Похожие презентации:
«Силовая» трактовка политики
1.
«СИЛОВАЯ»ТРАКТОВКА
ПОЛИТИКИ
2.
Функциональные интерпретации политикиПолитика может рассматриваться не только в терминах социального смысла и предназначения
в обществе, но и с точки зрения средств и методов, обеспечивающих ее эффективность.
Основным инструментом политики является власть. Из этого исходит функциональная
трактовка политики, позволяющая представить ее зримо осязаемо и предметно. Способность
власти обеспечивать принятие обществом общеобязательных форм социального поведения
связана с тем, что она опирается на развитую систему институтов (законодательные
исполнительные, судебные органы, армию), на материальные, финансовые, военные и иные
ресурсы, на принуждение, идеологию, право. Потому и реализация групповых интересов более
эффективна с помощью власти.
В связи с этим политику рассматривают как отношения по поводу государственной власти –
борьбы с нею или использование ее для реализации интересов определенных слоев общества.
Однако власть не представляется вещью, обладая которой можно делать все что угодно.
Политическая власть представляет собой волевые отношения, формирующиеся сознательно
между субъектом и объектом. Властные взаимоотношения групп и общностей происходят на
основе политически основанных интересах и потребностей, т.е. таких притязаний, реализация
которых требует использование государственной власти. Это обусловлено тем, что в противном
случае удовлетворение потребностей одних групп и общностей существенно изменяет
социальные возможности других
3.
Политика как отношения по поводугосударственной власти, ее организации,
направлении деятельности.
Наиболее распространенным в политической теории оказался директивный подход, в соответствии с
которым политика определяется как отношения по поводу государственной власти, ее организации,
направлении деятельности. В этом случае политика трактовалась как использование государственной
власти для реализации определенных целей, участие в делах государства, борьба за власть.
Определение политики через государственную власть является предметным и более зримым, поскольку
именно в государстве политика обретает наиболее концентрированное и завершенное выражение.
Достижение целостности и упорядочение общественных отношений может достигаться двумя
способами:
1.
На основе общего согласия и консенсуса интересов социальных групп
2.
На основе подавления одной группы другой и установления ее господства
В соответствии с ними развивались две научные традиции, восходящие к эпохе Возрождения и Новому
времени:
Консенсусная интерпретация политики, которая рассматривала ее как сферу интеграции, согласия и
целостности общества, основанную на балансе интересов
Конфликтная (силовая) трактовка политики как сферы борьбы за власть и использование ее в
корпоративных или частных целях.
4.
Силовая трактовка политики восходит к НикколоМакиавелли, который акцентировал внимание на
технологии борьбы за власть. Политика понимается им
как искусство борьбы за власть, способах ее
использования. Н. Макиавелли характеризовал политику
как «совокупность средств, которые необходимы для
того, чтобы прийти к власти, удержатся у власти и
полезно использовать ее. Итак, политика есть обращение
с властью, заданное обстоятельствами и зависящее от
могущества властителя или народа, а также от текущих
ситуаций».
Никколо Макиавелли
1469 - 1527
5.
«Госуда́рь» — трактат флорентийского политического теоретика игосударственного деятеля Никколо Макиавелли, в котором
описываются методология захвата власти, методы правления и
умения, необходимые для «идеального правителя».
По форме правления государства делятся на республики и
монархии Макиавелли описывает три формы прихода к власти:
Оружие
Сила или насилие
Удача (фортуна) или добродетель.
Поскольку удача не во власти человека, Макиавелли останавливает
своё внимание на силе оружия и добродетели, отмечая, что одно
дополняет другое. «Вооружённые проповедники побеждают», пишет
он. Макиавелли подчёркивает, лишение власти происходит
вследствие лишения внешней силы или народного презрения, если
государь обнаруживает явные пороки или нарушает «образ жизни»
той страны, которой правит.
Доброде́тель — философский и религиозно-этический термин, обозначающий положительное
нравственное свойство характера отдельного человека, определяемое его волей и поступками.
Является антонимом слов «грех» и «порок».
6.
■ Источником своих знаний Макиавелли называет опыт, из которого он выводит «общиеправила». Опыт управления государь должен черпать из истории. Макиавелли восхищается
такими авантюристами, как Агафокл (гл. VIII), которые смогли достичь успеха, не обладая ни
добродетелью, ни удачей. Напротив, Агафокл славился жестокостью и бесчеловечностью.
Рассматривая этот и подобные ему исторические примеры, Макиавелли пользу ставит выше
добродетели. Это следует из того, что народ больше ценит успешного правителя, чем
добродетельного, поскольку именно успех правления способствует общему благу. В контексте
великой цели он допускает справедливую войну. В XVII главе своего трактата Макиавелли
отмечает низкую природу людей, замечая, что они в массе своей неблагодарны, непостоянны
лживы и боязливы.
■ Самым важным для государя Макиавелли называет армию. В XIV главе он в самом начале
говорит что «государь не должен иметь ни других помыслов, ни других забот, ни другого дела,
кроме войны, военных установлений и военной науки, ибо война есть единственная
обязанность, которую правитель не может возложить на другого». Так же он делит войска на 4
вида — союзные, смешанные, наемные и собственные. Союзные и наёмные Макиавелли
называет опасными. По его словам наёмники в мирное время разорят тебя не хуже чем враг
в военное, а в случае победы государь утратит свою власть. Союзники же подчиняются не тебе
и потому нельзя сказать, каким будет их следующий шаг. Самой лучшей армией он называет
собственную. Смешанная же по размеру превосходит все остальные, ибо состоит из
собственных и наёмных, но по качеству уступает собственной. В пример он
приводит Францию и Карла VII с Людвиком XII. По его словам, Карл создал правильное
войско, состоящее из своей конницы и пехоты, однако Людовик пригласил на службу
швейцарцев и тем самым подорвал доверие и дух французских солдат.