Похожие презентации:
Рихард Авенариус
1.
Рихард АвенариусФилософия как
мышление о мире
сообразно принципу
наименьшей меры сил
Новоселов Д.В. КМ-14
2.
Введение3.
БиографияРихард АВЕНАРИУС (1843-1896)
Известный швейцарский философидеалист, один из основателей
эмпириокритицизма. Профессор
Цюрихского университета. Родился в
Париже. Получив высшее образование, по
желанию отца посвятил себя
издательскому делу. Но позже склонность к
занятиям философией взяла верх, и Р.
Авенариус работал в качестве
преподавателя философии сначала в
Лейпцигском, а затем в Цюрихском
университетах. В 1877 г. при участии
некоторых немецких философов, в том
числе В. Вундта, основал философский
журнал, который вел до самой смерти.
Одновременно с австрийским философом
Э. Махом, но независимо от него Р.
Авенариус разработал основные
4.
Понятие мышления о миреАвенариус определяет "мышление о мире" как
процесс, при котором мы упорядочиваем и
интерпретируем опыт. Он настаивает на том, что
это мышление должно быть основано на
эмпирических данных и фактическом опыте.
5.
Принцип наименьшей меры силПринцип наименьшей меры сил утверждает,
что любые усилия, затрачиваемые на понимание
явлений, должны быть минимизированы. Это
способствует более эффективному и
рациональному подходу к решению проблем.
6.
Критика традиционныхфилософий
Авенариус критикует классические философские
системы за их абстрактность и оторванность от
практики. Он считает, что философия должна быть
доступной и понятной, основываясь на реальном
опыте.
7.
Методология АвенариусаМетодология включает:
Эмпирический подход: акцент на наблюдении и
эксперименте.
Использование индукции для формирования
теорий.
Подход, ориентированный на практическое
применение знаний.
8.
Этические аспектыАвенариус применяет свои идеи к этике,
рассматривая моральные нормы через призму
минимизации страданий. Его подход предлагает
рациональные решения этических дилемм,
опираясь на практические результаты
9.
Основные идеиЭмпириокритицизм:
Центральное понятие философии Авенариуса, согласно которому философия должна основываться на "чистом опыте", избегая
спекуляций о реальности вне опыта.
Философия рассматривается как анализ того, что дано в опыте, без необходимости введения гипотез о существовании "внешнего
мира".
Критика метафизики:
Авенариус отвергает метафизику, особенно идеи об абсолютных, ненаблюдаемых сущностях.
Он считает, что философия должна сосредоточиться на том, что можно наблюдать и исследовать, а не на абстрактных идеях и
предположениях.
Психофизический параллелизм:
Утверждение, что физические процессы и психические явления идут параллельно друг другу и являются двумя аспектами одного
и того же опыта.
Эта концепция направлена на преодоление дуализма между физическим и психическим, телом и сознанием.
Принцип экономии мышления:
Философия и наука должны быть максимально экономичными, минимизируя количество ненужных концепций.
Мышление должно избегать усложнений и опираться на простые и проверяемые идеи.
Отрицание дуализма субъекта и объекта:
Авенариус критикует разделение на субъект и объект, полагая, что это искусственное разграничение.
Он предлагает рассматривать познание как единую систему взаимодействия субъекта с миром через опыт.
Естественное мировоззрение:
Философия, по Авенариусу, должна быть продолжением естественных наук.
Она должна опираться на опыт и анализ фактов, избегая метафизических предположений и сложных философских конструкций.
Соотношение философии и науки:
Авенариус считает, что философия должна быть научной дисциплиной и интегрироваться с естественными науками.
Философия должна стать методом обработки опыта, как это делает наука, а не заниматься абстрактными теориями.
Эти темы отражают стремление Авенариуса реформировать философию, сделать её более практической, основанной на опыте и
10.
Влияние на философскиетечения
Идеи Авенариуса оказали влияние на ряд
философских течений XX века, включая
позитивизм и прагматизм. Его подход
способствовал развитию научной философии и
критики традиционных методов.
11.
ЗаключениеФилософия Рихарда Авенариуса предлагает
ценные идеи о том, как мыслить о мире. Его
акцент на практическом применении знаний и
эмпирическом подходе открывает новые
горизонты для философского и научного
исследования.