3.43M
Категория: РелигияРелигия

Школы добропорядочности. Занятие № 2

1.

Рудненский индустриальный университет
30.01.24г. Тема: Ходжа Ахмед Ясави – по пути
справедливости
Занятие № 2 Школы Добропорядочности
Тажибаев Радик Хамитович – старший преподаватель
Высшей Школы Металлургии и Горного Дела

2.

Ходжа Ахмед Ясави занимает особое место в духовной
и культурной истории тюркских народов. Он сыграл
огромную роль в распространении ислама среди тюрков, а
также является автором одной из самых ранних суфийских
поэм на тюркском языке.

3.

Ходжа Ахмед Ясави: биография
Его биография достоверно неизвестна, однако о нём существует множество
легенд. Родился в 1093 году в Сайраме на территории современного
Казахстана. Его отец шейх Ибрагим умер, когда он был ещё мальчиком, и его
семья переехала в город Яссы (современный Туркестан). Там его учителем
был Арыстан-Баб. Когда его учитель умер, он направился в Бухару и стал
учеником Юсуфа Хамадани.
К тому времени, когда он вернулся в Ясы, этот город стал важнейшим
центром культуры и учения в степях Дешт-и-Кыпчака. Он решил уйти из
мира в 63 года, в возрасте пророка Мухаммада, заточив себя в келью в
подвале до конца своих дней, ибо считал, что никто не может быть выше
пророка Мухаммада и, соответственно, он, как человек преданный учению
ислама, не может больше видеть солнце.

4.

Ясави похоронен как святой. Он считается национальным
святым всех тюркских народов, населяющих Центральную
Азию. Гробница, воздвигнутая на его могиле по указанию
Караханидов, была разрушена в ходе монгольских походов.
А 223 года спустя после его смерти над могилой воздвигнут
мавзолей «Хазрет султан» по личному указанию эмира
Тимура в качестве признания, а также в качестве
политического шага, направленного на укрепление своей
позиции среди степняков-кочевников. Строительство
мавзолея началось в 1396 году сразу после победоносного
похода Тимура против хана Золотой Орды Тохтамыша.
Учение, которое он основал, получило название тариката
Ясавия. Шейхи этой школы занимали почётные позиции при
дворе эмиров в Бухаре в XIX веке.

5.

Легенды Ходжи Ахмеда Ясави
Предания называют Арыстан-Баба учителем и духовным наставником
Ходжи Ахмеда Ясави. Именно Ясави Арыстан-Баб, умирая, передал
аманат, заключавшийся в косточке хурмы. По легенде, Арыстан-Баб был
сподвижником пророка Мухаммада. Однажды пророк Мухаммад и его
сподвижники сидели и ели хурму. Один из плодов все время выпадал из
блюда, и пророк услышал откровение: «Эта хурма предназначена для
мусульманина Ахмеда, который родится на 400 лет позже Вас». Пророк
спросил у своих сподвижников, кто передаст эту хурму будущему
хозяину. Никто не вызвался. Пророк повторил свой вопрос, и тогда
Арыстан-Баб ответил: «Если Вы у Аллаха выпросите 400 лет жизни, то я
передам хурму».
Согласно народным преданием и письменным источникам («Рисолаи
Сарем-Исфижоб» и книга Куприлозада), Арыстан-Баб через 400 лет стал
наставником Ходжи Ахмеда Ясави и действительно передал ему
косточку хурмы.

6.

Ходжа Ахмед Яссауи
(1093-1166 гг.)
Ходжа Ахмед Хазрети Султан Яссауи – признанный глава тюркской
ветви суфизма, мыслитель, популярный среди местных кочевников
поэт-мистик и религиозный проповедник.
Отец – Ибрахим ибн Махмуд – был, как отмечал Ахмед в своих 149
хикметах, религиозным, уважаемым, известным шейхом г. Исфиджаб
(Сайрам). Ахмед родился в городе Яссы (Туркестан). Когда ему было 7
лет, он лишился отца, после чего мать отдала его на учение АрыстанБабе. Становление Ахмеда как личности происходило в г. Яссы, куда он
прибыл в 17 лет, после кончины своего учителя.
Именно с этого возраста юноша начинает писать стихи на арабском,
чагатайском, персидском, тюркском языках. Интересовался поэзией,
литературой Востока. Позже он побывал в Бухаре, где проходил
ученичество у Хамадани.

7.

Приобретя сан знатока суфизма, Ахмед возвращается в г. Яссы и
продолжает традицию, заложенную Арыстан-Бабы. Здесь он основал
суфийский орден «Яссауи». Его последователем стал сын
Арыстан-Бабы Мансур. К нему шло большое количество поклонников и
паломников. После 63 лет он до конца жизни прожил в подземелье. Это
Яссауи объяснил таким образом: «Достиг возраста пророка, шестидесяти
трех лет, для меня этого достаточно, нет необходимости жить сверх срока,
отведенного пророком».
Существуют различные данные о продолжительности жизни Ахмеда. По
одним данным, он прожил 73 года, по другим – до 85 лет. Ж.Аймаутов,
опираясь на текст 149 хикметов Яссауи, считает, что он прожил 125 лет.
(Тогда дата его рождения – 1041 г.).
«Диуани хикмет» («Книга мудрости») написана на старотюркском языке с
кыпчакским диалектом. Язык произведения очень простой и был понятным
для всех слоев населения.
Как такового, оригинала «Диуани хикмета» не существует, до нас дошли
копии, сделанные в ХV-ХVI вв. Копий очень много, в основном они
хранятся в Стамбуле, Коканде, Ташкенте, Москве, Алматы.

8.

Тюркоязычные люди без труда смогут прочитать «Хикметы» Ахмеда.
Данное произведение является духовным достоянием всех тюркских
народов. Он был первым талантливым тюркским поэтом, написавшим
свои произведения на огузско-кыпчакском диалекте.
Суфийская ветвь ислама появилась в VII-VIII вв. А в «Диуани хикмете»
излагаются основные правила и догмы ислама. Большое внимание автор
уделяет толкованию четырех позиций: шариата, тарихата, хакихата,
магрифата.
«Шариат» - это законы, традиции, обряды исламской религии. «Тарихат» идея суфизма. «Хакихат» - приближение, объединение с богом. «Магрифат»
- познание религии. По мнению Ахмеда Яссауи, без шариата, тарихата,
магрифата невозможен хакихат (т.е. приближение к Аллаху). Само
определение человека невозможно без духовного напряжения, без искренней
самоотдачи вплоть до готовности пожертвовать жизнью.
Ахмед призывает к аскетизму, отречению от внешнего мира и терпению,
поскольку это обеспечит блаженство в загробном мире. Он призывает людей
к справедливости, честности, доброте.
Благодаря ему, тюркский язык был введен в литературный обиход.

9.

Народные проповедники, именуемые «баба», распространяли учение
Яссауи в Туркестане, Азербайджане, Малой Азии, в районе Волги,
Хорасане и т.д. Яссауи определил русло развития народной струи в
новоисламской цивилизации тюркских народов.
Он сумел соединить новую религиозную идеологию с массовым
сознанием, тенгрианско-шаманистским, зороастрийским. В этом
процессе значительную роль сыграло яссауийское движение, которое
проповедью справедливости, нравственного, духовного очищения и
совершенствования человека нашло отклик в душе тюркского народа.
Благодаря Ахмеду, суфизм, как философская система, стал играть
решающую роль в духовном познании и мировоззрении тюркских
народов.
Если до Яссауи тюркские народы молились Тенгри, после него – стали
верить в Аллаха. С помощью суфизма тюркские народы познали
восточную философию, философию мировой религии.

10.

В XIV в. по указанию эмира Тимура
Ахмеду Яссауи был возведен
архитектурный памятник. По этому
поводу есть местная легенда. Когда
стали возводить стены мавзолея,
сильная буря снесла их.
После вторичного возведения
история повторилась. После чего во
сне Тимуру является старик,
который дает совет возвести
сначала мазар Арыстан-Бабы, как
учителю и наставнику Ахмеда.
Эмир Тимур поступил так, как
сказал старик.

11.

О значимости Арыстан-Бабы
свидетельствует обычай, по которому
паломники должны были
обязательно провести ночь в Отраре
у Арыстан-Бабы, где имелись
специальные домики, чайхана, а
потом только могли прийти к Ахмеду
Яссауи.
С 1982 г. памятник находится под
охраной государства. Великолепное
сооружение имеет длину 65,5,
ширину 45,5 м, при высоте арочных
порталов в длину 37,5 м.
В мавзолее свыше тридцати
помещений: мечеть, библиотека,
церемониальный зал, и т.д.

12.

Именем Ходжи Ахмеда Ясави
названы:
•Международный казахскотурецкий университет;
•Международный аэропорт
Хазрет Султан;
• Соборная мечеть Хазрет
Султан – первая по величине
мечеть в Казахстане.
Хазрет Султан – одно из
прозвищ Ходжи Ахмеда Ясави,
что означает «Святейший
Султан».
English     Русский Правила