Похожие презентации:
ОРГ 2 и 3 лекции
1. Основы российской государственности
–Манойлова Марина Алексеевна,
д.психол.н., доцент, профессор кафедры
философии и теологии
Псковского государственного университета
2. ТЕМА 2: Российское государство-цивилизация
1. Содержание цивилизационного подхода, его основные черты.Проблемы и вопросы, которые разрабатываются в рамках
цивилизационного подхода.
- Базовые понятия цивилизационного подхода: цивилизация,
прогресс, стадии развития, цикличность, «столкновение
цивилизаций», многополярность, детерминизм, релятивизм,
глобализация, «евразийство».
-Основные характеристики цивилизации как уникальной
социокультурной целостности, локальной межэтнической общности.
- Ключевые принципы цивилизации: длительное историческое
развитие, преемственная целостность политической и моральной
философии, значительное культурное и социально-экономическое
влияние, отдельные системы мировоззрений).
-Основания цивилизационного размежевания (военные,
географические, религиозные и пр.).
-Теория цивилизационной идентичности.
3.
Впервые слово «цивилизация» употребил маркиз де В. Р. Мирабов своем известном трактате «Друг законов» (1757 г.).
В научный оборот слово вводит Адам Фергюсон (философ, историк, профессор).
Считается, что первой цивилизацией на земле была цивилизация древней Месопотамии IV
тыс. до н.э.
Цивилизационный подход изучения общества - это метод познания исторической сущности
человечества. Цивилизационный подход предполагает существование множества исторических
единиц в виде народов, которые развиваются особым путем в соответствии со своими
традициями, культурой, отношениями.
Цивилизация как «совокупность способов бытия и способов деятельности группы людей,
выражающейся: 1) в материальной жизни; 2) интеллектуальной жизни; 3) моральной жизни; 4)
политической и социальной организации рассматриваемой группы» (филос.словарь).
Цивилизация – общество самобытного типа, характеризующееся наличием
определенных признаков, основными из которых являются: урбанизация, социальная
стратифиация, хозяйственная и политическая активность, типизация человеческой личности,
внешняя жизнедеятельность и др.
Цивилизация - это ступень развития общества, следующая после первобытного строя
(первобытного общества), от которого цивилизацию отличают: возникновение городов,
разделение людей на общественные слои, создание государств и изобретение письменности.
Типы цивилизаций: На основе этих признаков выделяются четыре основных типа
цивилизации: 1) природные сообщества (непрогрессивные формы существования); 2)
восточный тип цивилизации; 3) западный тип цивилизации; 4) современный тип цивилизации.
4.
История понятия «цивилизация» и группы основных егозначений:
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Термин «цивилизация» происходил от латинского civitas –
город, сообщество свободных горожан (или по-гречески «полис»).
Под цивилизацией понимается совокупность передовых
общественно-политических норм и установлений, достигнутых в
результате многовекового развития человечества.
В исторически наиболее древнем значении под цивилизацией
понимают совокупность всех достижений человечества в ходе
исторического процесса. В этом смысле человеческая цивилизация в истории Земли рассматривается как единая.
АСПЕКТ УНИКАЛЬНОСТИ
Термин «цивилизация» используется для того, чтобы указать не на
уровень развития, а на самобытность данного общества, его
отличие от других.
СТАДИАЛЬНЫЙ ПОДХОД
Все общества проходят в развитии одинаковые или, во всяком случае,
очень похожие стадии (Уолт Уитман Ростоу и Дэниел Белл)
5. СТАДИАЛЬНЫЙ ПОДХОД (Уолт Уитман Ростоу и Дэниел Белл)
Уолт Уитмана Ростоу выделяет пять стадий общественного развития:Стадия традиционного общества характеризуется аграрной экономикой, основанной
на простой технике производства, и сочетается с сословно-классовой структурой
общества;
Стадия переходного общества оформляет основы для будущего прорыва: зарождается
капиталистические отношения и производство, создаются банки, возникает светское
образование и пр.
Стадия «сдвига» или «подъёма» связана с закреплением начатых ранее тенденций.
Именно здесь берет начало промышленная революция, которая влечет за собой
масштабные социально-политические трансформации.
Стадия «зрелости» определяется периодом устойчивого развития, не лишенного
некоторых колебаний. Технологии получают повсеместное распространения в
производстве, экономика все больше интегрируется в международный рынок,
общественные институты приспосабливаются к меняющимся условиям, чтобы обеспечить
устойчивый рост.
Эпоха «высокого массового потребления» наступает тогда, когда технологическое
развитие обеспечивает устойчивый рост экономики и стабильность социальных
институтов. Отдельные индивиды забывают заботы своих предков о поиске пропитания.
У зрелых обществ могут возникать разные сценарии будущего. Они вынуждены
балансировать между перенаправлением ресурсов на три цели: обеспечение безопасности
и достижение внешнеполитического влияния на мировой арене, создание государства
благосостояния и равенства или обеспечение сверхпотребления.
6. Дэниел Белл (1919–2011)
вводит понятие постиндустриального общества, котороеприходит на смену индустриальному (производящее
хозяйство), сформированному на основе доиндустриального
(добывающее хозяйство).
Складывание новой стадии развития Д. Белл рассматривает не
только с точки зрения экономических трансформаций, но и с
позиций изменений в социальной и духовной сферах.
7. ТЕОРИИ МОДЕРНИЗАЦИИ описывают прогрессивное развитие человечества на пути становления современного общества.
Фрэнсис Фукуяма,американский политолог японского происхождения
считал, что «забег» стран и народов
подходит к концу.
Появились сомнения в том, что под «модернизацией»
следует понимать именно «вестернизацию»
(подражание западным образцам, а точнее тем
представлениям о Западе и о его историческом пути,
которые сформировались в умах влиятельных
политиков, политологов и журналистов). В целом же
эти стадиальные подходы по-прежнему остаются
востребованными, подчеркивая единый,
универсальный путь развития человеческих
сообществ.
8. Древние цивилизации
Древние цивилизацииДревняя Месопотамия (3500 — 500 гг. до н.)
Индская цивилизация (3300 — 1300 гг. до н.)
Древний Египет (3100 — 332 гг.)
Древняя Греция (3000 — 30 гг.)
Крито-минойская (2600 — 1400 гг.)
Древняя китайская (2070 — 500 гг до н.)
Нубийская цивилизация (2000 — 1000 гг.)
Цивилизация Хеттов (1600 — 1178 гг.)
9. Типы современных цивилизаций
Типы цивилизаций:1) цивилизации, основанные на общности языка и этнического происхождения;
2) цивилизации, возникшие на основе длительного вхождения народов в состав единого
многонационального государства и являющиеся государственными объединениями;
3) цивилизации, возникшие на основе религиозного единства, формирующего
единообразие системы ценностей и механизмов регуляции социальной практики;
4) цивилизации, представляющие собой «социокультурные смеси различных языковых,
государственных, экономических и территориальных общностей».
Применяя данную классификацию к современным цивилизациям, можно сказать, что к
первому типу принадлежит западноевропейская цивилизация; ко второму - китайская,
индийская и североамериканская; к третьему - исламская; к четвертому африканская, океаническая и в какой-то мере латиноамериканская.
Какой тип цивилизации в России?
Российская цивилизация относится скорее ко второму типу, хотя православие
оказало значительное влияние на менталитет основной общности. Специфика
российской цивилизации как государственного объединения формировалась под
противоречивым влиянием самых разнообразных факторов. Огромное значение в
цивилизационном процессе России играли природно-климатические и
географические факторы, о чем писали многие отечественные мыслители,
указывая на разнородность и суровость природных условий России, на огромность
территорий, которые подлежали цивилизационному освоению.
10. О ЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ ПОДХОДАХ И ИДЕНТИЧНОСТЯХ
Ведущие характеристики: самобытность, самостоятельность и оригинальностьв выборе пути своего развития.
Оригинальность - осознается не только внешними наблюдателями, но и
самими членами данного сообщества.
Устойчивое отождествление себя с какой-то группой, принятие ее целей и
системы ценностей, осознание себя членом этого объединения
свидетельствует о самоидентификации людей. В интересующем нас
случае это будет их цивилизационная самоидентификация – ощущение
принадлежности, например, к Российской цивилизации.
И тогда мы можем говорить о формировании российской цивилизационной
идентичности.
Идентичность - ощущение своей принадлежности к чему либо: полу,
национальности, религии, или, к социальной группе.
Самобытность - не похожесть на других, отличающийся яркими
индивидуальными чертами; своеобразный.
Самостоятельность - суверенитет и развитие свободного общества
11. Эрик Эриксон (1902-1994) Теория психосоциального развития
12. ЗАДАНИЕ в подгруппах – разработать теорию цивилизации
Название цивилизацииСтупень развития
Тип цивилизации
Стадия развития
Формирование идентичности личности
гражданина (какими качествами должен
обладать)
Сделать презентацию (рассказ в устной
форме)
13.
2. Ключевые представители цивилизационного подхода.-Н.Я. Данилевский и его теория о культурно-исторических типах.
А.С. Хомяков о России и ее всемирной задаче. К.Н. Леонтьев о
развитии цивилизации, цивилизационные разработки П.Н.
Савицкого, Н.С. Трубецкого и Л.Н. Гумилева («евразийство»),
А.С. Панарин: «Россия – государство-цивилизация», В.Л.
Цымбурский и его концепция «Остров Россия»,
цивилизационные концепции О. Шпенглера, А. Тойнби, С.
Хантингтона.
-Альтернативы цивилизационного подхода: формационный
подход, национализм, социальный конструкционизм.
-«Государство-цивилизация» и его характерные черты:
обращенность вовне, естественность возникновения и развития,
ценностная устойчивость, политическое влияние, длительная
история, возможность динамической адаптации к разным
условиям международных отношений и мировой политики).
-Государство-цивилизация и государство-нация.
14.
Цивилизационная концепцияразвития обществ - концепция, формируемая на
базе цивилизационного подхода на основе
выявления потенциала или непосредственности
столкновения тех или иных государственных,
идеологических, религиозных или национальнокультурных интересов в общемировых или крупных
региональных масштабах.
15. Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885)
Культурно-исторический тип — понятие политической теорииНиколая Данилевского, сформулированное в его книге «Россия и
Европа»; система взглядов, определяемая культурными,
психологическими и иными факторами, присущими народу или
совокупности близких по духу и языку народов.
Н. Данилевский выделил 10 основных культурно-исторических типов:
1) египетский, 2) китайский, 3) ассирийско-вавилоно-финикийский,
или древнесемитический, 4) индийский, 5) иранский, 6) еврейский, 7)
греческий, 8) римский, 9) новосемитический, или аравийский, 10)
германо-романский, или европейский.
Суть концепции Данилевского: политические и экономические
формы, выработанные одним народом, собственно только для одного
этого народа и годятся и не могут считаться уместными и
благодетельными для всех других народов.
Под периодом цивилизации Данилевский понимал «время, в
течение которого народы, составляющие тип, проявляют
преимущественно свою духовную деятельность во всех
направлениях, для которых есть залоги в их духовной природе».
16. Алексей Степанович Хомяков (1804—1860)
Алексей Степанович Хомяков(1804—1860)
Воинственность – характерная черта Хомякова. Черта эта сказалась
и в том, что его часто тянуло на войну, и в воинственной манере
писать, и в любви к диалектическим боям.
Стихи его почти исключительно воинственны, не лиричны, не
печальны.
В творчестве своём Хомяков никогда не обнаруживал своих
слабостей, внутренней борьбы, сомнений, исканий, подобно людям
современным. Он догматик всегда. Догматическое упорство
проникает всю его натуру. У него была неискоренимая потребность
всегда органически утверждать и бороться во имя органического
утверждения. В нём нет и следов мягкости и неопределённости
натур сомневающихся, мятущихся. Он ни в чём не сомневается и
идёт в бой. В бой нельзя идти с сомнением, с внутренней борьбой.
Плохой воин тот, кто борется с самим собой, а не с врагом. Хомяков
всегда боролся с врагом, а не с самим собой, и этим он очень
отличается от людей нашей эпохи, слишком часто ведущих борьбу с
собою, а не с врагами. Современники прежде всего воспринимали
Хомякова как диалектического бойца, как непобедимого спорщика,
всегда вооружённого, всегда нападающего.
17. Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891) (ученик и последователь Данилевского)
Константин Николаевич Леонтьев - один из самых проницательныхрусских мыслителей...постиг закон перехода культуры в
цивилизацию.
К. Леонтьев более 50 лет назад открыл то, что теперь на Западе посвоему открывает Шпенглер.
«Цивилизация» - одно из ключевых слов в лексиконе современных
обществоведов - историков, политологов, философов, экономистов.
У нас в России оно пришло на смену такому понятию, как
«общественно-экономическая формация», которое было ключевой
категорией марксистской социологии. У Маркса все многообразие
общественной жизни и вся сложность исторического процесса
описывались с помощью пяти формаций - первобытное общество,
рабовладельческий строй, феодализм, капитализм, коммунизм
(с первой фазой - социализм).
Восприятие мира как совокупности цивилизаций дает
гораздо более интересную, яркую и глубокую картину.
18. Еврази́йство
Еврази́ йствоЕврази́ йство — первоначально идейно-мировоззренческое, затем также
общественно-политическое движение, возникшее в среде русской эмиграции 1920—
1930-х годов, для которого центральной
является историософская и культурологическая концепция РоссииЕвразии как самобытной цивилизации, объединившей элементы Востока и Запада,
самостоятельного географического и исторического мира, расположенного
между Европой и Азией, но отличающегося от обеих в геополитическом и культурном
аспектах.
Евразия понималась (в более узком смысле, чем географическая Евразия) как
срединная часть Европы и Азии (Россия и ряд сопредельных стран[1]), объединяющая
три равнины: Восточно-Европейскую, Западно-Сибирскую и Туркестанскую.
Евразийство выдвинуло программу преобразования всей системы культурных и
мировоззренческих ориентиров, результатом чего должно было стать духовное
размежевание с Западом, призванное открыть для России и сопредельных стран
свойственный только для них путь духовного и общественно-политического развития.
Евразийское движение пережило возрождение в позднем Советском Союзе и после
его распада (неоевразийство). Евразийцы разделяли идею возрождения единого
Российского государства.
Евразийство опиралось на представления
историков С. М. Соловьёва, А. П. Щапова, В. О. Ключевского о роли природногеографических факторов русской истории и теорию культурно-исторических типов,
сформулированную социологом и культурологом Н. Я. Данилевским
19. О́свальд А́рнольд Го́ттфрид Шпе́нглер (1880-1936)
О́свальд А́рнольд Го́ ттфрид Шпе́нглер(1880-1936)
О. Шпенглер выделял восемь основных культур
(цивилизаций), обладающих собственным стилем:
египетская, индийская, вавилонская, китайская, грекоримская, майя, магическая (византийско-арабская),
фаустовская (западно-еврoпейская). В качестве девятой
культуры, он называл зарождающуюся русско-сибирскую.
Каждая культура, исчерпывая свои внутренние творческие
возможности, мертвеет и переходит в фазу цивилизации
(«цивилизация», по Шпенглеру, есть кризисный исход, завершение любой
культуры), для которой свойственны атеизм и материализм, агрессивная
экспансия вовне, радикальный революционизм, сциентизм и техницизм, а
также урбанизация («в мировом городе нет народа, а есть масса» («Закат
Европы»).
Стадии развития культуры
Каждая культура в своём развитии проходит ряд основных стадий:
1) мифо-символическая — стадия зарождающейся культуры, когда основные её
формы только зарождаются;
2) стадия ранней культуры, когда её формы только возникают;
3) стадия метафизико-религиозной (высокой) культуры, на которой она
достигает своего расцвета;
4) стадия старения и гибели культуры — стадия цивилизации.
20. Арно́льд Джо́зеф То́йнби (1889-1975)
Арно́ льд Джо́ зеф То́ йнби(1889-1975)
Рассматривал всемирную историю как систему условно
выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые фазы от рождения до гибели
и составляющих ветви «единого дерева истории».
Цивилизация, по Тойнби, — это замкнутое общество, характеризующееся при помощи двух
основных критериев: религия и форма её организации; территориальный признак, степень
удалённости от того места, где данное общество первоначально возникло.
Тойнби выделяет 21 цивилизацию
В основе теории развития цивилизаций идея возникновения и развития цивилизаций в
виде ответа на глобальные вызовы своего времени. Механизм рождения и развития
цивилизации связан с ответом на вызовы, которые постоянно бросает народам природное и
социальное окружение (суровый климат, частые землетрясения или наводнения, войны,
культурная экспансия и т. д.). Творческое меньшинство должно успешно ответить на вызов,
решив проблему.
21. Сэ́мюэл Фи́ллипс Ха́нтингтон (1927-2008)
Сэ́ мюэл Фи́ ллипс Ха́ нтингтон(1927-2008)
Концепция «столкновения цивилизаций»,
описывающая динамику современных международных отношений
сквозь призму конфликтов на цивилизационной основе.
По его мнению, единственное реальное различие, оставшееся между
народами после завершения холодной войны, — культурная
принадлежность.
Хантингтон высказал мнение о неизбежности в недалёком будущем
противостояния между исламским и западным мирами, которое будет
напоминать советско-американское противоборство во времена
холодной войны.
Эти его построения приобрели особую популярность на Западе
после трагических событий 11 сентября 2001 г.
22. Формационный и цивилизационный подходы
Среди подходов к изучению истории можно выделить два основных — формационныйи цивилизационный.
Формационный подход рассматривает последовательные этапы в развитии
человечества — формации. Фактически это объяснение линейного развития истории
человечества этап за этапом, или, в данном случае, формация за формацией. Смену
формаций, по мнению сторонников такого подхода, определяет смена социально-экономических отношений, зависящих от конкретного способа производства. Выделяют
последовательно сменяющие друг друга формации: первобытнообщинную,
рабовладельческую, феодальную, капиталистическую. В основу формационного подхода
было положено учение немецкого философа К. Маркса, который говорил о становлении
коммунистической формации после капитализма. Недостатком формационного подхода
можно считать то, что многие процессы культурной, духовной жизни рассматриваются
упрощенно, не выявляются причины неравномерного и своеобразного развития отдельных
народов, мало внимания уделяется роли личности в истории.
Цивилизационный подход дает возможность взглянуть на историю через его базовое
понятие — цивилизация . «Цивилизация» — многозначный термин, его можно понимать
по-разному:
• как уровень развития всего человечества, который противопоставляется варварству
(в этом значении цивилизация — синоним культурного развития);
• как самостоятельное общество (или крупное государство), которое характеризуется
совокупностью политических, государственных, религиозных, экономических, культурных
и социальных традиций, морали, ценностей и мировоззрения (такие цивилизации
называют локальными).
23. Национализм и социальный конструкционизм
Национали́ зм — идеология и направление политики, основополагающимпринципом которой является тезис о ценности нации как высшей формы
общественного единства, её первичности в государствообразующем процессе.
Патриот всегда ориентирован на общее благосостояние, а националист —
на чье-то узкое благосостояние за счет кого-то.
Патриотизм - это любовь к Родине, и уважение ко всем других народам. А
национализм - это ненависть и презрение к другим народам, и ущемление прав
меньшинств. Пример патриотизма - подвиг солдат во времена ВОВ.
Социальный конструкционизм рассматривает процессы формирования
людьми социальных феноменов. Одним из продуктов институализации
социальных феноменов являются традиции. Конструируемая социальная
реальность — перманентный, динамический процесс; реальность
воспроизводится людьми в процессах её интерпретации ими и
формулировки знаний о ней. Бергер и Лукман обосновывают идею о том, что
любое знание, включая самые основополагающие представления о социальной
реальности, образующие так называемый здравый смысл, происходит и
поддерживается за счёт социальных интеракций.
24. ЕВРОПОЦЕНТРИЗМ
Европоцентризм остается основой всех наиболее известных концепций,объясняющих развитие человечества. Ведь создавались эти концепции в
основном европейскими учеными на хорошо известном европейском
материале, а если на материале неевропейском, то собранном и пересказанном европейцами. Шла ли речь о стадиях роста – главным объектом
описания становился именно рост Европы, говорилось ли об общественноэкономических формациях – их характерные черты формулировались именно
на европейских данных.
Европоцентризм опасен тогда, когда он ведет к систематическому
игнорированию всех неевропейских цивилизаций.
Борьба против засилья европейских ценностей, навязывания «европейского
пути развития» ожидаемо вызывают к жизни стремление вернуться к корням,
подчеркнуть уникальность своей цивилизации.
25. Сравнение цивилизаций
Цивилизация - это ступень развития общества, следующая послепервобытного строя (первобытного общества), от которого
цивилизацию отличают: возникновение городов, разделение людей
на общественные слои, создание государств и изобретение
письменности.
В глобальном историческом процессе философы выделяют ещё два
типа цивилизации: восточный и западный
Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) -исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к 3-му
тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае,
Вавилоне, Древнем Египте.
Западный тип цивилизации (западная цивилизация) -систематическая характеристика особого типа цивилизационного
развития, включающая в себя определенные этапы историкокультурного развития Европы и Северной Америки.
26.
Восточный тип цивилизации(восточная цивилизация)
Западный тип цивилизации
(западная цивилизация)
По М.Веберу
Традиционализм -- ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа
жизни и социальных структур.
Динамизм, ориентация на новизну
Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой
жизнедеятельности.
Утверждение достоинства и уважения к человеческой личности
В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека,
предопределение всех действий и поступков, независящими от него силами
природы, социума, богов и т. д.
Идеалы свободы, равенства, терпимости
Нравственно волевая установка не на познание и преобразование мира, а
созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой,
сосредоточенность на внутренней духовной жизни.
Рациональность
Личностное начало не развито. Общественная жизнь построена на принципах
коллективизма
Индивидуализм, установка на автономию личности
Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в
форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание
государства над обществом.
Уважение к частной собственности
Экономической основой жизни в восточных цивилизациях является
корпоративная и государственная форма собственности, а основным методом
управления выступает принуждение.
Предпочтение демократии всем другим формам
государственного управления. Западная цивилизация на
определенном этапе развития приобретает характер
техногенной цивилизации.
27.
3. Российское государство-цивилизация.-Факторы, определившие развитие российской цивилизации
(природно-климатический, религиозный, исторический,
политический и др.).
-Генезис российской цивилизации (преодоление
раздробленности, переход к имперско-цивилизационному
проекту, федеративно-цивилизационный проект).
-Базовые характеристики Российского «государствацивилизации.
-Роль и миссия России в работах различных отечественных
философов, историков (П. Чаадаев, Н. Бердяев, Л.П. Карсавин,
С.Н. Булгаков и др.).
-Российская цивилизационная идентичность.
28. Структура цивилизационной идентичности
В структуру цивилизационной идентичности (примениельно к любойцивилизации) можно представить следующим образом. Каждая
сложившаяся цивилизация тяготеет, во первых, к выраженным
формам самосознания; вовторых, она соотносит себя и свою
специфику с окружающими ее смежными или
родственными цивилизациями; наконец, в третьих, она
стремится проецировать свои достижения и проблемы на
мировое сообщество в целом и всемирную культуру.
Любая цивилизационная идентичность в общем виде складывается из
трех основных компонентов:
менталитета цивилизации, ее локалитета и глобалитета,
образующих в своей совокупности триаду.
29.
Н.А. Бердяев (1874-1948) в книге «Судьба России» пишет:«Географическое положение России было таково, что русский народ
принужден был к образованию огромного государства. На русских
равнинах должен был образоваться великий Востоко-Запад,
объединенное и организованное государственное целое. Огромные
пространства легко давались русскому народу, но нелегко давалась ему
организация этих пространств в величайшее в мире государство,
поддержание и охранение порядка в нем. На это ушла большая часть сил
русского народа. .. .Государственное овладение необъятными
русскими пространствами сопровождалось страшной
централизацией, подчинением всей жизни государственному интересу
и подавлением свободных личных и общественных сил. Смирение
русского человека стало его самосохранением. Отказ от
исторического и культурного творчества требовался русским
государством, его сторожами и хранителями. Необъятные
пространства, которые со всех сторон окружают и теснят
русского человека, - не внешний, материальный, а внутренний,
духовный фактор его жизни. Эти необъятные русские пространства
находятся и внутри русской души и имеют над ней огромную власть.
Русский человек, человек земли, чувствует себя беспомощным овладеть
этими пространствами и организовать их. Он слишком привык возлагать
эту организацию на центральную власть, как бы трансцендентную для
него».
Бердяев Н.А. Судьба России. Опыт по психологии войны и национальности. - М., 1990.
30. А.Ж. Тойнби о России
Основным вызовом, определившим развитие русской православнойцивилизации, Тойнби считает непрерывное внешнее давление.
Впервые оно началось со стороны кочевых народов в 1237 году походом
хана Батыя. Ответ заключался в изменении образа жизни и обновлении
социальной организации. Это позволило впервые за всю историю
цивилизаций оседлому обществу не только победить евразийских кочевников,
но и завоевать их земли, изменить лицо ландшафта и в конечном итоге
изменить ландшафт, преобразовав кочевые пастбища в крестьянские поля, а
стойбища — в оседлые деревни. В следующий раз страшное давление на
Россию последовало в XVII веке со стороны западного мира. Польская армия
в течение двух лет оккупировала Москву. Ответом на этот раз было основание
Петербурга Петром Первым и создание русского флота на Балтийском море
Утвердившийся в России коммунизм Тойнби рассматривал как «контрудар»,
отбивающий назад то, что Запад навязал России в XVIII веке. Здесь — общая
точка с идеологиями «евразийства», «сменовеховства» и националбольшевизма. Экспансия коммунистических идей явилась, по Тойнби, лишь
одним из неизбежных ответов на противоречие «между западной
цивилизацией как агрессором и другими цивилизациями как жертвами».
Свидетель гибели викторианской Англии, двух мировых войн и распада
колониальной системы, Тойнби утверждал, что «на вершине своего
могущества Запад сталкивается с незападными странами, у которых
достаточно стремления, воли и ресурсов, чтобы придать миру незападный
облик». Тойнби предсказывал, что в XXI веке определяющим историю
Вызовом станут выдвинувшая собственные идеалы Россия (которую Запад не
жаждет принять в свои объятия), исламский мир и Китай.
31. Российская государственность
Российская государственность возникла в 862 г.Но когда начинается Российская цивилизация? Кто-то относит ее начало
к периоду сосуществования четырнадцати восточнославянских племен, кто-то
– к моменту крещения Руси (988). Русские евразийцы как на рубежную дату
указывали на монгольское завоевание, об этом же писал и А. Тойнби. Как бы
то ни было, мы можем говорить о своеобразных «строительных блоках», из
которых Российская цивилизация формировалась.
Прежде всего это восточнославянский культурный пласт,
реконструируемый фольклористами, археологами, лингвистами,
специалистами по ономастике и топонимике.
Безусловно, важнейшую роль сыграло принятие православного
христианства из Византии, что предопределило культурное развитие
Руси. Византийская империя, считавшая себя наследницей Древнего Рима и
шире – Средиземноморской культуры, к концу X в. оставалась духовным
лидером всей Европы. В отличие от католического христианства,
православие способствовало переводу Библии на языки славянских
народов. Кирилл и Мефодий разработали славянскую азбуку, позже названную кириллицей. Кириллица стала чрезвычайно важным элементом
российской цивилизации
32. Православие
Православие повлияло на русскую политическую культуру.Если для католицизма с конца XI в. было характерно соперничество
светской и духовной властей, то в России отношения православной церкви
и светской власти предполагали принцип симфонии,
согласно которому обе власти должны находиться в состоянии гармонии,
согласия и сотрудничества (синергии). Случалось, что светская власть
стремилась подчинить себе Церковь. Но на большей части нашего
исторического пути симфония не переставала быть
цивилизационным идеалом.
Сохранение православной веры стало важнейшим фактором выживания
русской культуры в условиях татаро-монгольского нашествия.
Уже на начальном этапе формирования Российская цивилизация
складывалась в сотворчестве русского народа с другими
народами, населявшими эту землю, впитывая элементы их
культуры.
33. Генезис российской цивилизации
СРЕДНЕВЕКОВАЯ РУСЬ: РАЗОБЩЕНИЕ – ЗАВОЕВАНИЕ –КОНСОЛИДАЦИЯ.В 1150 г. на Руси насчитывалось 13 княжеств, а в 1230 г. – уже 50.
ИВАН III. ПРОРЫВ К ГОСУДАРСТВУ–ЦИВИЛИЗАЦИИ.
(1462–1505), объединившем земли Северо-Восточной Руси под своей властью. Одним
из главных успехов стало присоединение Великого Новгорода, развитие самобытной
политической культуры которого было прервано. Границы державы Ивана III
простирались теперь от Нарвы до полярного Урала. Князь именовал себя «господарь
Всея Руси». Брак с Софьей Палеолог, племянницей последнего византийского
императора, повысил международный престиж Ивана III. Российская цивилизация
изначально складывалась с ясным пониманием своей исключительности последнего
хранителя веры и правды. Появляется удивительное свойство русской культуры:
наследие не только гонителей, но и гонимых в конечном счете работало на общее
благо страны, обогащая ее культуру и науку.
ВЫЗОВЫ XVI–XVII ВВ.: ОТ ИВАНА ГРОЗНОГО К СМУТЕ
ОТ ЦАРСТВА К ИМПЕРИИ: УГРОЗЫ И ЗАИМСТВОВАНИЯ
ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ И ЦИВИЛИЗОВАННАЯ РОССИЯ
Новый этап модернизации страны связан с эпохой Екатерины II. Это был тот редкий
период, когда образ России на Западе был в целом положительным. Царствование
императрицы приводят как образец Просвещенного абсолютизма.
В первой половине XIX в. проявляется такая черта Российской цивилизации, как
мессиан- ство – вера в особую, священную роль русского народа.
34. Генезис российской цивилизации
В многонациональной России (а до того в Советском Союзе)сознание своей великорусской, татарской, еврейской,
удмуртской, чеченской и т.п. национальной (или этнической)
идентичности не обязательно совпадало с той или иной
конфессиональной идентичностью (православной,
исламской, иудейской, атеистической и др.) и тем более не
гарантировало достижения цивилизационной (российской
или советской) идентичности.
Представление о цивилизационной идентичности имплицитно
включает в себя различные оттенки этнонациональных,
конфессиональных, социокультурных идентичностей, но не
сводится к ним – ни в отдельности.
35. Российская цивилизационная идентичность
Русская национальная идентичность - это особенности русскогонарода, связанные с верой, языком, исторической памятью, чувством
справедливости. Формами русской цивилизационной идентичности
выступают соборность, этатизм, симфония властей, традиционная
семья и православная духовность.
Цивилизационная идентичность – это наиболее широкая и
обобщенная категория в ряду иных социокультурных идентичностей
– этнонациональной, конфессиональной, социальнополитической,
региональной и т.п. Тем более важны параметры не только ее
универсальности и синтетичности, но и ее принципиальной
многозначности (а значит, смысловой «размытости») и исторической
изменчивости. Особенно важно понимание цивилизационной
идентичности для стран, принципиально полиэтнических,
поликонфессиональных, многоязычных (кроме России, это – США,
Канада, большинство западноевропейских стран).