».
2. «Рисование выдуванием через трубочку,
ватной палочкой».
3. «Рисование нитью».
5
Предполагаемый результат
Готовность к применению.
Приобретение необходимого
инструментария (трубочки, ватные
палочки, нитки, прищепки и т.д.),
разработка и изготовление
методического пособия (образец).
Разработка конспектов уроков,
классных мероприятий (через
внеурочную деятельность).
Включение системы занятий в
календарно – тематическое
планирование по изобразительному
искусству и перспективный план
внеурочной деятельности.
Предполагаемый результат
Образовательная ситуация:
"Волшебное превращение кляксы"

6.

Использование нетрадиционной
технологии рисования на практике.
3
Проведение итоговой выставки
выполненных работ.
Заключительный этап

Содержание деятельности
1
Обмен опытом работы на школьном
уровне среди коллег и родителей
(законных представителей).
Конспекты уроков (Приложение 1).
2
2.
Выставка детских творческих работ
(Приложение 2)
Предполагаемый результат
Рекомендации педагогам, родителям
(законным представителям) по
коррекции мелкой моторики и
применению технологии
«Кляксография» в урочное и
внеурочное время.
Участие в региональных, республиканских
и всероссийских конкурсах рисунков
Основная часть
Рассматривая вопрос о развитии обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными) нарушениями, следует определить характер их возможностей и
направленность предполагаемого продвижения, а также выявить те факторы, которые
могут способствовать этому процессу. Развитие обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными) нарушениями с точки зрения педагогов и психологов заключается в
том, чтобы оно было направлено на продвижение детей в общем развитии, на
формирование у них положительных черт, предусматривающих коррекцию и имеющиеся
недостатки. Необходим дифференцированный и индивидуальный подход к каждому
ребенку, другими словами, создается условия, необходимые для максимально
всестороннего продвижения. В процессе учения удовлетворяются важнейшие
потребности школьников: потребность в познании и самоутверждении. Различная
структура дефекта у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными)
нарушениями, несомненно, способствует появлению специфических трудностей в
удовлетворении этих потребностей, вследствие чего отношение к учению у них различно.
Формирование положительного отношения к учебной деятельности у обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными) нарушениями предполагает знание
педагогом их индивидуальных особенностей и учѐт всех выше изложенных факторов.
По данным исследованиям И.А Грошенкова, нарушение моторики у обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными) нарушениями при выполнении работы
требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движениям руки он
нередко повреждает изделие, то впоследствии, в процессе, систематической работы, рука
приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Всѐ это способствует к
развитию руки для письма, и соответственно к учебной деятельности.
У обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными) нарушениями
проявляются недоразвития мелкой моторики рук, недостаточная координированность и
целенаправленность движений.
Из наблюдений в начале 2016-2017 учебного года было видно, что многие
обучающиеся затруднялись удержать шаблон в процессе работы, наблюдалось его
6

7.

соскальзывание. Многие дети неверно держали карандаш, сильно нажимали им на бумагу.
Большие трудности обнаруживались у обучающихся при работе с ножницами. Они не
знали и не придерживались основных правил этой работы (у большинства наблюдалась
неправильная хватка ножниц), не умели правильно резать бумагу по намеченным линиям
разметки, часто миновали ее, закрывали лезвие ножниц в процессе резания, не соблюдая
правил безопасности работы.
Недостаточность ручных умений и навыков у обучающихся проявлялась в работе с
красками и кисточкой. Ученики брали на кисточку много краски, наносили еѐ большим
слоем. Пользование кистью неумелое – не могли рисовать концом, всей кистью, свободно
двигали ею в разных направлениях, не могли ориентироваться на листе бумаги, тяготение
к ритмическим, повторным движениям, не соблюдали равномерности узоров по величине
форм, по расстоянию между ними, давали симметрическое расположение узора. Не могли
находить красивые сочетания красок в зависимости от фона.
Также в начале реализации проекта была проведена диагностика, которая показала низкий
уровень развития мелкой моторики – 6 обучающихся и у 4 обучающихся средний уровень.
Это свидетельствует о недостаточной сформированности у детей двигательного
компонента навыка графической деятельности, а также о низком развитии произвольной
регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной
производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться недостаточными
для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в школе. Данные
выводы подтверждают наличие актуальности проблемы в развитии мелкой моторики у
обучающихся.
Поэтому изучив литературу по данной проблеме, я пришла к выводу, что работа по
развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе – сочетании
развития речи, знакомство детей с окружающим и предметным миром, привитию
эстетических и нравственных норм, использованию нетрадиционных методов ИЗО
деятельности, физкультминуток, массажа, пальчиковых и игровых упражнений.
Как показывает практика, использование рисования в процессе обучения детей с
умственной отсталостью как средства коррекции,
обеспечивает развитие их
сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительнодвигательной координации, восприятие представлений об окружающем мире,
мышление, память, внимание, речь, эмоционально-волевую сферу качеств личности.
Учитывая в своей работе психофизические особенности детей и ставя перед собой цель:
найти доступные методы и приемы в обучении рисованию обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными) нарушениями, я пришла к выводу, что наиболее
интересными и доступными для учеников класса являются нетрадиционные техники
формировании изобразительной деятельности.
Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения, творчества,
проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Каждая
техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции.
Нетрадиционное рисование лежит в основе многих арт-терапевтических техник. Как
средство коррекции психических процессов, нетрадиционные техники рисования
позволяют преодолеть чувство страха, дают свободу, вселяют уверенность в себе, своих
силах. Современные исследования показали, что нетрадиционное рисование
7

8.

способствует ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей, несмотря
на то, что чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для
разворачивания деятельности, его внимание часто рассеянно и неустойчиво. В процессе
нестандартной художественной деятельности зона активности сужается, уменьшается
амплитуда движений.
Занятия данным видом рисования способствуют развитию зрительно-моторной
координации, фантазии, логики, мышления. Нетрадиционное рисование – это способ
самовыражения, общения с самим собой, отличное средство не только для поднятия
настроения, но и для взгляда на мир другими глазами, открытия в себе новых
возможностей!
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том,
что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому
ребѐнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной
ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребѐнок любит
быстро достигать результата в своей работе.
Одна из таких техник нетрадиционного рисования – кляксография. Еѐ использование
позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает
воображение, дает полную свободу для самовыражения. Кляксография помогает
формировать умение передавать силуэтное изображение, отрабатывать навыки работы
красками, кистью. Она отлично развивает творчество, фантазию, воображение,
воспитывает эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства, а
также воспитывает сопереживание. Этот вид рисования помогает развить глазомер,
координацию, мелкую моторику пальцев рук.
Как уже было сказано ранее, что развитие мелкой моторики, как главное условие
осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного
обучения, формирует положительное эмоциональное состояние, воспитывает
уверенность в себе. Применение технологии «Кляксография», специальных упражнений,
игр, заданий дает положительную динамику в развитии мелкой моторики и
познавательной деятельности детей, поэтому необходимо методически грамотно
организовать уроки, подбирая дидактический и демонстрационный материал. Каждый
урок начинается с элементов самомассажа (или массажа) кисти и пальцев рук. Массаж
является одним из видов пассивной гимнастики, при котором используются различные
приспособления: массажные мячики, валики, ―скалочки‖, семена.
Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые,
достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие ЦНС, в
результате чего повышается еѐ регулирующая роль в отношении работы всех систем и
органов.
Начинается и заканчивается самомассаж с расслабления кистей рук, поглаживания.
Включение массажа влияет на характер взаимодействия педагога с ребенком, т.к.
ребенок остро нуждается в «принятии» со стороны взрослого.
В каждый урок также максимально включаются специально подобранные по тематике
игры, упражнения и задания, направленные на повышение уровня развития мелкой
моторики: пальчиковая гимнастика; использование различных предметов для развития
мелкой моторики и т.д.
8

9.

Пальчиковая гимнастика – комплекс упражнений для развития и совершенствования
«тонких» движений пальцев рук. Большое внимание уделяется общему развитию рук
ребенка, развитию согласованности действий обеих рук, выделению каждого пальца,
становлению ведущей руки (Приложение 3)
Пальчиковая гимнастика включает:
а) упражнения на отработку силы пальцев и кистей рук;
б) упражнения на расслабление и целенаправленные движения по инструкции;
в) упражнения с ритмом (выполнение упражнений с пальцами под счет, под хлопки,
отстукивание, топот, под музыкальные инструменты).
Для координации движений пальцев рук перед рисованием используются игры с
нестандартным оборудованием - прищепками, камешками, бусами, крупами, горошинами,
пуговицами, нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров), завязывание
бантиков, шнурков и т.д. Такие игры очень увлекательны, они способствуют развитию
творческой активности, мышления. Не традиционное использование предметов
стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному
настрою, снижает психоэмоциональное напряжение. Главная цель таких игр —
переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую
воздействует на умственное развитие ребенка.
Все задания и упражнения
проводятся
на разных уровнях сложности: по
подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается
показом, т.е. дети работают по подражанию. Затем степень их самостоятельности
увеличивается - показ устраняется и остается только словесная инструкция.
На результативность выполнения инструкций большое влияние оказывает положительная
мотивация детей, добиться которой можно через внесение ярких и красочных пособий и
атрибутов, использование игровых моментов (например, сказочные персонажи и др.) и
соревновательных элементов.
Основной частью урока является рисование с применением технологии «Кляксография» с
трубочкой или с нитью.
1. С трубочкой. Обучающимся предлагается подуть из трубочки так, чтобы трубочка
не касалась ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедуру повторить.
Недостающие детали обучающиеся дорисовывают при помощи ватных дисков,
палочек, кисточки и т.д.
9

10.

10

11.

11

12.

2. С нитью. Опустить нить в краску и выложить на листе, оставив ее конец за
границей листа. Накрыть вторым листом бумаги и вытянуть нить, прижимая
верхний лист. В итоге образуются причудливые линии и пятна, которые можно
превратить с помощью карандаша, фломастера и т.д. в какой-либо
образ.
12

13.

13

14.

Сама по себе клякса не несет в себе никакого смысла, но рисуя, мы придаем ей
очертания, капелька-клякса превращается в предмет, в образ, в рисунок.
14

15.

Таким образом, такая изобразительная техника, как кляксография является условием
поддержки интереса ребенка к изобразительной деятельности. Так как многие дети
переживают за результат работы, а такой метод рисования, как кляксография, наоборот,
освобождает детей от переживания.
Результаты работы показывают, что у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными) нарушениями в процессе коррекционно-развивающего обучения и
применения технологии «Кляксографии» происходят положительные изменения в
развитии мелкой моторики кистей и пальцев рук. Целенаправленное использование
специально подобранных игр и упражнений для развития мелкой моторики на уроках
способствует совершенствованию координации движений
и обеспечивает более
успешное овладение детьми программой. Развитие и совершенствование мелкой моторики
кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы,
всех психических процессов, речи.
В процессе выполнения двигательных заданий дети получают знания о свойствах
разных предметов и пособий (цвет, форма, качество материалов); знакомятся с
особенностями передвижений в пространстве, возможными направлениями движения;
определяют местоположение одних предметов по отношению к другим и к самому себе,
ориентируются в схеме собственного тела и т. д.
Таким образом, развивая мелкую моторику и координацию движений рук у
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными) нарушениями через
различные виды деятельности, совершенствуя условия для развития мелкой моторики
пальцев рук, я добилась следующих результатов: улучшилась координация и точность
движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; мелкая моторика пальцев, кистей рук;
улучшилось развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания,
зрительного и слухового восприятия, творческая активность; создана эмоциональнокомфортная обстановка в общении со сверстниками и взрослыми.
В апреле 2018 учебного года был проведѐн практический семинар, где были
подведены итоги результатов по применению технологии «Кляксография», а также даны
рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по развитию мелкой
моторики у обучающихся с нарушением интеллекта и коррекции его недостатков на
уроках изобразительной деятельности, занятиях во внеурочное время.
15

16.

Результаты и наблюдения за эффективностью применения техник рисования
«Кляксография», обсуждение с коллегами привели к выводу о необходимости
использования таких технологий, которые создадут ситуацию успеха у обучающихся,
формируют устойчивую мотивацию к рисованию.
Тем не менее, проблема развития мелкой моторики у обучающихся
с
интеллектуальной недостаточностью остается актуальной на сегодняшний день. Поэтому
мы считаем, что разработанные рекомендации, а так же уроки и подобранные упражнения
по изобразительной деятельности, направленные на развитие мелкой моторики, окажут
помощь педагогам, родителям (законным представителям) в устранении данных
нарушений у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными)
нарушениями.
16

17.

Литература
1. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. – М.,1987
2. Беззубцева В.Г. Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребѐнка, готовим еѐ к рисованию и
письму. М., Изд. «ГНОМ и Д» 2003. 120 с.
3. Богатырева З.Н. Чудесные поделки из бумаги. – М.: Педагогика, 1987, –184 с.
4. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. –
М., 1988
5. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М.:
Академия, 2002, –207 с.
6. Воспитание и обучение во вспомогательной школе. /Под ред. В.В. Воронковой. – М.:
Школа – ПРЕСС, 1994, –416 с.
7. Выготский Л.С. Психология искусства. – Минск, 1998
8. Гозова А.П., Кулагин Ю.А., Лубовский И.В., Петрова В.Г., Розанова Т.В. Изучение
психического развития аномальных детей. // Дефектология. – 1983. – №6. – С. 13–16.
9. Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. – М.:
Педагогика, 1990, – 120 с.
10. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе
VIII вида. – М.: Издательский центр «Академия», 2002, –208 с.
11. Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством в специальной (коррекционной)
школе VIII вида. – М.: ООО «Институт общегуманитарных исследований», 2001, –224 с.
12. Грошенков И.А. Развитие у учащихся вспомогательной школы интереса к
изобразительной деятельности. // Дефектология. –1980. – №6.–С. 45–53.
13. Грошенков И.А. О преподавании рисования во вспомогательной школе. /
Методические рекомендации и планирование. – «Гуманитарный издательский центр
ВЛАДОС», 1998, –48 с.
14. Жаренков Г.И. Коррекционная работа на уроках трудового обучения. (в сб.
коррекционно-развивающее обучение). – М.: Дрофа, – С. 115–148.
15. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. –
М.: Просвещение «ВЛАДОС», 1995, –112 с.
16. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. М.:
Просвещение, 1980, –152 с.
17. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. М.:
Просвещение, 1970, –152 с.
18. Обучение учащихся I–IV классов вспомогательной школы: (изобразительное
искусство, физическая культура, ручной труд, пение и музыка). /Под ред. В.Г. Петровой. –
М.: Просвещение, 1983, – 208 с.
19. Певзнер М.С., Лубовский В.И. Динамика развития детей – олигофренов. – М., 1963
20. Развитие у учащихся вспомогательной школы интереса к изобразительной
деятельности. // Дефектология. – 1980. – №6. – С. 45 – 53.
17

18.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тема урока: Знакомство с техникой кляксографии.
Цель урока: развитие у обучающихся воображения посредством нетрадиционной
техники рисования- кляксография.
Задачи урока:
образовательные: закрепить знания об основных цветах, познакомить с
нетрадиционной техникой рисования кляксография - выдувание трубочкой;
развивающие: развивать творческое мышление детей (путем проблемных
ситуаций), любознательность, воображение;
коррекция наглядно-образного мышления, слухового и зрительного восприятия,
связной устной речи;
воспитательные: воспитывать интерес к изобразительной деятельности,
воспитывать аккуратность в рисовании акварелью и гуашью.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:
Для учителя: примеры выполнения кляксографии, как учителем, так и детьми,
рисунок Художника и Кляксы, кисть, гуашь, трубочки, презентация к уроку,
мультимедийный проектор, раздаточный материал, музыка П.И. Чайковского «Времена
года», музыка классика для выполнения практической работы.
Для обучающихся: альбом, баночки для воды, кисти. акварельные и гуашевые
краски, трубочки.
Ход урока:
1.Организационный момент
- Проверка готовности на урок.
Создание положительного эмоционального настроя:
Прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите чувство уверенности в том, что сегодня
у нас всѐ получится, поддержите друг друга перед предстоящей работой, улыбнитесь,
опустите ладошки, что подарили и пожелали вы своему соседу (хорошее настроение,
активной работы на уроке, правильных ответов).
Девиз урока:
Рисование – не просто увлечение,
Это навыками овладение.
Мы учимся фантазировать, воображать,
Затем на бумаге акварелью изображать.
2. Разминка на развитие ВПФ (катание массажных шаров на ладони).
3.Проверка знаний обучающихся.
Давайте с вами вспомним основы цветоведения, с которыми мы познакомились на
прошлых уроках.
Дидактическая игра «Основные и составные цвета».
Задание: выбери 3 основных цвета и 3 составных, полученных при смешивании основных
цветов. Раздели и наклей их в колонки: основные и составные цвета.
1.
18

19.

2.
Дидактическая игра «Раздели цвета».
Задание: из предложенных цветных прямоугольников найди ахроматические цвета и наклей в
ячейки.
4.Постановка темы и задач урока.
Решите примеры и полученные ответы выложите ,от меньшего к большему,
переверните полученные числа и назовите слово.
К 5-4 = 1
Л 1+1 = 2
Я 6-3 = 3
К 2+2 = 4
С 7-2 = 5
А 9-3 = 6
- Ребята, подумайте, во что могут превратиться кляксы? (ответы обучающихся).
- А можно ли с помощью кляксы получить какое-либо изображение? (ответы
обучающихся).
- Ребята! Какими материалами приходится рисовать Художнику? (ответы обучающихся).
- Да и посмотрите, какие рисунки получаются у него, не похожие друг на друга (показ
рисунков, выполненных различными художественными материалами). Чтобы нарисовать
такие работы Художнику пришлось потрудиться не один день.
- А это кто появился среди картин? (показ рисунка Кляксы).
- Действительно, Клякса. Ты что здесь делаешь? Уж не хочешь ли ты сказать, что тоже
умеешь рисовать? Ребята, Клякса сказала мне, что она нарисовала все эти замечательные
картины.
- Ребята, вам понравились эти работы? (ответы обучающихся).
- Вы хотите попробовать научиться рисовать с помощью клякс? (ответы обучающихся).
Тема нашего урока:
Определим задачи урока:
-Что должны понять?
- Что должны узнать?
- Что должны нарисовать?
5.Изучение нового материала
Помните, как Буратино расстроил Мальвину тем, что поставил на лист бумаги огромную
чернильную кляксу, за что и был отправлен в чулан? Просто Мальвина, наверное, не
знала, что существует такой замечательный способ рисования, как кляксография.
Кляксография – это один из приемов, который любят как дети, так и взрослые. При
помощи кляксы и потока воздуха появляются необычные силуэты, которые потом
художники превращают в деревья, сказочные персонажи, цветы и многое другое.
19

20.

Сегодня мы с вами познакомимся лишь с одним способом кляксографии, но для
начала мы познакомимся с иллюстрациями знаменитых художников, которые
использовали этот метод рисования в своих работах. Это творчество Эрика Булатова и
Олега Васильева.
-Как вы думаете, что помогло этим художникам создать образ дремучего леса?
- Правильно! Кляксы!
- Кляксы бывают разные: страшные и милые, злые и добрые. Все зависит от фантазии
художника.
Сегодня мы научимся из самых некрасивых клякс творить замечательные вещи.
Для этого нам понадобится взять на урок немного фантазии, краски, кисти и альбом.
Проверьте, все ли есть у вас на столе.
6. Физминутка
Упражнение на расслабление. На фоне музыки проходит физминутка.
Давно не было дождя, растения завяли. Сначала опустились головки, потом –
листики, а потом согнулся весь стебелек до земли (дети за учителем опускают голову,
затем роняют руки вдоль туловища, потом приседают на корточки). Вдруг закапал
дождик, растения стали оживать (движения в обратном порядке). Подул ветерок (руки над
головой), зашумели стебельки (покачивание руками), затих ветерок (руки вниз). Сели.
7. Практическая работа
Во время практической работы звучит классическая музыка.
Повторение правил техники безопасности.
При работе с красками и водой будьте аккуратными. Краска должна быть не густой.
Трубочками не кидаемся и никого ими не тычем. Сильно не давим, с места не двигаем.
Сидим свободно, не сутулимся.
Практическая работа « Моя фантазия».
Учитель обращает внимание детей на инструкционную карту.
Инструкционная карта по выполнению практической работы:
1. Выбрать тему, цветовую гамму.
2. Нанести кляксу.
3. Выдувать трубочкой от себя по наклоном.
4. Поправить кистью.
5. Высушить кляксографию.
6. Оформить работу.
Этап контроля и самоконтроля вовремя практической работы:
контроль организации рабочего места;
контроль правильности выполнения приемов работы;
20

21.

оказание помощи обучающимся, испытывающим затруднения;
контроль объема и качества выполненной работы.
8. Закрепление.
Фронтальный опрос.
1. С каким новым приемом работы вы сегодня познакомились?
2. Какие материалы мы использовали для этого?
3. Чем отличается кляксография от других видов изобразительного искусства?
9. Итог.
Дорогие ребята вы все справились с заданием. Ваши друзья и помощники
инструменты напоминают вам, чтобы вы привели их в порядок.
Выставление оценок.
10. Рефлексия.
Вот и подошло наше занятие к концу. Что бы вы хотели сказать? Какими мыслями
поделиться?
Используется метод незаконченного предложения.
Я научился...
Я хотел бы больше...
Оказывается, что...
21

22.

Тема урока: Дерево весной глазами детей.
Цель урока: Продолжать закреплять умение выполнять работу в нетрадиционной
технологии ( кляксография трубочкой и ватными палочками).
Задачи урока:
образовательные: закрепить знания детей с нетрадиционной художественной
техникой кляксографии с трубочкой последующим дофантазированием
изображения;
развивающие: развивать речь, внимание, мышление, дыхательную систему,
мелкую моторику рук детей;
коррекция наглядно-образного мышления, слухового и зрительного восприятия,
связной устной речи;
воспитательные: воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к природе,
аккуратность, самостоятельность.
Оборудование: листы бумаги А4, гуашь, кисти, трубочки для коктейля, салфетки, вода,
ватные трубочки.
Ход урока:
1.Организационный момент
- Проверка готовности на урок.
Создание положительного эмоционального настроя:
Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость
общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых
открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
2.Актуализация знаний
Дорогие мои, волшебники! Знаете, почему я к вам так обратилась? Потому что сегодня вы
попробуете совершить настоящее волшебство.
Какие предметы используют волшебники? (Волшебную палочку, шапкуневидимку, сапоги-скороходы, скатерть самобранку, волшебное зеркальце).
Мы с вами волшебники-художники, поэтому у нас свои волшебные предметы. Они
у вас лежат на столах. Назовите их. (Трубочки, ватные палочки). Эти предметы и
помогут нам совершить волшебство – нарисовать обычную картину необычным
способом.
3. Разминка на развитие ВПФ (массаж со скалочками).
4.Проверка знаний обучающихся.
5.Постановка темы и задач урока.
А вот, что именно мы будем рисовать этими волшебными предметами, вы узнаете,
отгадав загадку:
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)
Проверим, правильно ли вы отгадали! (На столах лежат четыре конверта с пазлами, на
которых изображено одно и то же дерево в разное время года. Нужно собрать пазлы и
сравнить со слайдом). Правильно отгадали.
Объясните, как дерево весной веселит?
22

23.

Ответы обучающихся: Появляются зеленые листочки.
Как летом холодит дерево?
Ответы обучающихся: Под деревом в жару прохладно, тень.
Как весной дерево питает?
Ответы обучающихся: На деревьях созревают плоды: яблоки, груши.
Как вы понимаете, что дерево зимой согревает?
Дети: печки топят поленьями.
Какие деревья вы знаете?
Сколько деревьев на слайде? Давайте посчитаем! (4)
Сравните их. Чем они отличаются? (1- с цветами, 2 – с зелеными листьями, 3 – с
желтыми листьями, 4- без листьев).
Как вы думаете, почему они такие разные? (Деревья по-разному выглядят в разное
время года.)
Тема нашего урока:
Определим задачи урока:
-Что должны понять?
- Что должны узнать?
- Что должны нарисовать?
6. Изучение нового материала
Как выглядит дерево весной?
(Обучающимся демонстрируется слайд, на котором изображено дерево весной).
Посмотрите на предметы и скажите, с помощью каких из них мы можем нарисовать
ствол и ветки? (Предположение обучающихся).
Мы с вами настоящие волшебники, поэтому попробуем изобразить наше весеннее дерево
без кисти и карандаша. Мы будем использовать трубочку, воздух.
Но сначала я хочу показать вам иллюстрации знаменитых художников, которые
использовали этот метод рисования в своих работах. Это творчество Эрика Булатова и
Олега Васильева (показ слайдов с иллюстрациями из сказки «Золушка»).
Как вы, думаете, что помогло этим художникам создать образ дремучего леса?
Ответ обучающихся: Правильно! Кляксы!
Мы с вами уже знаем, что кляксы бывают разные: страшные и милые, злые и добрые. Все
зависит от фантазии художника.
Теперь и мы с вами попробуем нарисовать весеннее дерево с помощью трубочки, воздуха
и кляксы.
Капля с ложечки упала,
Это клякса прибежала,
Всѐ вокруг заколдовала
И деревья и кусты,
А расколдовывать будем мы.
7. Практическая работа « Волшебное весеннее дерево».
Сначала разведем на палитре коричневую гуашь с водой. Возьмем акварельной кистью
краску и сделаем кляксу на том месте, где будет начинаться ствол дерева. С помощью
трубочки дуем на кляксу, чтобы ее конец не касался ни бумаги, не краски. При
необходимости лист можно поворачивать, создавая ствол.
Обучающиеся выполняют рисунок под классическую музыку.
23

24.

8. Пальчиковая гимнастика «Деревья».
9. Продолжение практической работы.
Вы просто настоящие волшебники! Смогли нарисовать деревья с помощью воздуха.
Что не хватает нашему весеннему дереву?- листочков
А с помощью, чего мы можем нарисовать листочки?- с помощью ватных палочек.
Правильно. Сначала выбираем цвет и переносим на палитру, затем берѐм ватную палочку
макаем в краску и с помощью точкавания на носим листочки на веточки. Приступаем к
работе.
Обучающиеся выполняют рисунок под классическую музыку.
Этап контроля и самоконтроля вовремя практической работы:
контроль организации рабочего места;
контроль правильности выполнения приемов работы;
оказание помощи обучающимся, испытывающим затруднения;
контроль объема и качества выполненной работы.
8. Итог.
Наше занятие подошло к концу. Чему же вы сегодня научились, какому волшебству?
(Рисовать необычным способом).
А что помогло вам получить такие замечательные рисунки, кроме волшебства? (Старание,
внимание и, конечно же любовь к природе). Если вы будете обладать такими качествами,
то думаю, что сможете обойтись и без волшебства.
И сегодня я вам предлагают поменяться работами друг с другом и оценить работы сами.
9. Рефлексия.
Какое настроение у вас сейчас? Вам понравилось быть волшебниками?
Ответы обучающихся.
На столах у вас лежат смайлики с настроениями « Весѐлое» и «Грустное», выберите
смайлик и его раскрасьте, тем самым покажите своѐ настроение.
24

25.

Тема урока: « Праздничный букет»
Цель урока: Продолжать закреплять умение выполнять работу в нетрадиционной
технологии (кляксография нитью).
Задачи урока:
образовательные: закрепить знания обучающихся с нетрадиционной
художественной технологией кляксография, устанавливать связь между предметом
и окружающей средой, представления о разновидностях цветов, их сходстве и
различиях;
развивающие: развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук,образное
мышление, воображение обучающихся:
коррекция наглядно-образного мышления, слухового и зрительного восприятия,
связной устной речи;
воспитательные: воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к природе,
аккуратность, самостоятельность.
Оборудование: листы бумаги А4, гуашь, кисти, нить, раздаточный материал «Собери
цветок» и «Разложи по цвету».
Предварительная работа: беседа с просмотром видеороликов о цветах, чтение
художественной произведений, стихов, загадок.
Ход урока:
1.Организационный момент
- Проверка готовности на урок.
Создание положительного эмоционального настроя:
Игровое упражнение « Цветные краски».
Вот сейчас закроем глазки
И окажемся мы в сказке (обучающиеся встают вокруг учителя и закрывают глазки).
В одной красивой коробочке жили-были разноцветные краски. Надоело им в тесной
коробочке, и решили они мир посмотреть и раскрасить их в разные цвета. И вот
коробочка открылась, и краски взялись за дело, стали рисовать: жѐлтое солнце, синий
мячик, красный помидор, зелѐный лист. Краски старались, рисовали, чтобы порадовать
всех вокруг. Вот и мы сегодня будем радовать друг друга, открыли глазки, и друг другу
улыбнулись.
2.Актуализация знаний
Ребята посмотрите, сегодня рано утром нам в класс пришло очень интересное письмо, а
как вы думаете от кого это письмо? (на письме нарисованы краски и кисточка).
А давайте прочитаем письмо и узнаем , что в нѐм написано.
« Дорогие ребята у меня случилась беда. Я хотела нарисовать красивый букет цветов, но
кто-то поставил большую кляксу и испортил мой листок, может вы, поможете мне
превратить эту кляксу в красивый рисунок?».
- Ребята, что же делать? Как помочь кисточке?
- Ответы обучающихся.
- Как вы думаете, где бы могла спрятаться клякса?
- Ответы обучающихся.
- Я предлагаю поискать кляксу на полянке, где много растѐт цветов, ведь клякса может
быть разного цвета, как цветочная поляна. Мы отправимся в путь и будем собирать цветы,
но прежде мы с вами сделаем уже вами знакомый массаж.
25

26.

3. Разминка на развитие ВПФ (массаж «ѐжики»).
4. Продолжение
Если вы готовы, можно отправляться в путь на цветочную поляну!
(обучающиеся выстраиваются за учителем и идут по волшебной дорожке с
препятствиями, произнося слова).
На цветочную поляну
Торопимся быстрей
Помочь несчастной кисточке
Должны мы поскорей!
Пройдем мы все преграды,
Расчистим все пути
Проказницу мы кляксу
Обязаны найти!
(обучающиеся останавливаются около поляны, где перепутаны все цветы).
- Вот мы и попали на поляну. Здесь, наверное и побывала клякса и перепутала все цветы.
Попробуем их собрать.
Игра в парах « Собери цветок».
Групповая игра « Разложи цветы по цвету».
5.Постановка темы и задач урока.
- Посмотрите на мой стол, клякса и здесь побывала и оставила следы. Вот она проказница!
Как, же нам теперь еѐ превратить в красивый рисунок?
- Ребята, как вы думаете, что мы будем сегодня рисовать на нашем уроке? ( ответы
обучающихся).
И тема нашего урока сегодня «Праздничный букет».
Тема нашего урока:
Определим задачи урока:
-Что должны понять?
- Что должны узнать?
- Что должны нарисовать?
А я вас научу и покажу, как мы будем превращать кляксу в цветок.
6. Практическая работа
Объяснение учителем практической работы
Для того, чтобы наше превращение получилось нам понадобятся: листы, вода, гуашь,
нить, кисть.
Сначала выбираем цвет гуаши для данного цветка, затем берѐм нить опускает в
выбранную по цвету краску. Окрашенную нить накладываем на лист круговыми
движениями. Затем берѐм другой, лист бумаги накладываем сверху на данный лист
удерживаем руками листы и вытягиваем нить. Дорабатываем наши цветы кистью.
7. Пальчиковая гимнастика « Клякса»
Красный, жѐлтый, голубой –
Кляксу любим мы с тобой!
Сказка начинается,
Клякса превращается,
В цаплю, клоуна, цветок – бархатистый лепесток,
В чашку, бабочку, слона превращается она!
26

27.

( пальчики наши готовы к выполнению практической работе).
Продолжение практической работы.
Обучающиеся выполняют рисунок под классическую музыку.
Этап контроля и самоконтроля вовремя практической работы:
контроль организации рабочего места;
контроль правильности выполнения приемов работы;
оказание помощи обучающимся, испытывающим затруднения;
контроль объема и качества выполненной работы.
8. Закрепление.
1. Что вы превращали в цветок?
2. Какие цветы у вас получились?
3. Какие задания мы сегодня с вами выполняли?
9. Итог.
Кисточке ваши цветы очень понравились, ведь вы так старались! Вы большие молодцы!
Выполнили просьбу кисточки.
10. Рефлексия.
Кому сегодня на уроке было интересно и справились с заданиями, то возьмите – кляксу
красного цвета, а кто считает, что было затруднения при выполнений заданий – возьмите
кляксу синего цвета.
27

28.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Выставка рисунков
28

29.

29

30.

30

31.

31

32.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
КОМПЛЕКСЫ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ
КОМПЛЕКС №1
1. Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь – вместе).
2. Ладошка – кулачок – ребро (на счет «раз – два – три).
3. Пальчики здороваются (на счет «раз–два–три–четыре-пять»)
соединяются
пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.
4. Человечек (указательный и средний пальцы правой, потом левой руки «бегают»
по столу).
5. Дети бегают наперегонки (движения, как в 4-ом упражнений, но выполняют две
руки одновременно).
КОМПЛЕКС №2
1. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой).
2. Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно двумя руками).
3. Очки (образовать два кружка из больших и указательных пальцев обеих рук,
соединить их).
4. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, безымянный и
мизинец соединить).
5. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).
КОМПЛЕКС №3
1. Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).
2. Птички (поочередно большой палец соединять с остальными).
3. Гнездо (соединить руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты).
4. Цветок (то же, но пальцы разъединить).
5. Корни растения (прижать руки тыльной стороной друг к другу, пальцы опустить
вниз).
КОМПЛЕКС №3
1. Замок (на счет «раз» ладони вместе, на счет «два» пальцы соединяются в замок).
2. Лиса и заяц (лиса «крадется» - все пальцы медленно «шагают по столу, заяц
«убегает», перебирая пальцами, быстро двигаясь назад).
3. Паук (пальцы согнуты и медленно передвигаются по столу).
4. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми
вместе).
5. Счет до четырех (большой палец поочередно соединять со всеми остальными).
КОМПЛЕКС №4
1. Стол (правую руку сжать в кулак, на нее сверху горизонтально положить левую
ладонь).
2. Птички летят (пальцами обеих рук производить движения вверх-вниз).
3. Птички клюют (большой палец поочередно соединять с остальными пальцами).
4. Сжимание и разжимание кистей (на счет «раз-два»).
5. Пчела (вращать вокруг вначале указательный палец правой руки, затем левой).
32

33.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
В основу диагностики были положены задания, предложенные в следующих изданиях:
1. Гаврина С.Е., КутявинаН.Л.,ТопорковаИ.Г.,Щербинина С.В. Книга тестов. – М.: ЗАО
«РОСМЭН - ПРЕСС». – 2008 – 80 с.
2. Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: МозаикаСинтез, 2007.
Методика «Полоски»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги.
На нем есть полоски. Между этими полосками от начала листа до конца карандашом
проведи прямые линии. Когда я скажу "Начали!", начни рисовать прямые линии, когда я
скажу "Стоп!" - закончи выполнять задание и отложи карандаши в сторону. Работай
быстро и внимательно». (На выполнение задания отводится 1 минута).
Примечание: для этого задания мы использовали тетрадный лист с разлиновкой «широкая
строка».
Оценка:
3 балла – ребенок заполнил 10 строк и более при удовлетворительном качестве
исполнения (проведенные линии расположены ближе к центру строки, для них характерна
умеренная волнистость, нарисованы без отрывов, без выходов за пределы строк, без
пропусков строк).
2 балла – ребенок заполнил 6 – 9 строк при удовлетворительном качестве исполнения
(умеренная волнистость линий с тенденцией приближения к центру строки, без разрывов,
без выходов за пределы строки, без пропусков строк).
1 балл – ребенок заполнил 5 и менее строк или выполненное задание отличается
неудовлетворительным качеством исполнения (значительные скосы линий относительно
центра строки, выход за ее пределы и/или обрывы линий, пропуски строк).
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Дорожки»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги.
На нем есть дорожки. Проведи линию по середине дорожки, не отрывая карандаш от
бумаги».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии.
1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Мячики»
33

34.

Инструкция: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги.
На нем есть мячики и кегля. Попади мячиками в кеглю. Старайся проводить прямые
линии, не отрывая карандаш от бумаги».
Оценка:
3 балла – все линии прямые и попадают точно в кеглю.
2 балла – 1–2 ошибки (ошибкой считается непрямая линия или непопадание линии в
кеглю).
1 балл – 3 и более ошибок.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Лес»
Инструкция: «Возьми карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги с
рисунками. Обведи рисунки точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги».
Оценка:
3 балла – 1–2 раза сошел с линии.
2 балла – 3–4 раза сошел с линии.
1 балл – 5 и более раз сошел с линии.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Узоры»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры. Старайся не отрывать
карандаш от бумаги».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – с ошибками.
1 балл – ребенок не смог продолжить 1 или 2 узора.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Узоры по клеточкам»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры по клеточкам».
34

35.

Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – с ошибками.
1 балл – ребенок не смог продолжить 1 или 2 узора.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Линии»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш. Внимательно слушай и рисуй узор от точки:
поставь карандаш на точку, рисуй линию – две клетки вверх, одна клетка направо, две
клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо. Дальше
продолжай такой узор самостоятельно».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – 1 ошибка.
1 балл – 2 ошибки и более.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Цветок»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – 1- ошибки.
1 балл – 3 ошибки и более.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Домик»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – 1 – 2 ошибки.
1 балл – 3 ошибки и более.
0 баллов – с заданием не справился.
35

36.

Методика «Фигуры»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш и нарисуй рядом точно такую же фигурку».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – ошибки в 1 фигуре.
1 балл – ошибки в 2 фигурах.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Письмо»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш и скопируй фразу точно по образцу».
Оценка:
3 балла – скопировал правильно.
2 балла – скопировал с 1 – 2 ошибками.
1 балл – допустил 2 и более ошибки.
0 баллов – не смог скопировать фразу.
Интерпретация результатов диагностики развития мелкой моторики:
Высокий уровень: Общий результат 27 и более баллов свидетельствует о
сформированности и довольно высокой автоматизированности у ребенка навыков
графической деятельности (правильно держит карандаш, свободно распределяет
мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним), а также развитой
произвольности (при выполнении задания ориентирует свои действия на внешне заданные
условия: разлиновка листа, образец, требования точности). Перечисленные особенности
свидетельствуют в пользу высокого уровня развития мелкой моторики у ребенка, что
имеет существенное значение для успешного овладения двигательными навыками,
необходимыми в учебной деятельности.
Средний уровень: Общий результат от 17 до 26 баллов свидетельствует о достаточной
сформированности и умеренной автоматизации у ребенка навыков графической
деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции движений. Такие
показатели по основным компонентам мелкой моторики в составе двигательного навыка
являются в общем достаточными для дальнейшего обучения.
Низкий уровень: Общий результат 16 и менее баллов свидетельствует о недостаточной
сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической
36

37.

деятельности, а также о низком развитии произвольной регуляции и контроля за
выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности. Такие
показатели мелкой моторики могут оказаться недостаточными для успешного овладения
основными навыками учебной деятельности в начальной школе.
37
English     Русский Правила